Понятие, виды и содержание экологических правоотношений. Эколого-правовая характеристика Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

Отношения в области взаимодействия общества и природы, т.е. отношения природопользования и охраны окружающей среды, будучи урегулированными нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями. Не все экологические отношения становятся правоотношениями, а только те из них, которые выражены в нормах права, закреплены в законодательстве и в развитии которых заинтересовано государство. Это связано с тем, что одни экологические отношения вообще не требуют правового регулирования, другие в данный момент не могут быть урегулированы нормами экологического права, а третьи регулируются нормами других отраслей права.

Вложенные файлы: 1 файл

моя.docx

— 43.77 Кб (Скачать файл)

стабилизирующим компонентом  биосферы, всемерно охраняемым и рационально  используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан  Российской Федерации.

   Данный закон регулирует  отношения в области охраны  и использования животного мира, а также в сфере сохранения  и восстановления среды его  обитания в целях обеспечения  биологического

разнообразия, устойчивого  использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого  существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира

как неотъемлемого элемента природной среды.

    Законодательство  Российской Федерации об охране  и использовании животного мира  регулирует отношения в области  охраны и использования объектов  животного мира, обитающих в условиях  естественной свободы.

   Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

   В соответствии  с законом животный мир в  пределах территории Российской  Федерации является государственной  собственностью. РФ

обладает суверенными  правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в  исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении  объектов животного мира в порядке, определяемом Федеральным законом, другими федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами  международного права.

   Граждане, составляющие  коренные малочисленные народы  и этнические общности, если исконная  среда их обитания и традиционный  образ жизни связаны с животным  миром, наряду с общими правами  граждан

в области охраны и использования  животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания наделяются особыми  правами, предусмотренными в статьях 48 и 49 данного закона.

   Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

   В соответствии  с законом Государственное управление  в области охраны и использования  животного мира осуществляют  Президент Российской Федерации,  Правительство Российской Федерации,  органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  и специально уполномоченные  государственные органы по охране, контролю и регулированию использования  объектов животного мира и  среды их обитания. Специально  уполномоченные государственные  органы по охране, контролю и  регулированию использования объектов  животного мира и среды их  обитания образуют систему государственных  органов управления, обеспечивающую  осуществление комплексных мер  по охране, воспроизводству и  устойчивому использованию объектов  животного мира и среды их  обитания.

   В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях либо на определенные сроки решением федерального органа исполнительной власти или высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю

и регулированию использования  объектов животного мира и среды  их обитания в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 Федерального закона.

   В области сохранения среды обитания объектов животного мира закон предусматривает следующее: любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному

хозяйству.

   Акклиматизация новых  для фауны Российской Федерации  объектов животного мира, переселение  объектов животного мира в  новые места обитания, а также  мероприятия по гибридизации  объектов животного мира

допускаются только по разрешению специально уполномоченных государственных  органов Российской Федерации по охране, контролю и регулированию  использования объектов животного  мира и среды обитания при наличии  заключения компетентных научных организаций  с учетом требований экологической  безопасности.

   Содержание и разведение  объектов животного мира в  полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания допускаются только по разрешениям специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, выдаваемым в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным статьями 5 и 6 данного закона. Юридические лица и граждане, занимающиеся содержанием и разведением объектов

животного мира, обязаны  гуманно обращаться с ними, соблюдать  надлежащие санитарно-ветеринарные и  зоогигиенические требования к их содержанию. Несоблюдение указанных требований влечет за собой

административную и уголовную  ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а объекты животного  мира подлежат конфискации в судебном порядке.

 

3. Задача.

    Государственный природный заповедник «Лесные просторы» расположен на территории Н-ской области. В феврале 2007 г. по ходатайству Министерства природных ресурсов Российской Федерации, согласованному с администрацией области и заинтересованными органами, субъектами хозяйственной и иной деятельности и общественными экологическими организациями, в целях сохранения биологического разнообразия и обеспечения заповедного режима официально опубликованным распоряжением Правительства Российской Федерации была расширена охранная зона государственного заповедника «Лесные просторы» за счет включения в нее земель Федоровского лесничества, а также земель, принадлежащих ряду садоводческих товариществ и крестьянских (фермерских) хозяйств.

