Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 07:04, контрольная работа
С позиций культурологии экологическая культура представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами.
Введение
1. Понятие экологической культуры
2. Сущность экологического воспитания
3. Цель и задачи воспитания экологической культуры
Заключение
Литература
3. Цель и задачи воспитания экологической культуры
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.
Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
.Образовательных - формирование системы
знаний об экологических
.Воспитательных - формирование мотивов,
потребностей и привычек
.Развивающих - развитие системы
интеллектуальных и
В дошкольном возрасте основными задачами экологического воспитания являются:
.Формирование у детей системы
элементарных знаний о
.Формирование системы знаний
об окружающем мире, обеспечение
правильной ориентировки
.Развитие познавательной
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями детей.
Заключение
Теоретическая основа экологического
воспитания основывается на решении задач
в их единстве: обучения и воспитания,
развития. Критерием сформированности
ответственного отношения к окружающей
среде является нравственная забота о
будущих поколениях. Как известно, воспитание
тесно связано с обучением, поэтому воспитание,
основанное на раскрытии конкретных экологических
связей, поможет детям усваивать правила
и нормы поведения в природе. Последние,
в свою очередь, не будут голословными
утверждениями, а будут осознанными и
осмысленными убеждениями каждого ребенка.
Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Знакомясь с казалось бы с детства привычной обстановкой, дети научаются выявлять взаимосвязи между живыми существами, природной средой, замечать то влияние, которое может оказать их слабая детская рука на животный и растительный мир. Уяснение правил и норм поведения в природе, бережное, нравственное отношение к окружающему поможет сохранить нашу планету для потомков.
Литература
1. Биологический
. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика
воспитательной работы в
. Боровская Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города//Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48.
.Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991-135с.
. Воспитание и развитие детей
в процессе обучения
. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Высшая школа, 1999. - 308с.
. Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: Высшая школа, 1999. - 167с.
. Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес //Начальная школа. -1990.- N5. - С. 28-34.
. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. - С36-38.
. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1984.
. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шубкина Л.С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. - 163с.
. Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. - М.: Просвещение, 1987. - 169 с.
. Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. - М.: Педагогика, 1989. - 347с.
. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990. - 256с.
. Популярный экологический
. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990. - 56с.
. Экологическое образование и воспитание. Метод. рекомендации. - Улан - Удэ, 1990. - 29с.
. Эстетическая культура и
.Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков /Н.С. Дежникова. - М.,2001.
. Иванова, Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе /Т.С. Иванова. - М., 2003.
. Гирусов Э. В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. - М., 1989. - С. 11-19.
. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1995.