Разработка программы социально-экономического развития муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 15:04, курсовая работа

Краткое описание

Мероприятия плана основных шагов, утвержденного главой муниципального образования, должны служить для соответствующих подразделений администрации муниципалитетов обязательным основанием представления заявок на финансирование плановых мероприятий при подготовке проектов законов и постановлений о годовых региональных и муниципальных бюджетах.

Содержание

Введение
Основные принципы территориального планирования
Базовые принципы разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Разработка программы социально-экономического развития.rtf

— 331.21 Кб (Скачать файл)

5. Принцип единого экономического и социального пространства. Необходимость внесения данного принципа в категорию базовых обусловлено тем, что, во-первых, муниципальные образования, как уже было сказано, являются открытыми экономическими и социальными системами. Это обязывает разработчиков рассматривать их как подсистемы, являющиеся частью системы «субъект Российской Федерации» и системы «Российская Федерация».

Во-вторых, расширяющаяся и углубляющаяся глобализация финансовых, экономических и социальных процессов привела к повсеместному несовпадению административных и «экономических границ» муниципального образования. Если первое условие, как правило, находит понимание органов управления муниципальных образований и учитывается ими при планировании и управлении социальными и экономическими процессами на подведомственной территории, то второе нуждается в дополнительном разъяснении.

Понятие «экономическая граница» муниципального образования основано на повсеместном стремлении хозяйствующих субъектов расширить сферы своего влияния на рынках товаров и услуг за пределы любых административно-территориальных границ. Финансовый результат, а, значит, и величина ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта, который муниципальное образование при определенных условиях может привлечь для своего развития, в этом случае зависит не только от эффективности производства, находящегося непосредственно на территории объекта планирования, но и от эффективности его деятельности по месту реализации произведенных товаров и услуг. В связи с этим, в планируемый период времени необходимо учитывать программы развития хозяйствующих субъектов не только на территории муниципалитета, где организовано производство, но и за его пределами.

В социальной сфере «экономические границы» муниципального образования определяются областями трудовой и «маятниковой» миграции его населения, формирующими приток и отток трудовых ресурсов и наличных финансовых средств.

6. Принцип баланса интересов региональных, муниципальных органов власти, бизнеса и населения органически дополняет предыдущие принципы, так как он основывается на установлении взаимного согласия между властью и местным сообществом относительно целей, задач, механизмов, инструментов, этапов и ресурсов социально-экономического развития муниципальных образований. Без учета данного принципа, как показывает практика, программы социально-экономического развития муниципальных образований носят формальный характер. Более подробно методологические основы государственно-частного партнерства в вопросах развития экономики и социальной сферы муниципальных образований изложены в пятом параграфе настоящей главы.

К принципам территориального планирования, которые либо вытекают из базовых принципов, либо усиливают их действие относятся:

1. Принцип целенаправленности предполагает обязательное наличие в планах и программах социально-экономического развития муниципального образования стратегических целей и приоритетов деятельности органов власти, бизнеса и гражданского сообщества на планируемый период. Этот принцип реализуется в форме разработки концепции, стратегии развития муниципального образования, ядро которых составляют, во-первых, комплекс стратегических целей и задач, и, во-вторых, выбор стратегических

приоритетов устойчивого развития муниципального образования, включающий перечень приоритетных функций (отраслей и видов

деятельности) на планируемый период.

2. Принцип социальности предполагает, что при формировании стратегических целей и задач, механизмов их реализации во главу угла должны быть положены интересы населения, приоритетное направление повышения качества жизни.

3. Принцип синергии, то есть синхронизации действий, предполагает, во-первых, выстраивание муниципальных приоритетов в логике приоритетов субъекта Российской Федерации, а региональных приоритетов - в логике кооперации и интеграции приоритетов муниципальных образований.

Во-вторых, синхронизацию действий органов власти, бизнеса и гражданского сообщества в реализации стратегических и текущих плановых решений всех административно-территориаль ных уровней.

В-третьих, синхронизацию действий, расположенных на территории муниципальных образований структур органов федеральной, территориальной государственной власти и местного самоуправления нужно осуществлять в логике реализации государственных приоритетов.

4. Принцип эффективности территориального планирования основывается на соблюдении основного принципа разработки и принятия любого управленческого решения: необходимости достижения больших результатов меньшими ресурсами, в кратчайшие сроки и наименьшими издержками.

5. Принцип легитимности предусматривает обязательность рассмотрения и утверждения предложенных вариантов территориальных планов на уровне представительных органов муниципального образования, а концепции и комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования в целом - путем заключения надлежащим образом оформленного соглашения между органами местного самоуправления, бизнес - сообществом и гражданским сообществом.

6. Принцип демократичности неразрывно связан с принципом легитимности и означает необходимость открытости и гласности на всех этапах территориального социально-экономического планирования.

7. Принцип профессионализма - неотъемлемый принцип успеха любой деятельности. В практике территориального планирования он обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой информационной и методической базы, привлечением к работе специалистов из управленческих структур муниципального образования, ученых, организацией независимых экспертиз, апробацией на научно-практических конференциях и семинарах.

