Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей принципа построения тарифов на транспорт.
Грузовые тарифы автомобильного транспорта подразделяются на сдельные, повременные, тарифы на перевозку грузов в междугородном и международном сообщении. Сдельные тарифы на перевозку грузов являются основными видами тарифов. Они применяются на перевозку всех грузов. В зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля сдельные тарифы подразделяются на четыре класса. С увеличением степени загрузки автомобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются.
Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или невозможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевозки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности.
Покилометровые тарифы используются в тех случаях, когда по условиям работы автомобиля невозможно применять сдельные или повременные тарифы, например при холостом пробеге к месту работы и обратно. Покилометровые тарифы дифференцируются в зависимости от грузоподъемности автомобиля.
Транспортное
предприятие информирует
Изменение
тарифов рекомендуется
О предлагаемом изменении уровня тарифов автотранспортное предприятие (перевозчик) обязано уведомить грузовладельцев, имеющих договорные отношения с этим предприятием, не позднее за 1,5 дней до введения новых тарифов.
В сфере городских и пригородных перевозок во многих случаях целесообразно выделять перевозки грузов, имеющие большое социальное значение – перевозки хлеба, молока, обслуживание детских учреждений, больниц, на которые возможно устанавливать относительно низкие тарифы.
Тарифы рассчитываются для каждой конкретной марки подвижного состава исходя из условия его эффективного использования и экономически обоснованных затрат на перевозки.
К автопредприятиям (перевозчикам), допустившим нарушение государственной дисциплины цен, применяются экономические санкции в соответствии с письмом Комитета Российской Федерации по политике цен, Министерства финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службы Российской Федерации от 01.12.92 N 01-17/030-23, N 112 и N В36-05/410.
Департамент
автомобильного транспорта Минтранса
России ежеквартально информирует
Комитет Российской Федерации по политике
цен об уровне действующих тарифов.
1.4
Тарифы воздушного транспорта
Решение об определении (установлении) аэропортовых сборов и тарифов принимается учетом анализа основных ценообразующих факторов, в том числе:
а) объемов аэропортового обслуживания и их особенностей;
б) расходов субъектов естественной монополии в сфере услуг аэропортов, в том числе расходов на выплату заработной платы, оплату сырья и материалов, накладных расходов;
в) амортизационных отчислений;
г) конъюнктуры товарных рынков и рынка транспортных услуг;
д) потребности в средствах на обслуживание привлеченного капитала, развитие производства и финансирование за счет прибыли других обоснованных расходов;
е)
объемов государственной
Тарифы и сборы в области гражданской авиации и правила продажи перевозочных документов:
1
Правила формирования и
2
Для воздушных перевозок,
3
Плата за воздушные перевозки пассажиров,
багажа, грузов и почты устанавливается
перевозчиками.
1.5
Факторы, влияющие на
формирование тарифов
на услуги транспорта
Все ценообразующие факторы можно разделить на две основные группы.
Общеэкономические:
Отраслевые:
Осуществление
государственного регулирования естественных
монополий обусловлено
Основной целью государственного регулирования тарифов в сферах естественных монополий на транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей и обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг. Тарифы устанавливаются федеральными и местными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по государственному регулированию цен (тарифов).
В
таблице 1 представлены методы регулирования
транспортных тарифов.
Таблица 1 – Методы регулирования транспортных тарифов
Виды транспорта | Характер регулирования |
Железнодорожные перевозки | Базовые схемы, их уровень и дифференциация определены прейскурантом №10-01 «Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки». Решение о внесении изменений в прейскурант принимается Правительством или соответствующими государственными органами. |
Морской
Перевозки: каботажные; внешнеторговые Услуги морских портов |
Тарифы на перевозки не регулируются. Тарифы определяются условиями рынка морских перевозок. Тарифные ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг. |
Речной
Перевозки Услуги речных портов |
Тарифы на перевозки не регулируются. Тарифные ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг. Тарифные ставки определяются одним их двух способов:
|
Авиационный
Перевозки Услуги аэропортов |
Тарифы рассчитываются самостоятельно перевозчиками. Тарифные ставки регулируются соответствующими государственными органами по установленному перечню работ и услуг. |
Автомобильный
Перевозки |
Тарифы не регулируются
государственными органами. Тарифные
ставки определяются самостоятельно перевозчиками
одним из двух способов:
|
2.1.
