Роль цены и ее функции в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 01:12, реферат

Краткое описание

В малом бизнесе установление нужного уровня цен тем более важно, что предприниматель имеет возможность непосредственно общаться с клиентом и тот в свою очередь может высказать свои претензии по установленным ценам за товары или услуги. Назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению. Назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, например, сомнение в качестве продукта или в умении и опыте предпринимателя. Таким образом, запрашиваемая цена определяет качество товара или услуги в сознании покупателя и помогает определить положение данного продукта на рынке.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава I. Роль цены в экономике……………………………………………4
1.1. Значение и сущность цен …………………………………………….…4
1.2. Функции цены ...…………………………………...…….…...................4
Глава II. Основные ценовые стратегии и методы………………………...7

Глава III. Виды цен………………………………………..………….…….17
3.1. Виды цен в зависимости от сфер торговли…………………………...17
3.2. Виды цен, различающиеся степенью и способами регулирования....19
3.3. Другие виды цен ………….…………………………….…….……..…21
Глава IV. Рыночный механизм ценообразования……………………….23
Глава V. Порядок установления свободных цен на товары…………….26
Заключение……………………………..……………………………………...…28 Список литературы…….…..……..…………………………………………...…30

Вложенные файлы: 1 файл

ценообразование реф.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись та свободном рынке. Такая цена получила название рыночной, а в случае, когда она зафиксирована в договоре - договорной.

Таким образом, на конкурентном рынке в условиях, когда спрос на товар и предложение товара зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.

Однако кроме цены на рынке действует ряд других неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение в целом, то есть приводящих к смешению кривых спроса и предложения. На предложение в свою очередь влияют изменение издержек производства, цен на ресурсы, налоге продавцов на рынке, уровни цен на сопряженные товары, инфляционные другие прогнозы продавцов. Под воздействием этих факторов происходят измен предложении товара и в спросе на товар на данном рынке, что приводит к изменению всей кривой спроса и предложения, вызывающему в свою очередь изменение равновесных цен.

Ситуация несколько усложняется в условиях, когда одновременно изменяются спрос и предложение, наблюдается смещение и кривой спроса, и кривой предложения. Очевидно, и в этом легко убедиться, взглянув на график, что при увеличении спроса и снижении предложения наблюдается интенсивный рост рыночных цен товара, тогда как при снижении спроса и увеличении предложения товара рыночные цены заведомо падают. При одновременном увеличении или снижении и спроса и предложения результат нельзя предсказать однозначно, он зависит от того, какой из двух разнонаправлено действующих факторов переборет, окажет более сильное воздействие на равновесную цену.

Как ясно из изложенного, на конкурентном рынке цены не назначаются, а как бы возникают сами под воздействием спроса и предложения. Поэтому их и называют свободными рыночными ценами. Однако в данном случае слово «свободные» не следует понимать буквально. Ведь кривые спроса и предложения несут на себе отпечаток рассуждений и желаний продавцов и покупателей. Вряд ли, как уже упоминалось, найдется продавец, желающий продавать товар по цене ниже издержек производства и обращения. А это означает, что на кривую предложения тем самым вложено определенное ограничение, которое, так или иначе скажется на величине равновесной рыночной пены. Так что рыночная цена свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка, от психологических установок его участников.

В условиях, когда нет конкуренции, производитель, избирая объем производства и продаж, который и будет в этом случае считать объемом предложения, ориентируется на издержки производства и обращения в их соотношении с ценами, стремясь, прежде всего максимизировать прибыль, равную разности между выручкой от продаж и общими издержками.

Глава V.   Порядок установления свободных цен на товары

1. Порядок установления свободных оптовых цен и тарифов

Как известно, свободные цены и тарифы в рыночных условиях устанавливаются с учетом спроса и предложения. Но в любом случае, должна быть разработана и утверждена методика формирования и применения их. Она приведена в следующих документах: Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары, услуги, утвержденные 9 декабря 1995 г. Министерством экономики Российской Федерации, а также Временные рекомендации по формированию ценовых соглашений между хозяйствующими субъектами Российской Федерации, утвержденные тем же Министерством в 1996 г.

Свободные оптовые (отпускные) цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг). Свободная оптовая (отпускная) цена (тариф) в установленном законодательством порядке увеличивается на сумму налога, на добавленную стоимость, а по товарам народного потребления, облагаемым акцизом, — на сумму акцизов.