   В сентябре 2007 г. в областной суд обратились граждане Б. Н., и Я., садовое товарищество «Белое озеро» и крестьянское фермерское хозяйство «Заречное» с исковым заявлением о признании указанного распоряжения Правительства Российской Федерации противоречащим Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а потому не действующим.   

   В качестве обоснования заявления указывалось на нарушения:

- конституционных прав  и свобод человека и гражданина;

- экологических прав граждан;

- права граждан на свободное  пребывание в лесах и природопользование, поскольку их не допускают  на территорию заповедника без  специального разрешения дирекции  заповедника;

- прав граждан на свободу  экологической информации;

- прав граждан и юридических  лиц на участие в осуществлении  мероприятий по охране и функционированию  особо охраняемых природных территорий;

- экономических прав членов  садовых товариществ и крестьянских (фермерских) хозяйств, поскольку на  вошедших в состав охранной  зоны заповедника территориях  садовых товариществ и фермерских  хозяйств установлен ограничительный  режим использования земель и  других природных ресурсов, что  снижает хозяйственную ценность  земель и наносит материальный  ущерб садоводам и фермерам;

- законодательства об  экологической экспертизе, поскольку  правительственное решение не  подвергалось государственной экологической  экспертизе;

- формы правительственного  акта, поскольку вопрос о расширении  охранной зоны государственного  заповедника должен быть оформлен  постановлением, а не распоряжением  Правительства Российской Федерации.

  Проведите юридический анализ обоснований искового заявления и предложите основанное на законе решение суда.

 

  Решение задачи:

  Распоряжение Правительства Российской Федерации, согласно которому была расширена охранная зона государственного заповедника «Лесные просторы» за счет включения в нее земель Федоровского лесничества, а также земель, принадлежащих ряду садоводческих товариществ и крестьянских (фермерских) хозяйств, противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

   Так, согласно статьи 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде, и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Конституцией и действующим  законодательством также гарантированы  права каждого человека на: 1) благоприятную  окружающую среду; 2) получение достоверной  информации о ее состоянии; 3) возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

   Согласно Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников. Следовательно, в случае расширения охранной зоны государственного заповедника «Лесные просторы» за счет включения в нее земель Федоровского лесничества, а также земель, принадлежащих садоводческих товариществ и крестьянских (фермерских) хозяйств, будут нарушены права граждан на свободное пребывание в лесах и природопользование.

   Обязательно следует учитывать положение статьи 11 Закона "Об экологической экспертизе" о том, что обязательной государственной экспертизе подлежат проекты правовых актов РФ нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.

Из этого следует, что  объектом экологической экспертизы могут быть не только планируемые  виды деятельности (намечаемое строительство  и прочее), но и проекты актов  высших органов государственной  власти, включая проекты законов РФ и нормативных правовых актов Правительства.

   В исковом заявления указывалось также на нарушение формы правительственного акта. Следует отметить, что Распоряжение Правительства РФ – это акты по оперативным и другим текущим вопросам, и они не носят нормативный характер, а Постановления Правительства РФ  - это акты, имеющие нормативный характер. Значит нужно было провести мероприятия, не включающие земли в заповедник, и не ограничивать права и свободы граждан в запрете на вход в леса. Поэтому можно сказать, что в целях создания новых и расширения земель особо охраняемых природных территорий  органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Земли фермерских хозяйств, которые включены в земли заповедника, должны предоставляться гражданам  на праве постоянного  (бессрочного) пользования. Если эти земли оказывают  негативное воздействие на земли  государственных заповедников, подлежат приватизации в случае выкупа и без  него.

По моему мнению, указанное распоряжение Правительства Российской Федерации должно быть признано недействительным. в предусмотренном судебном порядке.

   В соответствии со статьей 61 Земельного кодекса РФ, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти, или органа местного самоуправления, а также акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Убытки подлежат возмещению исполнительным органом государственной власти, издавшим такой акт. Убытки, причиненные нарушением прав собственников  земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Информация о работе Понятие, виды и содержание экологических правоотношений. Эколого-правовая характеристика Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