Мировой океан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:14, реферат

Краткое описание

Комплексное решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана являются важнейшими приоритетами политики государства не только в настоящее время, но и в будущем. Данные проблемы актуальны в связи с тем, что Мировой океан - место сосредоточения важнейших видов хозяйственной, военной и научно-технической деятельности различных государств, транснациональных корпораций, международных организаций и, одновременно, место пересечения их интересов.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (16).docx

— 34.35 Кб (Скачать файл)

Комплексное решение проблем изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана являются важнейшими приоритетами политики государства  не только в настоящее время, но и  в будущем. Данные проблемы актуальны  в связи с тем, что Мировой  океан - место сосредоточения важнейших  видов хозяйственной, военной и  научно-технической деятельности различных  государств, транснациональных корпораций, международных организаций и, одновременно, место пересечения их интересов.

Мировой океан - это дополнительный источник минеральных, биологических и других ресурсов, требуемых серьезного изучения и  охраны для социально-экономического развития государства.

Россия традиционно  относится к числу ведущих  морских держав, играющих активную роль в изучении, освоении и эксплуатации Мирового океана. Для экономической  и социальной жизни России Мировой  океан, и в первую очередь моря, омывающие побережье страны, играют первостепенную роль.

Исследование  Мирового океана, использование его  ресурсного потенциала, развитие транспортных коммуникаций, присутствие на морских  пространствах в целях сохранения позиций России как морской державы, охрана морских границ, контроль за экологической обстановкой, чрезвычайными  ситуациями природного и техногенного характера, а также климатические  наблюдения - все эти и другие конкретные проблемы, имеющие самостоятельное  значение для обеспечения жизнедеятельности  и безопасного проживания населения  как в прибрежных регионах, так  и в стране в целом, требуют  комплексного анализа для поиска оптимальных путей их решения.

В настоящее  время Россия оказалась в затруднительном  положении в части формирования основ морской политики, а также  реализации и защиты своих интересов  в Мировом океане, т.к. существенно  изменилась геополитическая ситуация: страны Восточной Европы изменили политическую ориентацию, Варшавский договор прекратил  свое действие, на территории бывшего  СССР образовалось 15 независимых государств, это все привело к сокращению размеров территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической  зоны страны.

Изменения геополитической  ситуации требуют разработки новой  законодательной базы для взаимовыгодного  сотрудничества России с другими  государствами в области освоения потенциала Мирового океана в целях  более полной защиты российских военных  и экономико-социальных интересов. В первую очередь, необходимо обеспечить должную правовую основу для реализации прав и обязанностей Российской Федерации  в своих внутренних водах, территориальном  море, исключительной экономической  зоне, на континентальном шельфе и  в районах за пределами национальной юрисдикции с учетом международных  обязательств, в том числе развитие международно-правового режима Антарктики с учетом интересов России как  ее первооткрывателя, юридически закрепить  российские права в Арктике.

Важным направлением является завершение переговоров с  державами, которые граничат с Российской Федерацией на море, т.к. стоит проблема незавершенности делимитации морских  границ.

В последние  годы в связи с экономическими и иными проблемами изучение пространств  и природы Мирового океана существенно  ослабло со стороны России. Практически  прекращены или ограничены исследования океанического дна, процессов и  явлений в водах океана, информация о которых необходима для получения  обобщенных данных в интересах экономико-социального  развития и безопасности России. Происходит отток научных кадров и их старение. Научный флот практически не используется по назначению.

Современная наука о Мировом океане, опыт многолетних  исследований и практических наблюдений, которые проводились в СССР и  России, оказывают значительное влияние  на все сферы деятельности, связанные с освоением и использованием ресурсов и пространств открытого моря, прибрежной зоны, шельфа, исключительной экономической зоны страны.

Потенциал российской науки благодаря созданной научной  базе, имеющемуся кадровому составу  еще достаточно высок, однако при  сохранении тенденции к свертыванию  научных исследований и экспедиционной деятельности он неизбежно будет  разрушен. Указанная тенденция уже  сейчас отрицательно сказывается на прогнозировании гидрометеорологической обстановки в целях обеспечения  хозяйственной, транспортной и оборонной  деятельности, получении информации о влиянии антропогенных факторов на уменьшение биоразнообразия и  сокращение промысловых биоресурсов  Мирового океана, а также на исследованиях  строения земной коры дна Мирового океана для оценки запасов минеральных  ресурсов, фундаментальных исследованиях  проблем взаимодействия океана и  атмосферы, ключевых процессов, происходящих в Мировом океане и смежных  сферах, и т.п.

