Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 21:59, реферат
Отдельно можно выделить права и обязанности граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.
Главной целью и задачей работы является исследование экологических прав и обязанностей граждан РФ.
В ходе исследования, используется метод сравнительного анализа, а также результаты изучения специальной литературы и законодательства.
Введение
Основная часть. Экологические права и обязанности граждан РФ
1. Экологические права граждан РФ
2. Экологические обязанности граждан РФ
Заключение
Список используемой литературы
РЕФЕРАТ
по экологическому праву
на тему: «Экологические права и обязанности граждан»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Основная часть. Экологические права и обязанности граждан РФ
1. Экологические права граждан РФ
2. Экологические обязанности граждан РФ
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с действующим законодательством РФ граждане имеют права и обязанности как в рамках природоохранительного, так и в рамках природоресурсного законодательства, что являет составными частями экологического права. Права и обязанности граждан в рамках природоресурсного законодательства сводятся к правам и обязанностям конкретных собственников пользователей, владельцев природных ресурсов.
Отдельно можно выделить права и обязанности граждан в рамках природоохранительного законодательства в целом.
Главной целью и задачей работы является исследование экологических прав и обязанностей граждан РФ.
В ходе исследования, используется метод сравнительного анализа, а также результаты изучения специальной литературы и законодательства.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ
1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РФ
Комплексным нормативным документом в области охраны окружающей среды является Федеральный закон "Об охране окружающей среды", в котором определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п.1 ст.11).
Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой (ст.2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:
- право на благоприятную окружающую среду (ст.42);
- право на достоверную информацию о ее состоянии (ст.42);
- право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42);
- право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36).
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст.41).
Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст.17).
Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Декларация Рио - де - Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г. провозгласила, что люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой (Принцип 1); экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений. Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого представления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты (Принцип 10).
Право на жизнь в целом тоже можно рассматривать как естественное экологическое право граждан.
Права граждан в Российской Федерации в рамках норм природоохранительного законодательства содержатся в п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Но перечень данного пункта исчерпывающим не является.
Среди имеющихся прав согласно ст.11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" можно выделить следующие основные группы прав:
- общественные права граждан в области охраны окружающей среды;
- информативные права граждан в области охраны окружающей среды;
- права по защите прав граждан в области охраны окружающей среды.
Так, согласно п. 2 указанной статьи граждане имеют право:
- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. Перечень прав самих общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, предусмотрен ст.12 Федерального закона "Об охране окружающей среды";
- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
В свое время был подготовлен проект закона о гарантиях прав граждан на экологическую информацию, но до сих пор данный законопроект не принят. Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды, закрепленное Конституцией РФ, дает возможность реализовывать иные права в области охраны окружающей среды самими же гражданами, в том числе возможность возмещения ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением. Причем как таковой обязанности граждан обоснования запрашиваемой экологической информации законодателем не предусматривается. Экологическая информация не относится к информации с ограниченным доступом и информации, подлежащей засекречиванию (Федеральные законы "Об информации, информатизации и защите информации", "О государственной тайне").
Право требовать соответствующую экологическую информацию гражданами предусматривается в Федеральных законах "Об экологической экспертизе", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения".
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительством РФ было принято постановление от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Согласно утвержденному Порядку информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях, о радиационной, химической, медико - биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведения о деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее - организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в этой области.
Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.
Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор и обмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация.
Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют сбор, обработку и обмен информацией на соответствующих территориях и представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют сбор, обработку и обмен информацией в своей сфере деятельности и представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях до органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
- координирует работу по сбору и обмену информацией;
- осуществляет сбор и обработку информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- представляет в Правительство Российской Федерации информацию о трансграничных, федеральных, региональных и территориальных чрезвычайных ситуациях и принимаемых мерах по их ликвидации, а также ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- ведет учет чрезвычайных ситуаций.
Прямым источником получения экологической информации являются ежегодные государственные доклады о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды.
За непредоставление гражданину соответствующей информации в Кодексе РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в ст. 5.39 (отказ в предоставлении гражданину информации), согласно которой неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо неверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.
"Иной информацией" в данном случае может быть экологическая информация.
Протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 5.39 КоАП РФ, в соответствии с п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ составляют должностные лица органов внутренних дел.
Дела по данному составу рассматриваются мировыми судьями (ст.23.1 КоАП РФ).
Реализация права граждан на предъявление в суд исков о возмещении вреда окружающей среде осуществляется в порядке ст.79 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Согласно данной статье вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.
Информация о работе Экологические права и обязанности граждан