Система цен в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества факторов. В систему цен входят не только национальные, но и мировые цены.
Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, объясняются следующими причинами:
• существует единый процесс формирования цен на производство. То есть все цены формируются на единой методологической основе: на законах стоимости, спроса и предложения и других экономических законах;
• хозяйственная деятельность всех предприятий связана между собой - они используют продукцию друг друга. К примеру, изменение тарифов на грузовые перевозки, электроэнергию отражается на ценах практически любой продукции;
• имеет место тесная связь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
Систему цен характеризуют следующие параметры: уровень цен, их структура и динамика.

Содержание

Введение
Система цен в экономике
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

MetodMaterial44.docx

— 48.52 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

 ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

 

 

 

Контрольная  работа 

 

 

По дисциплине: «Ценообразование»

Тема: «Система цен в экономике»

                                    

 

 

 

 

                                                                                                                           Выполнил:

                                                Студент 5 курса

Заочного (очного) отделения

                                                                    факультета_________________

специальности______________

                                                                   Ф.И.О.    Воеводина О.А.                                             

                            

Проверил:

                                                                  Преподаватель 

 _________________

__________________

__________________

                                                                        

 

 

 

 

Москва 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Система цен в экономике
  3. Заключение
  4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

 

Все цены, действующие в экономике, взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества факторов. В систему цен входят не только национальные, но и мировые цены.

Взаимосвязь и взаимозависимость цен, образующих единую систему, объясняются следующими причинами:

  • существует единый процесс формирования цен на производство. То есть все цены формируются на единой методологической основе: на законах стоимости, спроса и предложения и других экономических законах;

  • хозяйственная деятельность всех предприятий связана между собой - они используют продукцию друг друга. К примеру, изменение тарифов на грузовые перевозки, электроэнергию отражается на ценах практически любой продукции;

  • имеет место тесная связь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

Систему цен характеризуют следующие параметры: уровень цен, их структура и динамика.

Уровень цен это абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме. Структура цен показывает соотношение элементов цены в процентах или долях. Динамика цен показывает изменение уровня цен за определенный период времени. В зависимости от сферы товарного обращения все цены принято делить на так называемые блоки. Наиболее важными блоками единой системы цен являются:

  • оптовые цены;

  • закупочные цены;

  • розничные цены;

  • тарифы на услуги транспорта.

Каждый блок состоит из нескольких подблоков. Блок оптовых цен подразделяется на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности. Блок транспортных тарифов включает тарифы железнодорожного, морского, речного транспорта, автотранспорта, авиаперевозок.

Определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относят топливно-энергетические отрасли (нефтяная, угольная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии. Изменение цен на энергоносители приводит к изменению уровня цен на все без исключения отрасли экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на продукцию отраслей сельского хозяйства.

Систему цен характеризуют следующие параметры:

  • уровень - абсолютное количественное выражение цен в денежной сумме;

  • структура - определенные соотношения элементов цены в процентах или долях;

  • динамика - изменение уровня цен.

Существует тесная связь между системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Под экономической средой понимают товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, т. е. составляющие рыночной экономики.

Цель данный работы рассмотреть систему цен в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Система цен в экономике

Цена - это денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

Процесс ценообразования является атрибутом именно сферы сбыта фирм, В условиях рыночной экономики механизм сбытовой деятельности существенно изменился по сравнению с плановой экономикой. Цена стала тем инструментом, использование которого может помочь фирмам достичь своих целей. Не всегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного товара, могут быть реально оценены с помощью цены. Поэтому в данной ситуации фирмы часто компенсируют такое несоответствие другим и механизмами (экономией на масштабах производства, премировании и т.д.).

Цена как экономическая категория является неотъемлемой частью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и на микроуровне. Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизни населения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние на инвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода.

У каждой фирмы свои подходы к ценообразованию. В небольших по размеру фирмах вопросы ценообразования решаются в основном на высших уровнях управления. Крупные масштабы хозяйственной деятельности приводят к тому, что вопросами ценообразования гораздо эффективней становится заниматься в рамках специализированной службы. В то же время цели ценообразовании устанавливаются органами высшего руководства.

В цене реализуются интересы всех участников рынка, поскольку цена служит, средством для установления определенных отношений между продавцом и покупателем. Цена помогает созданию определенных представлении о товаре. Цены на товары влияют на все показатели деятельности предприятия: рентабельность, величину прибыли, производительность труда в стоимостном выражении, фондоотдачу, материалоотдачу.

Цена в рыночных условиях хозяйствования представляет собой важнейшую характеристику товара на рынке наряду с качеством и другими его свойствами. В рамках маркетинговой деятельности такой его элемент, как цена, способствует сосредоточению в фирме финансовых ресурсов. Через инструмент цен фирма регулирует их величину. Все остальные инструменты маркетинга связаны с расходованием финансовых ресурсов (как то реклама, маркетинговые исследования).

В рыночной экономике цепа выполняет три функции. Во-первых, она дает информацию, ориентирующую действия покупателей и продавцов. Во-вторых, стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение спроса. И, в-третьих, через цену происходит главное в рыночной экономике — распределение доходов между ее участниками.