Указанные проблемы не могут быть решены вне Программы.

Военно-стратегические интересы России в Мировом океане определяют ведущую роль Военно-Морского Флота в обеспечении политического влияния России на мировые процессы, в сдерживании угроз безопасности страны и охране ее морских границ, повышении международного авторитета Российской Федерации, укреплении безопасности судоходства, промысловой, хозяйственной и научной деятельности. Сохранение и разумное (в пределах достаточности) развитие военно-морской мощи страны является фактором сдерживания вероятного противника, обеспечивает защиту своих граждан и юридических лиц, экономических и иных интересов за рубежом, а также эффективное участие Российской Федерации в миротворческих акциях ООН.

Важность  проблемы использования минеральных  ресурсов Мирового океана, Арктики  и Антарктики определяется прежде всего  их богатством и разнообразием, перспективностью вовлечения в народнохозяйственный оборот. Ресурсы недр Мирового океана (континентального шельфа и глубоководных  районов морского дна) по своим объемам, свойствам и степени воспроизводства  намного превосходят аналогичные  ресурсы континентов и представляют собой масштабный потенциальный  источник минеральных ресурсов.

За счет минерального сырья Мирового океана, нефтегазового  потенциала шельфовых зон России, значительная часть которых находится  в Арктике, может быть создана  основа гарантированного обеспечения  перспективных потребностей экономики  Российской Федерации в стратегических видах полезных ископаемых.

Создание  технологий для освоения ресурсов и  пространств Мирового океана является одной из центральных проблем, от решения которой зависит успех  выполнения комплекса задач, поставленных Программой в целом и ее отдельными подпрограммами. Развитие технологий для освоения ресурсов и пространств  Мирового океана предполагающее использование  накопленного научно-технического задела, позволит начать активную реализацию инновационных и других мероприятий, необходимых для решения всего  комплекса проблем, связанных с  Мировым океаном.

Важнейшие проблемы России, касающиеся сохранения системы морских коммуникаций и доступа к морям, развития прибрежных районов, могут успешно решаться лишь при условии использования передовых технологий. . Значительным потенциалом для их создания являются достижения оборонных отраслей, связанных с деятельностью в морской среде.

 финансирование  перспективных научных исследований  и проектных работ. Использование  биологических ресурсов Мирового  океана является одним из наиболее  перспективных направлений решения  продовольственной проблемы.

Россия продолжает входить в число ведущих государств мира, определяющих тенденцию развития мирового рыболовства.

В последние годы значительно ухудшилось состояние российской транспортно-коммуникационной системы в Мировом океане. За пределами Российской Федерации, на территории прибалтийских стран и Украины, остались крупнейшие порты и большинство специализированных комплексов для перегрузки зерна, руды, угля, химических и наливных грузов, контейнеров (Новоталлинский, Ильичевск, Южный, перевалочные нефтебазы в Вентспилсе и Клайпеде, паромные переправы Ильичевск-Варна и Клайпеда-Мукран). Кроме того, в Северо-западном и Южном бассейнах Россия лишилась рефрижераторных судов, танкеров ледового класса, лихтеровозов, большей части пассажирских судов. На Балтике отсутствует наливной флот, а на Черном море - сухогрузный.

Потеря Россией  портовых мощностей на Балтике и  Черном море может и должна быть компенсировано за счет строительства  новых портов и модернизации действующих  на российской территории.

Перспективным транспортным направлением для России является дальневосточное, что связано как с необходимостью освоения богатейших природных ресурсов Дальнего Востока, так и с потребностью в налаживании сотрудничества с быстро развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Проблемы освоения и использования  Арктики выделены в связи с особыми национальными интересами (экономическими, оборонными, геополитическими, научными) Российской Федерации в этом регионе и его спецификой.

