Совершенная и несовершенная конкуренция: сущность, особенности ценообразования, степень влияния на цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2014 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

Система цен состоит из отдельных видов цен, которые сами могут рассматриваться как системы, но более низкого порядка по отношению к единой системе цен. В системе цен следует видеть внутреннюю форму ее организации, выступающую как единство устойчивых взаимосвязей между отдельными ценами или группами цен. Эти взаимосвязи подчиняются диалектике отношений части и целого: свойства системы цен не равны сумме свойств отдельных цен; свойства системы цен нельзя переносить на отдельные виды цен, характер действия которых может в определенные моменты не совпадать со свойством системы в целом.

Содержание

Понятие системы цен………………………………………………………………3
Методологические основы управления ценами и ценообразованием…………5
Влияние издержек на цены: случаи неизменных, растущих и снижающихся издержек…………………………………………………………………………..….7
Затратные методы определения цен на основе издержек производства, с ориентацией на спрос или конкуренцию, на равновесие между издержками производства и состоянием рынка……………………………………………….12
Рентные платежи…………………………………………………………………...16
Долговременные последствия принятия решений по ценам и ценовой политики предприятия……………………………………………………………………….17
Совершенная и несовершенная конкуренция: сущность, особенности ценообразования, степень влияния на цены……………………………………18
Методика расчета цен на экспортные товары……………………………………20
Список использованных источников……………………………………………22

Вложенные файлы: 1 файл

Ценообразование.docx

— 80.60 Кб (Скачать файл)

 В отрасли с растущими  издержками цены некоторых или  всех используемых в производстве  факторов растут по мере того, как расширяется отрасль и  растет спрос на эти факторы. Такая ситуация встречается, например, если в отрасли применяется квалифицированный труд, нехватка которого возникает при  повышении на него спроса. Или фирме могут понадобиться минеральные ресурсы, имеющиеся только в определенных  регионах, и поэтому стоимость земли как фактора производства возрастает вместе с  объемом выпуска  продукции. 

Рис.2 показывает, как построить кривую долговременного совокупного предложения методом, аналогичным предыдущему построению кривой для отрасли с постоянными издержками. Отрасль первоначально находится в состоянии долговременного равновесия в точке А на рис.2 (b). Когда кривая спроса неожиданно смещается  сD1 к  D2, цена продукта за короткий период возрастает до Р2, а объем производства отрасли - сQ1 доQ2. Обычная фирма, как показано на рис. 2 (а), наращивает объем выпуска продукции сq1 доq2 в результате повышения цен продукции. Таким образом, происходит передвижение  вдоль кривой краткосрочных предельных издержек. Более высокая прибыль, которую могут получать эта и другие фирмы, стимулирует новые компании вступить в дело.

Рис. 2 График долговременного предложения в отрасли с увеличивающимися издержками

По  мере вступления в отрасль новых компаний и увеличения объема выпуска продукции возросший спрос на факторы  производства становится причиной роста цен на некоторые  или все производственные факторы. Кривая краткосрочного рыночного предложения  смещается вправо, как и  раньше, но не так далеко, и  новое равновесие в точке В приводит к цене Р3, которая выше первоначальной цены P1. Более высокая рыночная цена необходима, чтобы компенсировать увеличение издержек и гарантировать фирмам нулевую прибыль при долговременном  равновесии, так как повышение цен на факторы производства увеличивает краткосрочные и долговременные издержки фирм. Это показано на рис. 2 (а). Кривая долговременных средних издержек  смещается вверх - отLAC1 к LAC2, а кривая краткосрочных предельных издержек  смещается влево - от SMC1 кSMC2. Новая долговременная равновесная цена Р3 равна новым долговременным минимальным средним издержкам. Как и для отрасли с постоянными издержками, более высокая краткосрочная прибыль, вызванная первоначальным повышением спроса, постепенно исчезает на долговременном этапе по мере того, как фирмы  наращивают  свой объем  производства, а издержки на факторы  производства увеличиваются.

Следовательно, кривая долговременного совокупного   предложения отрасли проходит через точку В рис. 2 (b),т.е. точку нового долговременного равновесия. В отрасли с растущими издержками долговременные кривые совокупного предложения  отрасли имеют наклон вверх. Отрасль производит больше продукции, но только повышение цен на продукцию может  компенсировать рост издержек на факторы производства. Термин «растущие издержки» означает смещение вверх кривых долговременных средних издержек, но не увеличение угла наклона   этих кривых.

