Сущность цены как экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики цена имеет ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Она является основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого, проблемы рыночного механизма формирования цен, сущность цен представляют большой практический интерес для всех участников рынка.

Вложенные файлы: 1 файл

Ценооб-е-КР.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Инфляция означает обесценение  денежной единицы, которое проявляется  в форме роста цен товаров  и услуг, не обусловленного повышением их качества. Она ведет к изменению потребительской способности населения. Причина возникновения инфляции - несоответствие между обращением товарной и денежной масс, порождаемое чаще всего выпуском в обращение избыточных наличных и безналичных денег, не обеспеченных товарами.

В соответствии с приведенным выше уравнением равновесия частное от деления годовой товарной массы (Т) на число оборотов денег (V) отражает объем товарной массы, реализуемой в течение одного цикла купли-продажи, или объем товаров, находящихся в товарно-денежном обращении. Именно на массу денег М приобретается масса товаров:

То = Т x V.

Простейшее выражение средней  цены (Цср) единицы совокупного товара, обращающегося в стране, имеет следующий вид:

Цср = До : То,

где Д0 - масса денег в обращении (наличных и безналичных);

 Т0 - товарная масса в обращении (общее количество товаров, приобретаемых за деньги,  Д0).

Рост цены (Ц) наблюдается в том  случае, когда темп роста денежной массы (Д0), находящейся в обращении, превосходит темп роста товарной массы (Т0); товарная масса убывает в связи со спадом производства.

В международной экономической практике принято считать, что уровень инфляции, достигающий 2-3% в год, вообще безобиден и в чем-то даже полезен. Когда же месячный рост цен достигает 10% и более, то экономическая ситуация в стране становится тревожной. Инфляция свыше 50% в год считается гиперинфляцией. В России в 1993 г. она доходила до 30% в месяц, в 1994 г. денежная масса увеличивалась ежемесячно на 10%, в 1995 г. - на 6%, а цены возросли за год в 2,3 раза. За 1996 г. инфляция составила 22%. В связи с экономическим кризисом в 1998 г. она достигла 84,4%. В 1999 г. ее значение было 3.6,5%; 2000 т. - 20,2%; 2001 г.- 18,6%; 2002 г.- 15,1%; в 2003 г. - 12%.

В статистике широко используются индексы  цен, в частности индекс потребительских  цен, характеризующий изменение  во времени общего уровня цен товаров и услуг, приобретаемых населением для непроизводственного потребления. Этот индекс отражает отношение стоимости рыночной корзины (фиксированного набора товаров и услуг) в текущем периоде к его стоимости в базисном периоде:

ИПЦ=

где ИПЦ - индекс потребительских цен, % (если значение ИПЦ > 100%, то имеет  место инфляция; если ИПЦ < 100%, то возникает дефляция; соответственно пересчет цен в сторону увеличения называется инфлированием, а в сторону уменьшения - дефлированием);

Цтi и Цбi - цены i-го товара (услуги) соответственно в текущем и базисном периодах, руб.;

Кi - количества i-х товаров (услуг), одинаковые в обоих периодах, ед.;

∑(Цтi х Ki) и∑(Цбi х Ki) - стоимости рыночной корзины соответственно в текущем и базисном периодах, руб.

Инфляция является следствием глубинных  макроуровневых процессов нарастания диспропорций в натурально-вещественной и стоимостной структуре валового внутреннего продукта и национального дохода. Ее индикаторами можно считать, наряду с ростом цен, эмиссию денег, рост их массы в обращении, дефицит государственного бюджета и т.д.

В начале своего развития инфляция в  какой-то степени стимулирует увеличение спроса и расширение производства. Предприниматели, уверенные в дальнейшем росте цен, стремятся вкладывать деньги в материальные ценности, приобретая новое оборудование, сырье, материалы и т.д. Но обесценение бумажных денег приводит к тому, что они перестают быть универсальным покупательным средством, нарушается система кредита, обесцениваются амортизационные фонды, резко сокращается обновление основного капитала, что приводит в итоге к нарушению всего процесса воспроизводства.