Экономические интересы России в Арктике  обусловлены тем, что здесь сосредоточены месторождения ряда важнейших полезных ископаемых, являющихся определяющими для развития экономики всей страны в настоящее время и в еще большей степени - в ближайшей перспективе. . Геополитические интересы России в Арктике объясняются ее особым географическим положением и пересечением в этом регионе интересов многих стран. Научные интересы России в Арктике обусловлены тем, что соответствующее научное обеспечение является необходимым условием для всех видов деятельности в этом регионе, а также важной ролью Арктики в глобальных процессах, происходящих на Земле.

К основным проблемам  российской Арктики относятся спад в экономике, свертывание градообразующих  производств, упадок социальной инфраструктуры, резкое сокращение объема научных исследований, несвоевременное и недостаточное  снабжение топливом и продовольствием.

Дальнейшее проведение научных исследований в Антарктике является неотъемлемым элементом общегосударственной политики, ориентированной на закрепление российских позиций в регионе и реализацию геополитических интересов России.

Основным  в проблеме изучения Антарктики является обеспечение деятельности Российской антарктической экспедиции, перечень минимально допустимых параметров деятельности которой (численность экспедиции, действующие  антарктические станции, суда обеспечения, авиационное обеспечение, нефтебазы) обоснован и находится на минимально допустимом уровне.

Проблема  создания Единой системы информации об обстановке в Мировом океане обусловлена  настоятельной необходимостью поднять  на новый качественный уровень обеспечение  всех видов морской деятельности актуальной и полной информацией, являющейся основой решения соответствующих  научно-технических, экономических, политических, военно-стратегических, экологических  и других задач, связанных с изучением, освоением и эффективным использованием ресурсов и пространств Мирового океана. При этом должны быть устранены  характерные для настоящего времени  дублирование различными ведомствами  работ по созданию баз и банков данных о состоянии Мирового океана, их несовместимость и противоречивость, а также тенденция снижения качества обслуживания потребителей информацией  об обстановке в Мировом океане.

Реализация различных направлений  деятельности России в Мировом океане, по изучению, освоению и рациональному использованию ресурсов и пространств Мирового океана, в рамках независимых друг от друга программ имеет ряд недостатков, которые отрицательно сказываются на характере и результатах этих работ. К наиболее существенным недостаткам относятся:

 — отсутствие  скоординированной государственной  политики в решении комплексной,  по своей сути, проблеме изучения, освоения и рационального использования  ресурсов единого объекта - Мирового  океана;

 — дублирование  работ, проводимых различными  ведомствами;

 — невозможность  использования полученных ранее  результатов (в частности, результатов  научных исследований, на которые  уже были затрачены бюджетные  средства) или опыта смежных организаций  для решения возникающих проблем  ввиду слабого информационного  обеспечения; 

 — отсутствие  необходимой координации работ,  обеспечивающей выбор эффективных  методов, способов решения и  направлений рационального использования  ресурсов (финансовых, материальных, трудовых, временных и др.);

 — отсутствие  взаимодействия между производителями  новой техники для общих научных  и хозяйственных целей (проведение  исследований, осуществление контроля  за обстановкой в Мировом океане, добыча, извлечение и переработка  полезных ископаемых и т.д.);

 — неэффективное  использование обеспечивающих видов  деятельности (информационное обслуживание, организация продвижения инновационных  разработок, использование новой  перспективной техники и технологий, обмен ноу-хау и т.д.) в целях  комплексного решения взаимосвязанных  проблем;

 — отсутствие  возможностей (зачастую прямой запрет) по применению технологий двойного  назначения, а также снятой с  эксплуатации по основному назначению  военной техники;

 — ограничение  большей части проводимых в  рамках ведомственных программ  работ научными исследованиями, результаты которых не были  востребованы для практического  применения.

Указанные недостатки являются следствием не только характерной  для экономики прошлых лет  отраслевой разобщенности исполнителей работ, преследующих чисто ведомственные  интересы (особенно в оборонных отраслях), но и отсутствия должной координации  проведения комплексных работ. Поэтому  успех в реализации Программы  в значительной мере определяется наличием специального центра, ответственного за координацию различных видов  деятельности в Мировом океане в  рамках единой государственной политики.

Информация о работе Мировой океан