Специфика регулирования
при определении тарифов
Специфика современного периода развития общественного производства оказывает сильное влияние на все отрасли, в том числе и на транспорт и требует поиска новых решений, методов повышения эффективности его работы.
Основной целью государственного регулирования тарифов на транспорте является реализация тарифной политики, стимулирующей эффективную работу транспортных отраслей и обеспечивающей баланс интересов транспорта и потребителей транспортных услуг.
При определении цен (тарифов) на транспорте регулирующие органы реализуют следующие функции:
на федеральном уровне — осуществляют создание нормативно-правовой и методической базы ценовой или тарифной политики, соответствующей современным условиям; установление цен и тарифов, регулируемых на федеральном уровне; осуществляют мониторинг цен и тарифов на транспорте; проводят корректировку цен (тарифов) с учетом экономической ситуации; ведут реестр субъектов на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
на уровне субъектов Российской Федерации — осуществляют в пределах своей компетенции разработку региональной нормативно-методической и правовой базы формирования цен и тарифов на транспорте; определяют перечни видов услуг, которые устанавливаются и регулируются на региональном уровне; проводят мониторинг цен и тарифов по муниципальным образованиям и предприятиям — монополистам транспортных услуг.
При регулировании цен (тарифов) на услуги транспорта применяются следующие методы ценового регулирования:
– установление или ограничение уровней тарифов или их составляющих (прибыли, рентабельности), методы текущей корректировки тарифов, совершенствование тарифных систем и другие.
Правильная тарификация работ и услуг, выполняемых транспортом, — задача достаточно сложная и заслуживает комплексного рассмотрения. Наряду с этим проблему о том, какими должны быть тарифы на перевозку грузов, необходимо рассматривать как часть системы тарифов на услуги разных видов транспорта, как самостоятельную сферу ценообразования, которая формируется под воздействием ряда факторов и в первую очередь издержек производства.
Все ценообразующие факторы можно разделить на две основные группы.
Общеэкономические:
–
изменения в налоговой и
– изменение общей конъюнктуры финансового рынка;
–
обеспечение более
– изменения нормативных правовых актов, регулирующих величину затрат на услуги транспорта, оплату труда и цены на потребляемую транспортом продукцию;
– общий уровень инфляции.
Отраслевые:
– изменения в объемах и в структуре перевозок и других видах работ транспорта;
– резервы снижения собственных затрат транспорта;
– изменения в номенклатуре расходов и распределении затрат по видам работ и услуг;
– результаты структурного реформирования в транспортных отраслях, в управлении и в формах собственности.
Транспорт как систему можно представить в различных видах и формах построения.
Виды транспортных тарифов подразделяются на: общие (основные), исключительные, льготные и специальные.
Общими (основными) являются тарифы, которые применяются на все перевозки грузов на каждом виде транспорта.
Исключительными называются тарифы, которые установлены на перевозку определенных грузов в конкретных корреспонденциях внутри данного вида транспорта или в смешанном сообщении с участием нескольких видов транспорта. Исключительные тарифы подразделяются на пониженные и повышенные против общих.
Льготные — это, по существу, исключительные пониженные тарифы против общих, которые устанавливаются на перевозку только отдельных грузов, следующих в адрес определенных организаций исходя из общей экономической политики Правительства Российской Федерации по отношению к отдельным отраслям народного хозяйства и регионам.
Специальные тарифы — устанавливаются на специфические виды работ и операций, характерные только для данного вида транспорта и являющиеся, по существу, технологическими.
Разновидностью общих тарифов являются местные тарифы, поскольку они, как правило, распространяются на перевозки всех грузов в пределах данной железной дороги или одного пароходства.