Цена и ценообразование в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 15:50, реферат

Краткое описание

В экономике действуют законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В условиях рыночной экономики коммерческий успех организации или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На её уровень оказывает влияние комплекс экономических, политических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра её уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Содержание

Введение
Глава 1. Цена и ценообразование в различных экономических системах
1.1 Цена. Концепции ценообразования
1.2 Цена и ценообразование в рыночной экономике
1.3 Цена и ценообразование в командно-административной экономике
Глава 2. Государственное регулирование рынка и цен
2.1 Обоснование вмешательства государства в процесс ценообразования
2.2 Методы прямого воздействия государства на цены
2.3 Методы косвенного воздействия государства на цены
Глава 3. Организационно-экономические основы регулирования цен в России
3.1 Объективная необходимость государственного регулирования цен в России
3.2 Нормативно-правовая база регулирования государством ценообразования
3.3 Органы исполнительной власти, регулирующие цены, и их функции
3.4 Прямое регулирование цен в России
3.5 Косвенное регулирование цен в России
3.6 Общественное регулирование цен в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат-ценообразование.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Цена и ценообразование в различных экономических системах

1.1 Цена. Концепции ценообразования

1.2 Цена и ценообразование  в рыночной экономике

1.3 Цена и ценообразование  в командно-административной экономике

Глава 2. Государственное регулирование рынка и цен

2.1 Обоснование вмешательства  государства в процесс ценообразования

2.2 Методы прямого воздействия  государства на цены

2.3 Методы косвенного воздействия  государства на цены

Глава 3. Организационно-экономические основы регулирования цен в России

3.1 Объективная необходимость  государственного регулирования  цен в России

3.2 Нормативно-правовая база  регулирования государством ценообразования

3.3 Органы исполнительной  власти, регулирующие цены, и их  функции

3.4 Прямое регулирование цен в России

3.5 Косвенное регулирование  цен в России

3.6 Общественное регулирование  цен в России

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В экономике действуют законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. В условиях рыночной экономики коммерческий успех организации или предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На её уровень оказывает влияние комплекс экономических, политических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра её уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Контроль за уровнем цен — общая черта различных рынков. Его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Актуальность данного исследования состоит в том, что в современной России, особенно в условиях мирового кризиса, серьезной разбалансированности экономики, увеличивается необходимость регулирования экономики государством. Роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения развития предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства. Проведение государством антимонопольной политики должно обеспечивать снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики. Ее поддержку и  развитие на этой основе рыночного ценообразования. Из 4-х главных инструментов маркетинга (цена, продукт, маркетинговые коммуникации, организация продаж) отечественный бизнес использовал и развивал преимущественно три последних, а ценообразование рассматривалось как преимущественно техническая задача – «цены строим по рынку».

Экономическое регулирование цен осуществляется государством через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику. С помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействует на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер. Экономисты в государственном регулировании цен в качестве главных составляющих на первое место выводят социально-экономические отношения. Они считают, что черта, за которой необходимо вмешательство государства в управление собственностью, определяется  экономическими и организационными методами воздействия, каковыми являются налогообложение, кредитование, ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация. Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность.

 

Глава 1. Цена и ценообразование в Российской Федерации.

 

1.1 Цена. Концепции  ценообразования.

 

«Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара». Цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена – это денежное выражение стоимости единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория.

Существует два основных подхода к установлению цены, ценообразования:

1. Затратное ценообразование - цена обусловлена объективными затратами на изготовление и реализацию товара (услуги),

2. Ценностное ценообразование - цена обусловлена субъективной оценкой полезности товара (услуги). Ценность товара выступает как фактор формирования его цены.

При установлении цен необходимо знать систему действующих цен в Российской Федерации, существенным элементом которой является взаимодействие различных видов цен, которые делятся по ряду признаков.

Выделяются цены на материальную продукцию и на услуги.

Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают: закупочные, оптовые, отпускные и розничные.

Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, населения, сельскохозяйственной продукции у непосредственных производителей для продовольственного снабжения городского населения.

Оптовые цены – цены, по которым товары реализуются крупными партиями в условиях так называемой оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между предприятиями, при реализации товаров через специализированные магазины и сбытовые конторы оптовой торговли, на торговых биржах и других торговых организациях, реализующих товары оптом в значительных объемах.

Отпускные цены – на товары народного потребления. Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями-изготовителями этой продукции.

Розничными принято называть цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению для личного потребления. Розничная цена выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения организаций розничной торговли и формируется прибыль торговой организации.

Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые, коммунальные.

В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные.

 Регулируемые цены - величина данных цен регулируется государственными органами. Однако регулирование носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на спрос и предложение (налоги, ограничения рентабельности и т.д.).

Фиксированные (твердые цены) устанавливаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями. Их уровень фиксируется документально. Ни производитель, ни продавец товара не обладают правом изменить величину этой определенной цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется законом. Они назначаются по ограниченному кругу товаров и известны под названием государственных цен.

Договорные цены - это цены, величина которых определена договором, соглашением предваряющим акт купли-продажи, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. При этом в договоре может оговариваться изменение закрепленных контрактом цен вследствие определенных обстоятельств, например, инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные цены - освобожденные от ценового вмешательства государства, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

Базисные цены применяют в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции.

Прейскурантные цены - фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен.

Фактические цены сделок учитывают применение различных надбавок, скидок к базисной цене.

Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором он образуется. По данному признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Затратное ценообразование объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и сбыт товара, - затраты, подтвержденные документами бухгалтерии.

Основная идея затратного ценообразования – формирование цен путем суммирования издержек производства и желаемой величины прибыли от реализации товаров. Получил название — «цены с ориентацией на издержки».

В этой группе методов расчета цен выделяют:

Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется.  Существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).

Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).

Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространенный из них — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может стать изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчета должен быть отражен в договоре.

Пассивное ценообразование – это установление цен строго на основе затратного метода или только под влиянием конкурентов. Но анализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованию на собственный товар. В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая. [13]

Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счет достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар». В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе. Маркетологи и сбытовики должны убедить покупателей в том, что им стоит заплатить за этот товар более высокую цену, поскольку он им куда полезнее, чем они «сами поначалу думали». Яркой иллюстрацией реализации ценностного подхода к управлению ассортиментом товаров и ценами является создание нового продукта и установление цен на него в автомобильной промышленности - выпуск автомобилей компанией «Форд».

Активное ценообразование – установление цен с целью достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и ценового уровня прибыльности операций.

 

1.2 Цена и ценообразование  в рыночной экономике

Купля-продажа является признанием обществом его общественной ценности. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.

Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие:

 1.Объективная ценовая стратегия;

2.Разумная ценовая тактика;

3.Правильная методика ценообразования. Размер цены на конкретный товар зависит от возможностей рынка, его типа и емкости, других факторов и целей. В практике ценообразования выделяют следующие цели формирования цены:

ориентация на существующее положение, когда производитель (изготовитель, продавец) заинтересован в максимизации доли на рынке, росте объемов продаж;

ориентация на прибыль, т.е. получение ее максимума, и ориентация на существующее положение, когда производитель стремится избегать неблагоприятных воздействий внешней среды (например, конкурентов, налогообложения и т.п.).

В условиях рынка цена выполняет следующие основные функции:

учетную и информационную;

распределительную;

сбалансирования спроса и предложения;

Информация о работе Цена и ценообразование в Российской Федерации