Основные показатели внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 10:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить состояние и динамику товарной структуры внешней торговли России.
Задачи курсовой работы:
•исследовать основные показатели внешней торговли;
•охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
•проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;
•оценить приоритеты и направления развития внешней торговли России;
•охарактеризовать место России в международной торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3
1. Основные показатели внешней торговли……………………………..5
2. Анализ внешней торговли России на современном этапе………….10
2.1. Динамика внешней торговли. Развитие экспорта. Развития импорта…………………………………………………………………...…………10
2.2. Товарная структура внешней торговли………………………………..18
2.3. Географическая структура внешней торговли…………………..……22
3. Приоритеты и направления развития внешней торговли России……………………………………………………………………………….28
3.1. Место России в международной торговле…………………………….28
3.2. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности………………………………………………………………………..31
Заключение………………………………………………………………….34
Список использованной литературы…………………………..………..37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 205.24 Кб (Скачать файл)

                         ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ

  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  «АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ  ОТНОШЕНИЙ»

БАШКИРСКИЙ  ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(ФИЛИАЛ)

Факультет: Финансово-Экономимеский

Специальность:Менеджмент

Кафедра:Менеджмента и индустрии гостеприимства

Группа:Мбд-31

                                               КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «КОНКУРЕНЦИЯ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

на тему:

                                   «Основные показатели внешней торговли»

                                                      Научный руководитель

Старший преподаватель 

__________Т.В.Буканина

Студент                            Петряев В.Н.

Дата  сдачи ________

Оценка ___________

 

                                                      Уфа – 2013

 

                                                      Оглавление

Введение……………………………………………………………………....3

1. Основные показатели  внешней торговли……………………………..5

2. Анализ внешней  торговли России на современном  этапе………….10

2.1. Динамика внешней торговли. Развитие экспорта. Развития импорта…………………………………………………………………...…………10

2.2. Товарная структура внешней торговли………………………………..18

2.3. Географическая структура внешней торговли…………………..……22

3. Приоритеты и  направления развития внешней  торговли России……………………………………………………………………………….28

3.1. Место России в международной торговле…………………………….28

3.2. Мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности………………………………………………………………………..31

Заключение………………………………………………………………….34

Список использованной литературы…………………………..………..37

 

 

Введение

Традиционной  и наиболее развитой формой международных  экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 % всего объема международных  экономических отношений.

Актуальность исследования обусловлена тем, что международная  торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных  экономических отношений. Анализ специфических  проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как  важнейшей формы международных  отношений. В общем виде международная  торговля является средством, с помощью  которого страны могут развивать  специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом  увеличивать общий объем производства. Суверенные государства, как и отдельные  лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.

Страны торгуют по нескольким причинам. Во-первых, экономические  ресурсы – природные, человеческие, инвестиционные товары – распределяются между странами мира крайне неравномерно; страны существенно различаются  по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных  технологий или комбинации ресурсов.

Анализ динамики внешней  торговли России является актуальным, так как Россия в настоящее  время активно борется за улучшение  своего положения на международном  рынке, и внешняя торговля для  России это основной источник средств для поднятия национальной экономики и решения внутренних экономических и социальных проблем.

Цель курсовой работы –  выявить состояние и динамику товарной структуры внешней торговли России.

Задачи курсовой работы:

  • исследовать основные показатели внешней торговли;
  • охарактеризовать современную внешнеторговую политику России;
  • проанализировать динамику и структуру внешней торговли России;
  • оценить приоритеты и направления развития внешней торговли России;
  • охарактеризовать место России в международной торговли.

Объектом настоящего исследования является товарная структура внешней торговли России, предметом – экспорт и импорт России, характеризующие внешнюю торговлю России.

Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды классиков  экономической науки, современных  отечественных и зарубежных ученых.

Практическая  значимость курсовой работы заключается  в том, что её результаты могут  быть использованы в учебном процессе при изучении экономических дисциплин.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

В I главе рассмотрены основные внешнеэкономические показатели; во II главе – внешняя торговля России на базе географической и товарной структур. Прослежено изменение экспорта и импорта в стране за последний период времени; в III главе – место России в международной торговле и мероприятия, способствующие развитию внешней торговли. В заключение курсовой работы изложены основные результаты проведенных исследований, сделаны выводы.

 

 

 

 

 

1. Основные показатели внешней торговли

Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков - экспорта и импорта товаров. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют понятия реэкспорта и реимпорта.

Технологический жизненный  цикл товара проходит в международной  торговле пять основных этапов. На первом этапе новый товар выходит  на внутренний рынок. В процессе его  завоевания качество товара совершенствуется. На втором этапе спрос на внутреннем рынке полностью удовлетворяется, и товары начинают экспортировать. На этом этане государство-производитель (или фирма-производитель) обладает временной монополией в выпуске и реализации товара на мировом рынке. На третьем этапе возможности отработки технологии для производства товара внутри страны исчерпаны, большинство потенциальных покупателей на внутреннем рынке удовлетворили потребность в данном товаре. Перспективы повышения эффективности просматриваются в перенесении производства с унифицированной технологией в экономику других стран, имеющих более дешевые факторы производства, например, более дешевую рабочую силу. На этом этапе товар начинает выпускаться другими государствами по лицензии для их внутреннего рынка. На четвертом этапе увеличивается выпуск товара в странах, в которые было перенесено производство. Удовлетворив спрос на внутреннем рынке, они начинают завоевание рынков в других странах и, в частности, национального рынка страны-разработчика. Дешевизна рабочей силы обусловливает более низкие издержки производства в стране, воспринявшей товар, поэтому разворачивается ценовая конкуренция на национальном рынке страны-разработчика. Победа в этой борьбе остается за страной с более низкими издержками производства, и страна-разработчик вынуждена свернуть производство и прекратить экспорт. На пятом этапе страна-разработчик полностью прекращает производство товара, а оставшиеся потребности удовлетворяет за счет ею импорта. В этих условиях она вынуждена заняться разработкой принципиально нового товара.