Инфляция проходит стадии, для каждой из которых характерны свой вид инфляции и соответствующий рост цен.

На первой стадии инфляционные процессы протекают сравнительно медленно. Такую инфляцию называют умеренном, или ползучей. Деньги обесцениваются на 2-3% в год. Население воспринимает это достаточно спокойно при соответствующем росте зарплаты и расходов. Но любые случайные факторы могут повысить инфляцию до 5-7% в год, вывести хозяйство из равновесия, замедлив экономический рост, научно-технический прогресс и создав социально-экономическую напряженность.

На второй стадии инфляция называется скачущей, или галопирующей. При этом цены повышаются от 20 до 200% в год, контракты, как правило, заключаются с учетом этого роста либо в иностранной валюте (в долларах США или евро). В странах, переживающих такую инфляцию, экономический рост прекращается, национальное хозяйство входит в состояние стагфляции, т.е. происходит полная остановка его развития (стагнация). Одновременно обостряется социально-политическая ситуация. Стоимость жизни повышается, рабочие требуют роста номинальной зарплаты, чтобы покрыть прошлое повышение цен н компенсировать ожидаемую инфляцию. Это говорит о наступлении гиперинфляции и приводит к увеличению издержек и как следствие - к росту цен, т.е. возникает инфляционная спираль зарплаты и цен. При этом потребители и производители стремятся опередить предполагаемое повышение цен и реализуют свои доходы, скупая товары и вкладывая свои сбережения в инвестиционную продукцию, т.е. происходит так называемое «бегство от денег». Вместо вложений в капитал и производственные ресурсы многие фирмы приобретают непроизводительные материальные ценности; драгоценные металлы, золото, недвижимость. В условиях гиперинфляции предприниматели перестают ориентироваться в ценах. Деньги быстро обесцениваются и перестают быть мерой стоимости, средством накопления, что является результатом необдуманного увеличения денежной массы. При расчетливой кредитно-денежной политике умеренная или ползучая инфляция не может перерасти в гиперинфляцию. В развитых странах инфляция носит умеренный характер (США, Англия, Франция, Германия, Япония).

В России в дореформенный период инфляция была скрытой, цена не выполняла своей роли и появлялись «черные рынки» с более высоким уровнем цен. В 1960-1970 гг. она вступила в стадию ползучей инфляции (2-3% в год), а в период перестройки была скачущей. В настоящее время проявляется новая разновидность инфляции - подавленная, которая достигается путем ограничения денежной массы за счет невыплаты в срок пенсий и заработной платы.

Темпы увеличения цен в экономике  России за последние годы остаются довольно высокими по сравнению с темпами роста цен в развитых, зарубежных, странах, В связи с этим проблемы государственного регулирования инфляционных процессов и цен по-прежнему стоят на первом месте при осуществлении управления экономикой.

В заключение особо следует подчеркнуть, что основные виды цен и тарифов тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга. Основополагающими является оптовые цены энергоресурсов, от уровня которых зависят тарифы на электрическую и тепловую энергию, транспортные услуги. При этом необходимо учесть, что они применяются во всех отраслях народного хозяйства, следовательно, их тарифы в свою очередь влияют на уровень цен промышленной и сельскохозяйственной продукции, сметных цен в строительстве, розничных цен товаров народного потребления, тарифов на услуги, оказываемые населению. На процесс ценообразования и формирования конкретных цен товаров (услуг) воздействует большое количество постоянно изменяющихся факторов (ценовая политика государства, стратегия ценообразования предприятия, конъюнктура рынка, конкуренция, спрос и предложение, политическое положение, общеэкономические, климатические и экологические условия, запасы при-родных ресурсов, демографическая ситуация, интеграция государства в мировое хозяйство и его роль в международном разделении и кооперации труда и др.). В связи с этим возникает необходимость управления ценами, которое должно осуществляться не только выбором оптимальных методов и прогрессивных стратегий ценообразования, но и посредством экономически целесообразного и обоснованного установления регулируемых (фиксированных), свободных и договорных цен, расчетного изменения прейскурантов на продукцию, определения и применения дополнительных соглашений, оговорок в контрактах (договорах), гибких надбавок, наценок, скидок, компенсаций, льгот, дотаций в зависимости от конъюнктуры рынка, затрат, спроса и альтернативных вариантов продаж товара с использованием премиальных цен, кредита, рекламы и других современных стратегий ценовых модификаций и дифференциаций, а также с учетом всех экономических категорий финансово-кредитной системы и применением зарубежного опыта ценообразования.