8. Принцип персональной ответственности за порученный участок формирования и реализации планов и программ муниципального образования - один из основных принципов, обеспечивающих успех территориального планирования и управления. На практике он реализуется назначением работников органов исполнительной власти, ответственных за формирование и исполнение отдельных разделов и этапов программ социально-экономического развития муниципального образования, организацией непрерывного мониторинга исполнения планов и программ, включение в работу с первого дня работы «первого руководителя».

9. Принцип минимизации риска. Принятие _любых планов и программ развития территории на длительный период времени в условиях информационной неопределенности, будь то субъект Российской Федерации или муниципальное образование второго уровня - городское, сельское поселение, является весьма ответственным управленческим решением, связанным с возможностью ошибок на этапе планирования и рисками неисполнения или ненадлежащего исполнения плановых задач на этапе реализации. И первое, и второе, и третье может повлечь за собой негативные экономические и социальные последствия.

Поэтому, следуя принципу минимизации риска, необходимо в процессе предплановых, плановых работ произвести оценку возможных рисков для экономики и социальной сферы на пути реализации или не полной реализации выбранных стратегических приоритетов развития муниципального образования.

Характеристики прогнозируемых рисков должны быть учтены при сравнительном анализе вариантов выбора стратегических приоритетов или траекторий развития событий в результате реализации плановых целей и задач.

Общеизвестно, что принципы, равно как и законы формулируются на основе выводов, сделанных обществом по результатампрактической деятельности. Предложенное в настоящем параграфе структурирование принципов территориального планирования и их формулировки - это обобщение практического опыта, наработанного в муниципалитетах Сибирского федерального округа в области планирования развитием муниципальных образований за последние четыре года. Они аккумулируют также основные теоретические подходы авторов к проблеме обеспечения методологического единства планирования и управления на всех уровнях административно-территориальной иерархии и позволяют сформулировать уточненную методику формирования комплексных программ социально-экономического развития для современных муниципальных образований.

 

 

 

Заключение

 

Разработка проектов планов и программ развития муниципального образования осуществляется исполнительным органом (муниципальной администрацией).

Планы и программы развития муниципального образования должны основываться на следующих принципах:

  • ориентация на саморазвитие территории, на мобилизацию собственных возможностей и ресурсов, имеющихся в распоряжении муниципального образования;
  • содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей развитие рыночных отношений;
  • приоритетное решение наиболее острых проблем жизнеобеспечения населения муниципального образования;
  • ориентация на развитие реального местного самоуправления с созданием адекватной материально-финансовой базы;
  • развитие вертикального и горизонтального взаимодействия (финансово-экономические, социально-культурные и другие связи) городских, районных, сельских муниципальных образований.

Планы социально-экономического развития муниципального образования должны формироваться на основе группировки основных проблем, характерных для жизнедеятельности населения и требующих своего разрешения. К таким проблемно-содержательным направлениям (разделам) планов могут быть отнесены: а) финансово-экономическое; б) социально-культурное; в) коммунально-бытового и иного обслуживания населения; г) транспорта и связи; д) природно-экологическое; е) строительства и другие.

Выделение проблемно-содержательных направлений в структуре планов осуществляется с учетом: во-первых, вопросов местного значения, отнесенных к ведению муниципального образования; во-вторых, следует принимать во внимание проблемы, наиболее остро стоящие перед муниципальным образованием, его жителями; в-третьих, необходимо учитывать также программы и планы, принимаемые на региональном и федеральном уровнях; в-четвертых, необходимо также учитывать проекты планов и программ развития предприятий, организаций, расположенных на территории муниципального образования.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гладышев А.Г., Иванов В.Н. Муниципальное управление. - М.: Муниципальный мир, 2006. - 560 с.
  2. Головко И.С, Т.В. Псарева. Под общ. ред. Т.В. Псаревой. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации/ - Новосибирск, 2009. - 544 с.
  3. Знаменская К.Н. Разработка стратегического выбора муниципального образования/ учеб. пособие. - М.: ФГНУ «Российский учебный центр государственного муниципального управления», 2007. - 184 с.
  4. Коломиец Т.И. Социально-экономическое развитие региона: теория и современное состояние / Т.И. Коломиец // Вестник Томского государственного университета. Серия Экономика. Юридические науки. - 2006. - №279 (сент.). - С. 173-180.
  5. Комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований: опыт, проблемы, рекомендации/ И.С. Головко, Т.В. Псарева, Е.В. Репина-Гаврикова, И.А. Назаренко. Под общ. ред. Т.В. Псаревой. - Новосибирск, 2006. - 544 с.
  6. Марченко И.П. Организация государственного и муниципального управления по результатам: Монография. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2008. - 408 с.
  7. Маршалова А.С. Система государственного и муниципального управления. - М.: Омега-Л, 2008. - 128 с.
  8. Методические рекомендации по комплексной оценке и прогнозу социально-экономического развития муниципальных образований. / Под ред. И.В. Картышева, В.Ю. Ульяшина. М.: ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2007. - 223 с.

 

 

 


Информация о работе Разработка программы социально-экономического развития муниципальных образований