В международной торговле практикуются варианты технологического жизненного цикла товара с последовательным или одновременным началом как  в стране-разработчике, так и в  стране, воспринимающей технологию производства нового товара. Циклы с одновременным  внедрением эффективны для товаров  с коротким жизненным циклом, так как именно он диктует повышенную скорость коммерческого маневра. Товары с длительным жизненным циклом продвигаются в национальную экономику других государств последовательно, согласно традиционным вариантам технологического жизненного цикла товара.

Участие страны в международной  торговле обусловлено уровнем её экономического развития, размерами  территории, численностью населения, степенью обеспеченности природными ресурсами, емкостью внутреннего рынка, задачами и целями экономической политики.1

Экспорт - вывоз за границу товаров для их реализации на внешнем рынке. Импорт - ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт - вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт - обратный ввоз из-за границы в страну не подвергшихся обработке отечественных товаров. Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.

При оценке масштабов международной  торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. Первый из них (номинальный объем) представляет собой стоимость международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международной торговли - это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.

Номинальный объем международной  торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные годы, в целом имеет  общую тенденцию к росту. Она  отражает, прежде всего, тенденцию роста физического объема международной торговли (поставок товаров в натуральном исчислении). Однако, учитывая тот факт, что и цены в международной торговле имеют в целом тенденцию к росту, то в результате стоимостный объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.

Объемы экспорта и импорта  рассчитываются в каждой стране, как в натуральных, так и в стоимостных показателях. При этом стоимостные показатели обычно рассчитываются в национальной валюте и затем переводятся в доллары США для целей международного сопоставления. Однако имеются и примеры отдельных стран (прежде всего это страны, для которых характерна высокая инфляция), где экспорт и импорт рассчитывают сразу же в долларах США.

Помимо показателей экспорта и импорта во внешнеторговой статистике используется показатель внешнеторгового сальдо, представляющего собой стоимостную разницу между экспортом и импортом. Сальдо может быть положительным (активным) или отрицательным (пассивным) в зависимости от того, превышает ли экспорт по своей величине импорт или, наоборот, импорт превышает экспорт (соответственно, существуют понятия активного и пассивного внешнеторгового баланса).

В целях международной  сопоставимости экспорт рассчитывается на основе мировых цен на момент пересечения товаром таможенной границы на базе цен FOB, а импорт - на базе цен CIF. Эти цены традиционно используются в связи с тем, что основная часть товаров во внешней торговле перевозится морским транспортом. Они являются элементами общей системы торговых обычаев или базисных условий поставки товаров Инкотермс, последняя редакция которых была принята в 2000 г. Учитывая то обстоятельство, что в цены CIF входят помимо стоимости перевозки еще и затраты на страховку и фрахт судна (чего нет в ценах FOB), то стоимость мирового экспорта по этой причине оказывается меньше стоимости мирового импорта (на величину страховки, фрахта судна, а также и на величину некоторых портовых сборов).

Сумма по стоимости экспорта и импорта конкретной страны представляет собой ее внешнеторговый оборот. Однако для оценки внешнеторгового оборота в рамках мировой экономики в целом данная методика подсчета (путем суммирования экспорта и импорта) неприменима. Причина состоит в том, что экспорт одних стран автоматически является импортом для других, т.е. возникает так называемый «повторный счет». Поэтому в соответствии с международными договоренностями и со сложившейся практикой под мировым внешнеторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира.


В развивающейся национальной экономике необходимы протекционистские меры для защиты новых отраслей, возникших как результат научно-технического прогресса, от конкуренции эффективных иностранных фирм, функционирующих на мировом рынке достаточно длительное время.

Расширение протекционистских  форм и методов осуществляется в  результате использования нетарифных торговых ограничений. Основными видами нетарифных ограничений являются импортно-экспортные квоты, добровольные ограничения или  стимулирование экспорта, стандарты  и др.

Импортно-экспортные квоты (контингент) — наиболее распространенный вид нетарифных ограничений. Квотирование (контингентирование) — ограничение в количественном или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу или вывозу из страны. Различают импортные и экспортные квоты. В условиях нетарифных ограничений выдается лицензия на экспорт или импорт, ограничивается объем продукции или вводится запрет на нелицензированную торговлю. Квоты также отличаются от тарифов тем, что они абсолютно нивелируют воздействие внешней конкуренции на внутренние цены. И, наконец, импортные квоты изолируют внутренний рынок от проникновения новых и новейших иностранных товаров сверх выданной лицензии. В результате квотирование становится серьезным и сильным методом протекционистской политики. Квотирование осуществляется путем выдачи лицензий.

Вторая половина XX в. в целом характеризуется значительным снижением тарифных барьеров.

При оценке выгодности или невыгодности внешней торговли для отдельных стран, благоприятности конъюнктуры внешней торговли используется такое понятие, как «условия торговли», которое представляет собой соотношение индексов экспортных и импортных цен. Если экспортные цены для данной страны растут быстрее или снижаются медленнее, чем импортные цены, то условия торговли рассматриваются как благоприятные. Для того чтобы международная торговля была выгодна ее участникам, должна складываться и соответствующим образом изменяться структура экспорта и импорта отдельных стран.

Информация о работе Основные показатели внешней торговли