Кривая долговременного совокупного предложения отрасли может также иметь наклон вниз. В этом случае неожиданное  увеличение спроса заставляет отрасль, как и ранее, расширять объем производства. Но по мере укрупнения отрасли у нее появляется возможность благодаря своим размерам приобретать некоторые из факторов производства дешевле. Например, более  крупная отрасль может позволить себе улучшенную систему транспортировки или более эффективную, но менее дорогую сеть финансового обслуживания. В этом случае кривые средних издержек фирм смещаются вниз (независимо от эффекта масштаба), и рыночная цена продукта снижается. Снижение  рыночной цены и средних издержек приводит к новому  долговременному равновесию отрасли с большим количеством  фирм, с большим объемом производства и с более низкой ценой на  продукцию. Следовательно, в отрасли со снижающимися издержками кривая долговременного совокупного предложения отрасли имеет наклон вниз.

Очень соблазнительно использовать довод о снижающихся издержках, чтобы объяснить, почему цена некоторых продуктов (таких, как компьютеры) со временем снижается. Но более  убедительны другие объяснения. Например,  более низкая  цена на  компьютеры может объясняться усовершенствованиями в технологии, которые снижают  производственные издержки. Или   мы  можем прибегнуть к анализу кривой совокупного предложения. Долговременная кривая  совокупного предложения с наклоном  вниз наблюдается только в  тех случаях, когда расширение деятельности само по себе снижает цены используемых факторов производства, или благодаря эффекту масштаба, когда фирмы могут  организовать производство с более низкими издержками.

 

 

  1. Затратные методы определения цен на основе издержек производства, с ориентацией на спрос или конкуренцию, на равновесие между издержками производства и состоянием рынка

 

Затратные методы ценообразования  предполагают расчет цены продажи  продукции путем прибавления к издержкам производства некой определенной величины. К ним можно отнести следующие методы:

1) полных издержек;

2) прямых затрат;

3) предельных издержек;

4) на основе анализа  безубыточности;

5) учета рентабельности  инвестиций;

6) надбавки к цене. 

Суть метода полных издержек (метод «издержки плюс») состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую фирма рассчитывает получить.

Если предприятие отталкивается от определенного процента рентабельности производства продукции, то расчет продажной цены может быть произведен  по следующей  формуле:

Р = С (1+ R/100),

где Р - продажная цена;

С - полные издержки на единицу продукции;

R - ожидаемая (нормативная) рентабельность.

Сущность метода прямых затрат (метод минимальных издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратам определенной надбавки - прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».

Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов производства, цен реализации и расходов по производству продукции. Однако он может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы производственных мощностей и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема производства.

Расчет цен на основе метода предельных издержек также базируется на анализе себестоимости, но он более сложен, чем рассмотренные методы. При предельном ценообразовании надбавка делается только к предельно высокой себестоимости производства каждой последующей единицы уже освоенного товара или услуги.

Этот метод оправдан только в том случае, если гарантированная продажа по несколько более высокой цене достаточна, чтобы покрыть накладные расходы.

К методам ценообразования на основе издержек производства относится расчет цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.  Фирма стремится установить на свой товар цену на таком уровне, который обеспечивал бы ей получение желаемого объема прибыли.

Точку безубыточности можно также найти аналитическим методом по следующей формуле:

BSV = FC / TR ,

где BSV - точка безубыточности;

FC - постоянные затраты;

TR - валовая прибыль.

Если предприятие выпускает широкую номенклатуру продукции, то используют расширенный вариант формулы безубыточности:

BSV = FC / (S x TR)A + (S x TR)B + (S x TR)C + (S x TR)D ,

где S - процент общего объема продаж для каждого товара (A, B, C, D).

Метод учета рентабельности инвестиций. Основная задача метода состоит в том, чтобы оценить полные затраты при различных программах производства товара и определить объем выпуска, реализация которого по определенной цене позволит окупить соответствующие капиталовложения.

Данный метод  учитывает платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Метод успешно подходит при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой. Основной недостаток метода - использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.

Метод надбавки к цене предполагает умножение цены приобретения товара  на повышающий коэффициент по формуле:

Ps = Pp x (1 + m),

где Ps - цена продажи;

Pp  - цена приобретения;

m  - повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.

Повышающий коэффициент может быть рассчитан несколькими способами. Первым способом исчисляется процент наценки на основе цены приобретения товара по следующим формулам:

m p  = (Ps - Pp) / Pp ;

m p = M / (Ps - M),

где  mp - коэффициент добавочной стоимости по отношению к  цене приобретения;

S - цена продажи;

С - себестоимость;

М - маржа (прибыль).

