Энергосберегающие технологии на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:59, реферат

Краткое описание

Для удовлетворения растущих энергетических потребностей необходимо мобилизовать ещё больше капиталовложений. Но есть альтернативный путь, который показала нам Центральная и Западная Европа после первого нефтяного кризиса – это путь самообеспеченности энергоресурсами за счёт развития программы энергосбережения во всех сферах – от собственного жилья до промышленности и транспорта. Энергосбережение подразумевает эффективное использование энергоресурсов за счёт внедрения перспективных энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, модернизацию производства, переход на безотходные, малоотходные ресурсосберегающие и ресурсозаменяющие технологии, использование вторичных материальных ресурсов, переход на местные виды топлива при одновременном улучшении среды и условий жизнедеятельности человека. Для нашей республики важно также изучение и использование возобновляемых энергетически чистых источников энергии, прежде всего, энергии солнца и ветра.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Мировые и государственная (Республики Беларусь) энергетические программы и программы в области энергосбережения…………………………...4
2. Основные направления деятельности национальной академии наук республики Беларусь в области ресурса и энергосберегающих технологий……6
3. Энергосберегающие технологии получат более широкое применение в транспортной отрасли Беларуси……………………………………………………8
4. Лидер белорусской автоиндустрии внедрил энергосберегающие технологии……………………………………………………………………..……10
5. Государственная программа развития железнодорожного транспорта республики Беларусь на 2011 - 2015 годы………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованных источников……………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Energosberegayuschie_tekhnologii_v_transporte.docx

— 42.17 Кб (Скачать файл)

В частности, здесь недавно  реализован проект по модернизации одной  из печей отжига сталелитейного цеха № 2. «Это позволило, во-первых, уменьшить  потребление природного газа на 590 м3 в год и, во-вторых, повысить КПД  с 8-10% до 28-34%», — уточнил главный энергетик. Проект обошелся предприятию в 793 млн.Br. Срок его окупаемости — 3 года.

В текущем году предприятие  намерено тиражировать данный проект на другие печи литейного производства. Кроме того, в ближайшее время  состоится запуск в работу реконструированной печи и в кузнечном производстве, которое также потребляет уйму дорогостоящего природного газа.

На проблему низкоэффективного  использования ТЭР специалисты  МАЗа обратили внимание и при анализе состояния дел в термогальваническогом производстве. Причина — в применении старого оборудования, технико-экономические характеристики которого сильно уступают современным мировым аналогам. В прошлом году специалисты МАЗа реализовали проект по установке в термическом цехе высокопроизводительного агрегата германской фирмы Ipsen, который осуществляет химико-термическую обработку деталей заднего моста коробки передач грузового автомобиля.

«Ipsen успешно заменил два наших аналогичных агрегата с большей энергоемкостью и меньшей производительностью при одновременном улучшении качества работ, — рассказал заместитель начальника управления лабораторно-исследовательских работ предприятия Александр Волков. — В результате его внедрения нам удалось сэкономить в годовом исчислении около 1 млн. м3 газа и 1,075 млн. кВт.ч электрической энергии».

По его словам, такого типа агрегаты в настоящее время  работают в Западной Европе на автомобильных  предприятиях MAN, Merсedes, Volvo. Вот почему там довольно безболезненно переносят высокие цены на российский газ (для МАЗа он в 2-2,5 раза дешевле).

Что касается электроэнергии, то она занимает в общем объеме ТЭР даже большую долю, нежели газ  — 56%. Например, значительные объемы электричества  расходуются на получение сжатого  воздуха. «Мы децентрализовали воздухоснабжение наших производств», — пояснил В.Шишков. Это позволило уменьшить число установок, вырабатывающих сжатый воздух и, как следствие, электропотребление.

Немаловажным фактором стало  приведение зданий и сооружений предприятия  в состояние, обеспечивающее комфортные условия труда при минимальном  расходовании ТЭР. Столь же важны  и организационные мероприятия  — например, отключение отопления  в выходные дни оборачивается  здесь еженедельной экономией 140-145 млн. бел рубл.

«Предприятия Минпрома в  целом потребляют порядка 2 млн. т  у.т., — отметил директор Департамента по энергоэффективности Госстандарта Леонид Шенец, комментируя опыт МАЗа. — Из них 54% — литейка, термичка, гальваника». Между тем, по его словам, доля современного высокоэффективного оборудования в этих производствах все еще остается крайне низкой — 15%. Такой же, кстати, показатель на сегодняшний день и у Минского автозавода, хотя движение вперед этого предприятия по пути внедрения энергосберегающих технологий очевидно. Причем экономические результаты данного внедрения, как подчеркнул Л.Шенец, являются убедительным свидетельством правильности действий заводской администрации.

По мнению главы Департамента по энергоэффективности, невысокие темпы технического и технологического прогресса предприятий Минпрома имеют не только объективный характер, связанный с отсутствием необходимых финансовых средств, но и субъективный — недостаток деловой инициативы, ведомственной координации. «Сегодня есть огромнейшие наработки в этом деле промышленных предприятий, которые можно было бы обобщить, чтобы тиражировать опыт в отрасли, но, увы, ситуация оставляет желать лучшего», — посетовал Л.Шенец.

 

5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО  ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  НА 2011 - 2015 ГОДЫ

Основная цель Государственной  программы заключается в развитии железнодорожного транспорта для формирования условий устойчивого развития страны, полного транспортного обеспечения  потребностей населения, усиления транзитного  потенциала, повышения конкурентоспособности  экономики.