Итак, проблемы формирования и установления цен (тарифов) товаров (работ, услуг), а  также государственного регулирования  ценообразования и контроля за соблюдением государственной дисциплины цен целесообразно решать комплексно, увязывая законодательные и нормативные ак-ты, методы, формы, рекомендации, правила и принципы ценообразования с такими основными экономическими категориями, как совершенствование финансово-кредитного механизма, упорядочение налогов (платежей, сборов, отчислений), формирование состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), уровня прибыли, рентабельности и оплаты труда.

Таким образом, в современных условиях развития рыночной экономики нашей страны для дальнейшего совершенствования ценовой политики и успешного решения важных и сложных проблем ценообразования необходимо постоянно проводить научные исследования, разрабатывать новые подходы, способы и механизмы ценообразования, прогрессивные направления, методы и технологии по обоснованному формированию, установлению и регулированию цен (тарифов) товаров (услуг, работ) как со стороны государства (законодательных и исполнительных органов власти), так и со стороны предприятий (фирм, компаний, концернов, объединений) различных форм собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Цель работы была достигнута. В  ходе работы было рассмотрено, изучено такая экономическая категория, как цена, даны основные ее характеристики и функции. В ходе работы можно сделать следующие выводы: механизм цен, ценообразование, ценовая политика – очень сложный  и тонкий инструмент рынка, в действии которого разобраться весьма непросто.

Наиболее распространенная на сегодня  в России теория цен, по которой стоимость товара  определяется количеством труда, необходимого для его производства.  Производство определяется рабочим временем, требующимся  для изготовления конкретного товара. Рыночная цена  в этом случае формируется из средних затрат  производителей, выпускающих  указанный товар.

Возрастает значение  функции  цены как средства  более рационального  размещения  производства. С помощью  механизма  цен происходит перелив  капиталов  в те секторы экономики,  в развитие тех производств, где  имеется высокая  норма прибыли, что осуществляется под воздействием  конкуренции и движения спроса.

Важнейшее условие дальнейших экономических  преобразований в нашей стране –  целесообразно установленная и  эффективно действующая система  ценообразования, от которой зависит разработка целостной системы экономических методов управления, финансовое оздоровление, дальнейшее развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, рост национального дохода и повышение эффективности конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия (фирм и компаний) различных форм собственности.

 

 

 

Список литературы

  1. Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 332 с.
  2. Полещук И.И. Ценообразование: Учебное пособие. – М.: Мисанта, 2008. – 367 с.
  3. Салимжанов И.К. Цены и ценообразование: Учебник. – М.: Финстатинформ, 2007. – 304 с.
  4. Чибинев В.М. Ценообразование: Учебное пособие. – СПб.: Лексикон, 2008. – 172 с.
  5. Шуляк Л.П. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. - М.: 2009. – 215 с.
  6. Финансовая грамматика. [Электронное издание]      

http://www.fingramm.ru/ekonom-kategorii.html

  1. Цены и ценообразование. Учебное пособие:[Электронное издание] http://old.fa.ru/pubs/books/pricebook/main/index.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сущность цены как экономической категории