Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 10:34, контрольная работа
Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Сущность цены и ее характерные признаки………………………..……..4
2. Роль и значение цены и ее связь с рыночными факторами…………..…..7
3. Цена и экономические законы…………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..15
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….16
Важнейшее условие дальнейших экономических преобразований в нашей стране – целесообразно установленная и эффективно действующая система ценообразования, от которой зависит разработка целостной системы экономических методов управления хозяйством, финансовое оздоровление, дальнейшее развитие рыночных отношений, достижение сбалансированности национальной экономики, рост национального дохода и повышение эффективности конечных результатов финансово - хозяйственной деятельности предприятия (фирм и компаний) различных форм собственности[1,c.36].
Цена является одним из основных звеньев рыночной экономики и представляет собой не только гибкий инструмент конкуренции, перераспределения ресурсов, перелива капитала, но и важный рычаг управления в сфере производства, реализации, обмена и обращения товаров (продукции), при этом она выполняет важную роль в регулировании и саморегулировании экономики страны.
Ценообразование представляет
1. Сущность цены и ее
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков взаимозависимых и взаимодействующих цен. Наиболее важными и основными блоками единой системы цен являются: оптовые цены; закупочные цены; розничные цены; тарифы на услуги транспорта.
Основные блоки цен, в свою очередь," включают ряд подблоков. Так, блок оптовых цен подразделяется на два подблока — оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промьшгленности. А блок тарифов транспорта состоит из нескольких подблоков — тарифы железнодорожного транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы речного транспорта, тарифы автотранспорта и т.д.
В основе взаимосвязи всех цен, образующих единую систему, лежит принцип сообщающихся сосудов: изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается по цепочке во все другие блоки цен.
Ведущую и определяющую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), а также отрасли металлургии и транспорт[4, c.48]. Так, изменение цен на энергоносители находит быстрое отражение в уровне цен всех без исключения отраслей экономики. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Различные блоки цен, входящие в систему цен, имеют не только прямую, но и обратную связь. Например, повышение цен в топливном комплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожания материально-технических ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии и др.), потребляемых ими.
В условиях административной экономики повышение цен в названных отраслях часто блокировалось с помощью финансовой системы путем предоставления дотаций отраслям, потребляющим энергоносители (сельское хозяйство, отрасли, производящие потребительские товары, и некоторые другие).
В условиях перехода к рынку дотаций в таких широких масштабах, как прежде, быть не может, так как это привело бы к искусственному искажению структуры и динамики цен, материально-вещественных и стоимостных пропорций во многих отраслях экономики, что противоречит самой сути рыночных отношений. Отмена массовых дотаций значительно усилила взаимозависимость всех видов цен, входящих в единую систему, сделала ее более гибкой и динамичной; более адекватной требованиям рынка.
Чем вызвана столь тесная взаимосвязь (взаимозависимость) цен, входящих в единую систему?
Она обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами.
Все цены формируются на единой методологической основе. Этой основой являются законы стоимости, спроса и предложения.
Все предприятия (фирмы) производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют в конечном счете единый хозяйственный комплекс. Взаимосвязь предприятий, отраслей может быть самой разнообразной: производственной, экономической, технологической и др.
Вместе с тем взаимосвязь (взаимозависимость) цен в единой системе не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри этих блоков, а наоборот, предполагает такое движение.
Необходимо отметить довольно тесную связь между системой цен и экономической средой, в которой действуют цены. Эта среда включает товарное производство, различные формы собственности, конкуренцию, которые и составляют основу рыночной экономики.
Система цен характеризуется такими показателями, как уровень цен, структура цен, динамика цен[4,c.50].
Однако существует
также тесная связь между ценами и предложением.
С ростом цен изготовители увеличивают
количество производимого товара, и предложение
увеличивается. Это объясняется тем, что
с повышением цен изготовитель имеет возможность
осуществить дополнительные затраты,
которые позволят обеспечить рост объемов
производства, а также получить повышенный
размер прибыли. На величину спроса так же,
как на величину предложения, оказывает влияние
и ряд других факторов, которые называются
неценовыми[5,c.51]. К ним относятся вкусы
потребителей, величина доходов (покупательная
способность), качество товара, предпочтение
покупателей и т.д. Объемы спроса уменьшаются
по мере увеличения цены товара, и наоборот.
Величина предложения растет по мере повышения
цены товара, и наоборот. Еще одним не менее
важным фактором, оказывающим влияние
на формирование цен, является конкуренция.
Она, с одной стороны, создает условия
для достижения сбалансированности спроса
и предложения, а с другой — способствует
стабилизации цен и снижению их уровня[6,c.15].
В условиях рыночной экономики цена является
характеристикой товара на рынке. В ней
аккумулируются следующие основные понятия
рыночной экономики: потребность, спрос,
предложение и др. Более того, цена — это
основной результативный показатель деятельности
предприятия (фирмы).
Важность цены
для руководителей фирм за последние годы
существенно возросла. Поскольку цена
придает значение совокупной комбинации
переменных маркетинга, которые предлагаются
потребителям (такие, как характеристики
продукции, образ, местонахождение магазина,
обслуживание потребителей и т.д.), то решения
о ней должны приниматься в сочетании
с планами по продукции, распределению,
сбыту и продвижению.
Цены
часто меняются на протяжении жизненного
цикла продукта — от высоких для привлечения
новаторов, ориентирующихся на престиж,
до низких, ориентирующихся на массовый
рынок.