Вторым способом исчисляется процент наценки на основе цены реализации по приводимым ниже формулам:

ms (%) = (Ps -  Pp) / Ps ;

ms (%) = M / (Pp + M),

где  ms  - коэффициент добавочной стоимости по отношению к цене продажи.

Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается в процент наценки на основе цены приобретения товара. Возможна и обратная операция. Их взаимосвязь выражается формулами:

m s = m p / (100% + m p);

m p = m s / (100%  - m s).

 

 Выражение коэффициента повышения цены от цены продажи через коэффициент повышения цены от себестоимости называется восстановлением себестоимости. И наоборот, выражение коэффициента повышения цены от себестоимости через коэффициент повышения цены от цены продажи называется восстановлением цены продажи.

 

 

 

 

 

  1. Рентные платежи

 

Рентные платежи - платежи в бюджет предприятий, компаний, фирм в виде части прибыли, получение которой обусловлено факторами, не зависящими от деятельности указанных организаций, а связано с использованием ими природных ресурсов.

По договору пожизненной ренты обязательства плательщика сводятся к периодической уплате в пользу рентополучателя денежных платежей. По данному виду договора иные формы представления, например, в натуре, невозможны. Этим условием пожизненная рента отличается от постоянной ренты, выплата которой производится путем предоставления вещей, выполнения работ или оказания услуг. Размер рентных платежей устанавливается договором. Однако закон в интересах получателя ренты устанавливает минимальную сумму ренты, ниже которой обязательства плательщика опускаться не могут. В силу ч. 2 ст. 597 ГК РФ размер пожизненной ренты, определяемый в договоре, в расчете на месяц должен быть не менее одного минимального размера оплаты труда, установленного законом. Согласно ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" исчисление платежей по гражданскоправовым обязательствам, поставленным в зависимость от минимального размера оплаты труда, производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Таким образом, минимальный размер ренты, установленный договором, в расчете на месяц не может быть менее 100 рублей. Это требование закона объясняется тем, что пожизненная рента, как правило, является частью жизнеобеспечения (содержания) получателя ренты, на ней строится его бюджет. Той же причиной обусловлено и следующее правило: размер ренты в силу ч. 2 ст. 597 и ст. 318 ГК РФ подлежит индексации с учетом уровня инфляции. Цель этой установки - нейтрализация негативных последствий инфляции для получающего денежные выплаты гражданина. Периодичность рентных платежей также устанавливается договором. Это могут быть еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные и другие платежи, выплачиваемые в течение всей жизни рентополучателя. Какие бы сроки выплаты пожизненной ренты ни были установлены сторонами, они в любом случае должны отвечать требованиям регулярности (периодичности).

Если в договоре пожизненной ренты не определена периодичность рентных платежей, то пожизненная рента выплачивается по окончании каждого календарного месяца.

 

 

  1. Долговременные последствия принятия решений по ценам и ценовой политики предприятия

 

Любая торговая фирма должна устанавливать цены только после серьезного анализа последствий принятых решений и выработки ценовой политики и стратегии.

Под ценовой политикой понимаются общие принципы, которых придерживается фирма при установлении цен. Ценовая стратегия – это набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать.

В соответствии с современной концепцией маркетинга и ведения бизнеса, любой экономист или менеджер на предприятии торговли должен обладать определенным типом мышления для принятия наиболее адекватных деловых решений. Если вы экономист, и, решая задачу ценообразования, нередко задаете себе вопрос: «Какую цену нам надо установить, чтобы покрыть затраты и получить хорошую прибыль?», то о том, что вы придерживаетесь какой-либо ценовой политики не может быть и речи. Ставить вопрос нужно иначе: «Какие затраты мы можем себе позволить, чтобы получить прибыль при тех рыночных ценах, которых мы можем добиться?». А каждый продавец должен решить задачу: 
«Как убедить покупателя, что цена нашего товара соответствует той ценности, которую он для него представляет?»

Торговая фирма может быть уверена в своем успехе, только если проводит самостоятельную, активную маркетинговую (в том числе ценовую – как ее составляющую) политику, реализует ценовую стратегию – динамичную, оперативно реагирующую на рыночные изменения. Разработка самостоятельной ценовой стратегии – постоянно воспроизводимый процесс. Ценовая стратегия должна проверяться на основе фактически достигнутых результатов и при необходимости корректироваться.

 

 

  1. Совершенная и несовершенная конкуренция: сущность, особенности ценообразования, степень влияния на цены

 

Конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание - закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка.

Информация о работе Совершенная и несовершенная конкуренция: сущность, особенности ценообразования, степень влияния на цены