Свободные оптовые цены и тарифы фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями предприятия – изготовителя и предприятия – потребителя. В протоколе согласования свободные оптовых цен указываются:

1) наименование и краткая характеристика продукции (товара);

2) артикул, марка, тип;

3) техническая документация, кем, когда она утверждена

4) единицы измерения;

5) свободная оптовая (отпускная) цена предприятия – изготовителя;

6) свободная отпускная цена посреднической организации (предприятия).

Возможно фиксирование указанных цен (тарифов) договорах на поставку продукции (товара), в других документах, подтверждающих согласие покупателя уровнем цен, тарифов.

С учетом конъюнктуры рынка, а также повышение цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на изменение затрат при производстве и реализации продукции, товаров и услуг, свободные оптовые цены на них могут изменены предприятием – изготовителем.

2. Порядок установления и применении свободных розничных цен на товары народного потребления

Свободные  розничные  цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, бытового обслуживания населения и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров исходя из свободной оптовой (отпускной) цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика с учетом налога на добавленную стоимость, по подакцизным товарам – акцизы, взимаемого в установленном порядке, и торговой надбавки.

На каждом предприятии торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и других предприятиях, осуществляющих продажу товаров населению, на каждое наименование товара должен быть составлен реестр свободных розничных цен по установленной форме.

Свободные розничные цены на товары народного потребления могут изменяться розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, бытового обслуживания населения и другими

 

 

 

 

 

Заключение.

 

       1. Порядок установления свободных оптовых цен и тарифов

Как известно, свободные цены и тарифы в рыночных условиях устанавливаются с учетом спроса и предложения. Но в любом случае, должна быть разработана и утверждена методика формирования и применения их. Она приведена в следующих документах: Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары, услуги, утвержденные 9 декабря 1995 г. Министерством экономики Российской Федерации, а также Временные рекомендации по формированию ценовых соглашений между хозяйствующими субъектами Российской Федерации, утвержденные тем же Министерством в 1996 г.

Свободные оптовые (отпускные) цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), качества и потребительских свойств продукции (товаров, услуг). Свободная оптовая (отпускная) цена (тариф) в установленном законодательством порядке увеличивается на сумму налога, на добавленную стоимость, а по товарам народного потребления, облагаемым акцизом, — на сумму акцизов.

Свободные оптовые цены и тарифы фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями предприятия – изготовителя и предприятия – потребителя. В протоколе согласования свободные оптовых цен указываются:

1) наименование и краткая характеристика продукции (товара);

2) артикул, марка, тип;

3) техническая документация, кем, когда она утверждена

4) единицы измерения;

5) свободная оптовая (отпускная) цена предприятия – изготовителя;

6) свободная отпускная цена посреднической организации (предприятия).

Возможно фиксирование указанных цен (тарифов) договорах на поставку продукции (товара), в других документах, подтверждающих согласие покупателя уровнем цен, тарифов.

С учетом конъюнктуры рынка, а также повышение цен на сырье, материалы, других факторов, повлиявших на изменение затрат при производстве и реализации продукции, товаров и услуг, свободные оптовые цены на них могут изменены предприятием – изготовителем.

 

2. Порядок установления и применении свободных розничных цен на товары народного потребления

Свободные  розничные  цены определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, бытового обслуживания населения и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров исходя из свободной оптовой (отпускной) цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика с учетом налога на добавленную стоимость, по подакцизным товарам – акцизы, взимаемого в установленном порядке, и торговой надбавки.

На каждом предприятии торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения и других предприятиях, осуществляющих продажу товаров населению, на каждое наименование товара должен быть составлен реестр свободных розничных цен по установленной форме.

Свободные розничные цены на товары народного потребления могут изменяться розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания, бытового обслуживания населения и другими

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Бирюкова Л.В. Экономика торговли. М., 2003

2. Горина А.В. Цены и ценообразование. М.,2004

3. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Р – на –Д., 2001

4. Ковалева А.П. Экономика для технических вузах. Р – на –Д., 2001

5. Раицкий К.А. Экономика предприятий. М., 2002

6. Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М., 2005

7. Яковлев В.Н. Ценообразование. М., 2002

       

 

 

 

 

 

 

 

2

 



Информация о работе Роль цены и ее функции в экономике