Выполнение этих функций требует, чтобы ценам было обеспеченно свободное движение. А такая свобода достижима только при отсутствии инфляции и монополизма, искажающих подлинную динамику цен и тем превращающих цену в лжеинформацию, лжестимул и лжераспределение доходов. Вот почему важнейшей задачей регулирования рыночной экономики является борьба с инфляцией и монополизмом.

Хотя система цен очень сложна, все цены молено свести к трем основным видам — "договорные", "государственные" и "мировые".

Договорные цены — подлинно рыночные, свободные цены, воплощающие свободу предпринимательства. Они устанавливаются соглашением покупателя и продавца, т. е. учитывают только спрос и предложение на данный товар. Недостатком договорных цен является то, что они могут быть спекулятивно завышены (или занижены) и нарушить равновесное состояние рынка. Именно удельный вес договорных цен определяет степень "рыночное" экономики данной страны.

Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются вовсе не на продукцию государственных предприятий. Такое мнение просто недоразумение, ибо в рыночной экономике многим государственным предприятиям присуща коммерческая самостоятельность, не уступающая частным. Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:

1) продукцию предприятий-монополистов;

2) базовые (для экономики данной  страны) ресурсы;

3) социально значимые товары.

Система государственных цен состоит из двух элементов: фиксированные цены, жестко устанавливаемые правительством, и регулируемые цены, учитывающие изменения экономической конъюнктуры.

Государственное регулирование цены состоит в установлении ее предельного уровня (или предела ее допускаемого отклонения от значения фиксированной государственной цены).

"Мировые" цены применяются  в международной торговле; по  мере развития международной  специализации труда их роль  возрастает, поскольку они оказывают  активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров.

Хотя международная торговля характеризуется множеством цен на один и тот же товар (отражая специфику региона, условий и времени коммерческих сделок), "мировой ценой" считаются цены, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Эти цены всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Как правило, мировые цены ориентируются на базисные цены, отражающие динамику цен на данный товар за ряд лет.

Мировая цена может отклонятся под влиянием двух факторов: условий транспортировки данного товара и объема покупки ("оптовая" и "розничная" цена).

Особую разновидность мировых цен представляют так называемые "трансфертные цены". Эти цены применяются международными корпорациями в сделках между их подразделениями, расположенными в разных странах. Манипуляции трансфертными ценами как внутрифирменными позволяют корпорациям показывать конечные цены продукции в той стране, в которой максимально облегчено налоговое бремя.

Переход от "назначаемых" (директивных) цен к "свободным" (рыночным) в нашей стране зависит от того, как скоро нам удастся создать рыночный механизм ценообразования , который представляет собой свободное взаимодействие свободного спроса и свободного предложения.

Свободное предложение возникает как результат производственной деятельности множества конкурирующих между собой экономически самостоятельных производителей. Для этого нам требуется приватизация и демонополизация основной массы государственных предприятий.

Свободный же спрос появляется в качестве реальной возможности и осознанного стремления всех участников рыночной экономики к высокодоходной деятельности. Для этого необходимо открыть все источники материальных доходов для всего населения (ценные бумаги, землевладение, домовладение, мелкое предпринимательство и т. д.).

Свободное ценообразование есть главный инструмент эффективной самонастройки рыночной экономики. Однако оно имеет и ряд недостатков, прежде всего — несправедливость распределения доходов через цены, во многом зависящие от непредсказуемости их рыночных колебаний. И все же "плюсы" свободного ценообразования перевешивают все неизбежные для него "минусы".

Все экономические процессы, проходящие в современном хозяйстве, взаимообусловлены, взаимосвязаны и представлены единым процессом воспроизводства. Цены, опосредующие этот процесс, в полной мере отражают все его стадии и представляют собой единую систему цен. Четкая соподчиненность различных стадий общественного воспроизводства является основой внутренней взаимосвязи цен в рамках единой системы. Внутренняя взаимосвязь цен прослеживается как при формировании затрат и цен на всех воспроизводственных стадиях, так и по их влиянию друг на друга.

Система цен представляет собой упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические процессы на всех стадиях воспроизводства. Разные стадии воспроизводства обслуживаются различными видами цен. Даже на одной стадии процесса воспроизводства, к примеру, в производстве используются разные виды цен. Все конкретные виды цен являются элементами единой системы цен. Система цен обладает рядом характерных особенностей.

Во-первых, все конкретные виды цен, являющиеся элементами системы цен, увязаны между собой и их следует рассматривать и анализировать в единстве. Например, при формировании цен на сельскохозяйственную продукцию необходимо изучать цены на удобрения, сельскохозяйственную технику, газ и электроэнергию, тарифы на перевозку продукции сельского хозяйства и др.

Во-вторых, все элементы системы цен находятся в определенной соподчиненности между собой, несмотря на то, что каждый вид цен решает конкретные, четко определенные для него задачи. Они функционируют в едином механизме, по единым принципам.

Информация о работе Система цен в экономике