Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 10:33, реферат
Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы .
Наличие развитой системы источников экологического права является существенным условием для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права.
1. Общая характеристика
источников экологического права ……………………………………..
2. Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан – основополагающие источники экологического права ………..……..
3. Характеристика общих норм Конституции Российской Федерации, регулирующих охрану окружающей среды …………….……..……..
4. Характеристика экологических норм Конституции Российской Федерации, регулирующих охрану окружающей среды …………....
5. Развитие взаимоотношений между
Российской Федерацией и Республикой Башкортостан
в области охраны окружающей среды…………………………………
6. Использованная литература ……………………..…………………….
Неотчуждаемый характер прав и свобод состоит также в том, что гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав.
Согласно ст.18, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Определение в ст.18 конституционных прав и свобод как непосредственно действующих разрушает порочную традицию, имевшую место в прошлом нашего общества, рассматривать конституционные нормы как декларативные, реализующиеся лишь при наличии закона, распоряжения правительства, инструкции и т.д.
Одна из главных гарантий прав человека и гражданина закреплена в ст.19 Конституции РФ «Все равны перед законом и судом». Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Согласно ст.30, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Широкую известность в России имеют такие общественные экологические организации, как ГРИНПИС, Всемирный фонд дикой природы, Институт эколого-правовых проблем «Экоюрис», у нас в Башкирии – Союз экологов Республики Башкортостан.
Статья 32 Конституции устанавливает право граждан РФ участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранными в органы государственной власти (специально уполномоченным органом государственной власти в области охраны окружающей среды в РФ является Министерство природных ресурсов РФ, в Республике Башкортостан – Госкомэкология РБ).
Согласно ст.33, граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Указанное право обеспечивает возможность активного влияния гражданина на деятельность государства.
Статья 36 указывает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Свободное хозяйствование на земле нельзя, однако, понимать как произвольное. Часть 2 ст. 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но в разумных рамках ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерба окружающей среде и нарушать прав и законных интересов других лиц. Если собственник земли не соблюдает эти условия закона, для него наступают юридические последствия, предусмотренные экологическим и гражданским законодательством об ответственности за правонарушения[3].
Статья 45 Конституции РФ (в Конституции РБ – ст.55) гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Ч.1 ст.45 действует во взаимосвязи со ст.2, при этом предполагается, что все звенья государственного механизма наделены обязанностью защищать права и свободы человека и гражданина.
Статья 46 (в Конституции РБ – ст.56) гласит, что в России каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Согласно ст.55, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьи 71, 72 и 73 указывают сферы полномочий Российской Федерации и её субъектов в той или иной области.
В соответствии со ст.71, в ведении Российской Федерации среди прочих находятся:
принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
формирование федеральных органов государственной власти;
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области … экологического… развития Российской Федерации;
федеральные налоги и сборы (экологический налог);
Обращаясь к ст. 71, следует обратить внимание, что она устанавливает предметы ведения собственно Российской Федерации.
Статья 72 Конституции устанавливает области совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, среди которых, применительно к рассматриваемому вопросу, следует отметить:
обеспечение соответствия конституций и законов субъектов РФ Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
защита прав и свобод человека и гражданина;
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
разграничение государственной собственности;
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории;
земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
В данных областях Российская Федерация и ее субъекты совместно ответственны за состояние дел. В этой сфере государственная деятельность в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами. В 2001 году в Республике Башкортостан было принято 4 Закона, 8 постановлений Кабинета министров РБ, 7 распоряжений Кабинета министров РБ, регулирующих область охраны окружающей среды.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий России по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции).
Важными являются положения статьи 76. Согласно ч.4 указанной статьи, вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ, а также совместного ведения РФ и её субъектов (ч.5). В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно ч.1 ст.77, система органов государственной власти субъектов России устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России.
Положения статьи 78 Конституции являются, на мой взгляд, одними из самых прогрессивных.
Так, согласно ст.78, федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Надо отметить, что положения указанной статьи закреплены (продублированы) в ст.ст. 8, 9 нового Федерального закона от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
4. Характеристика экологических норм Конституции Российской
Федерации, регулирующих охрану окружающей среды
К так называемым «экологическим» нормам Конституции Российской Федерации можно отнести положения статей 41, 42 и 58.
Статья 41 гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно – эпидемиологическому благополучию.
Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Поэтому под охраной здоровья понимается совокупность мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека.
Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, защитой жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции сокрытие должностными лицами любого уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Сокрытие – это не только утаивание информации, но и распространение заведомо недостоверной, ложной информации о состоянии окружающей среды, санитарно – эпидемиологическом состоянии и других событиях и обстоятельствах, угрожающих здоровью людей.
Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно – эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и др.[4]
Статья 42 Конституции РФ (ст.50 в Конституции РБ) гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба[5].
Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается
государственным экологическим контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства (в Республике Башкортостан – Госкомэкология РБ, Башкирская природоохранная межрайонная прокуратура);
планированием и нормированием качества окружающей среды;
проведение государственной экологической экспертизы;
осуществление оценки воздействия на окружающую среду;
осуществление государственного мониторинга окружающей среды;
проведение экологического аудита;
экономическими методами регулирования в области охраны окружающей среды (установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ, предоставление налоговых льгот и т.д.)[6];
экологическая сертификация;
формирование экологической культуры;
разработка и утверждение обязательных требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
экологическое страхование;
образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи;
организацией медицинского обслуживания населения.
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.