Задачи Государственной программы предусматривают:

  • обеспечение безопасности движения поездов;
  • обновление подвижного состава;
  • модернизацию железнодорожной инфраструктуры;
  • создание новых и совершенствование действующих технологий перевозок грузов и пассажиров, организацию ремонта и технического обслуживания подвижного состава, устройств пути, систем автоматики, телемеханики и связи.

Этапы для реализации государственной  программы - 2011-2015 года. Основными инвестиционными проектами являются приобретение тягового и мотор-вагонного подвижного состава; приобретение вагонов; электрификация железнодорожных линий; развитие Минского железнодорожного узла; развитие скоростного межрегионального пассажирского сообщения.

Железнодорожный транспорт  Республики Беларусь является ведущим элементом транспортной системы страны и в ближайшем будущем в ее экономике будет играть доминирующую роль, которая определяется:

  • необходимостью вывоза экспортных грузов массовой отгрузки нефтепродуктов, удобрений, химических грузов, строительных материалов, лесных грузов;
  • потребностью ввоза значительного количества ресурсов критического импорта;
  • значительной долей валютных поступлений в страну и налогового наполнения ее бюджета.

Железнодорожный транспорт  Республики Беларусь является сложной  организационной, технологической  и финансовой системой, обеспечивает значительное наполнение бюджета страны и выполняет для населения  функции социальной поддержки. Организации  железнодорожного транспорта Республики Беларусь в значительной мере задействованы в решении задач укрепления промышленного потенциала государства, развития современного машиностроения, производства наукоемкой продукции. Для решения отдельных задач, связанных с железнодорожным транспортом страны, требуется привлечение ресурсов государства, облисполкомов, Минского горисполкома, иностранных инвесторов. Потребность в эффективном использовании географического положения республики и прохождение через ее территорию двух международных транспортных коридоров требуют эффективного взаимодействия с железными дорогами соседних государств и европейской транспортной системой с выходом на морской транспорт. При этом необходимо партнерство Министерства иностранных дел, Государственного таможенного комитета и Государственного пограничного комитета с организациями железнодорожного транспорта, которые осуществляют международные перевозки транзитных и экспортно-импортных грузов, имеющих для государства важное стратегическое значение.

Железнодорожный транспорт  Республики Беларусь в основном интегрируется  в Белорусской железной дороге, включающей 77 организаций, в том числе 32 учреждения и 45 республиканских унитарных предприятий, из которых 14 дочерних, 6 обособленных структурных подразделений, 3 представительства  Белорусской железной дороги за рубежом.

Ожидаемые результаты от реализации Государственной программы:

  • увеличение объема перевозок грузов - 121,3 процента;
  • повышение производительности труда - 175,7 процента;
  • сальдо внешней торговли - 253,4 процента;
  • продукция промышленности - 168,5 процента;
  • увеличение объема перевозок грузов повысит доходность Белорусской железной дороги за счет транзитных грузов - 145,2 процента, экспортных - 189 процентов;
  • сокращение затрат в размере 108 - 111 процентов на оплату за использование подвижного состава иностранных государств за счет ускорения его продвижения по Белорусской железной дороге, 116 - 119 процентов на обслуживание транзита, следующего из России в Калининградскую область и обратно, а также из Украины в страны Балтии, 112 - 116 процентов на техническую эксплуатацию подвижного состава за счет увеличения межремонтного пробега и приобретения нового подвижного состава;
  • уменьшение энергоемкости ВВП на железнодорожном транспорте на 29,5 процента, что позволит выйти на современный уровень выполнения перевозочного процесса по энергоемкости.

Ожидаемые показатели соответствуют  темпам экономического роста страны, предусмотренным в проекте Программы  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы.

 

Заключение

На сегодняшний день энергосбережение занимает одну из ключевых позиций  в развитии и экономике рынков потребительских услуг и материалов. Использование альтернативных источников энергии становится всё более популярно, особенно в свете энергосберегающих технологий. Сокращается потребление других видов топлива и энергии. Применение энергосберегающих материалов является практической гарантией сокращения расходов на эксплуатацию и обслуживание любых объектов, ранее требовавших больших материальных затрат на энергообслуживание, в том числе по теплоэнергетике. Повышение энергоэффективности в производстве, в транспорте, в быту и в сфере ЖКХ, требует хорошо продуманного и четкого определения конкретных целей и методов их достижения, которые могут стать основой программы энергосбережения. Практическая реализация такой программы в большой степени может найти опору в прямой материальной выгоде между субъектами отношений. Сравнительные характеристики энергосберегающих материалов позволяют делать оптимальный выбор с учётом требуемых свойств и качеств при планировке работ по повышению уровня энергосбережения объектов. Отношение государства к разработкам, внедрению и широкому использованию технологий в сфере энергосбережения является одной из ключевых позиций в степени развитости страны. На протяжении последних десятилетий стало очевидным, что вопросы энергоэффективности более чем насущны для всей планеты.

 

Список использованных источников:

1. Постановление СМ РБ № 168 от 05.03.1996 г. «Основные направления энергетической политики РБ на период до 2010 г.»

2. Новости Беларуси. Белорусское тарифное агенство, 2011 г. http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Energosberegajuschie-texnologii-poluchat-bolee-shirokoe-primenenie-v-transportnoj-otrasli-Belarusi_i_554728.html

3. Экономическая газета, 2009 г. http://belarus.newsby.org/2009/02/16/text5173.htm

4. Нормативный документ http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21001851&p2=%7BNRPA%7D

 


Информация о работе Энергосберегающие технологии на транспорте