Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2014 в 14:14, контрольная работа
Собственность – основа любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении. Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует никакой формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее.
Введение………………………………………………………………...3
1. Понятие и основные признаки права собственности на природные
ресурсы.. .……………………………………………………………....4
2. Формы и виды права собственности. ………………………….......6
3. Объекты права собственности. …………………………….………7
4. Юридическое понятие земли, недр, вод, лесов, животного и растительного мира как объектов права собственности …………………10
5. Субъекты и содержание права собственности…………..……….14
6. Задача………………………………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………….22
Список используемой литературы…………………………….……..23
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и основные признаки права собственности на природные
ресурсы.. .……………………………………………………………....4
2. Формы и виды права собственности. ………………………….......6
3. Объекты права собственности. …………………………….………7
4. Юридическое понятие земли, недр, вод, лесов, животного и растительного мира как объектов права собственности …………………10
5. Субъекты и содержание права собственности…………..……….14
6. Задача………………………………………………………………
1 Понятие и основные признаки права собственности на природные ресурсы
Согласно действующему законодательству, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Термин «право собственности на природные ресурсы» можно понимать как объективном смысле, так и в субъективном.
В объективном смысле право собственности охватывает правовые нормы, которые закрепляют, регулируют и охраняют состояние принадлежности материальных ценностей определенным физическим и юридическим лицам. Такие правовые нормы предусмотрены статьями 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, положениями Гражданского кодекса РФ, других нормативных актов. В субъективном смысле право собственности на природные ресурсы – это совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности, а данном случае – природным ресурсом.
Правомочие владения – установленная законом фактическая принадлежность материальных ценностей конкретному лицу. Правомочие пользования – основанная на законе возможность эксплуатации материальных ценностей, извлечения из них полезных свойств с целью удовлетворения производственных и личных нужд. Правомочие распоряжения – предоставленная собственнику законом возможность изменять юридическую судьбу принадлежащих ему материальных ценностей. Все три перечисленные правомочия должны быть в наличии у собственника одновременно.
Собственник земли и других природных ресурсов владеет, пользуется и распоряжается ими свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Однако основные правомочия собственника на природные объекты и ресурсы могут быть ограничены в силу их особой значимости для общества. Ограничения связаны с тем, что природные ресурсы представляют собой имущество особого рода. Прежде всего, они являются не только источниками материального потребления, но и естественной средой обитания человека, и как таковые подлежат охране. Кроме того, они являются результатом эволюционного развития природы, а не продуктом человеческого труда, в связи с чем количество их ограничено. И, наконец, природные объекты не могут переноситься в пространстве (за исключением животных), т.е. являются недвижимым имуществом. Из этого следует, что кроме прав, предусмотрены и обязанности. В частности, устанавливается обязанность собственника использовать принадлежащие ему природные ресурсы рационально и эффективно, в соответствии с установленным государственными органами целевым назначением; обеспечивать их воспроизведение и охрану окружающей среды; вводятся особые условия использования имущества в связи с установлением особых правовых режимов охраны (например, при создании природных парков или заказников, установлении водоохранных зон вокруг водоемов и т.п.); имущество может обременяться публичными и частными сервитутами; ограничивается оборотоспособность природных объектов.
До 1990 г. в Советском Союзе была единственная форма права собственности на природные ресурсы – исключительная государственная. Сущность исключительной государственной собственности на природные ресурсы состояла в том, что земля, недра, воды, и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С реформирования отношений собственности начались и преобразования в современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе» монополия государства на землю на территории РСФСР была отменена и введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти положения данного Закона, ныне утратившего силу, получили закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в Конституции РФ.
2 Формы и виды права
Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие при-родные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, го-сударственной и иных формах собственности. Положения Основ-ного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Со-гласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других при-родных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.
Таким образом, Конституция РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в зако-нодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собствен-ника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.
Под правом собственности на природные ресурсы в субъектив-ном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лес-ными ресурсами и другими объектами собственности.
Субъективное право собственности на природные ресурсы опре-деляет сущность и содержание юридического отношения собствен-ности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства, ведущегося на базе использования собственником принадлежаще-го ему имущества. Это право предопределяет использование нахо-дящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Кон-ституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственни-ками свободно. Но это правило, как и право собственности, не яв-ляется абсолютным. Право собственности ограничивается общест-венно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принад-лежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружаю-щей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведен-ное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предус-матривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3 Объекты права собственности
Понятие и состав фондов природных ресурсов как объектов права государственной собственности раскрываются в земельном, лесном, водном законодательстве, законодательстве о недрах и т. д. и рассматриваются в соответствующих темах данного учебного пособия.
Наиболее важная часть природных объектов находится в федеральной собственности. Экологическое законодательство разграничивает объекты права собственности Российской Федерации и ее субъектов исходя из признака их общегосударственной значимости. К объектам права федеральной собственности, как правило, относятся природные объекты и комплексы, представляющие общенациональную ценность, связанные с осуществлением функций федеральных органов государственной власти, либо расположенные на территории двух и более субъектов РФ, а также относящихся к естественным богатствам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В частности, такими объектами являются:
В муниципальной собственности - собственности муниципальных образований (городов, районов, поселков и т. д.) - могут находиться земельные участки, обособленные водные объекты, леса (на землях городов), лечебно-оздоровительные местности, курорты и другие природные объекты.
Гражданам и юридическим лицам может принадлежать право частной собственности на земельные участки. Оно распространяется также на все, что расположено на этих земельных участках: обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), то есть искусственного происхождения непроточные и небольшие по площади водоемы, а также древесно-кустарниковую растительность -деревья и кустарники, находящиеся на дачных, садовых, приусадебных участках, участках для жилищного строительства, предпринимательской деятельности и др.
Информация о работе Право собственности на природные ресурсы