Экологическое право понятие, экологическая ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое право – одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова “экология”определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией. Социальную экологию можно назвать учением о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Следует отметить, что предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология.

Содержание

Введение.
1. Предмет, источники и объекты экологического права. Понятие и формы проявления экологического права
Источники и объекты экологического права.
2. Механизм экологического права.
2. 1. Эколого-правовой механизм охраны природной среды.
2. 2. Экономический механизм охраны природной среды.
3. Экологическая ответственность.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 38.01 Кб (Скачать файл)

пересмотр законодательства РФ (1990 г. и до настоящего времени).

   В основу экологического законодательства положены следующие основополагающие нормативные акты: Декларация Первого Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР (1990 г. ), Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина (1991 г. ) и Конституция РФ (1993 г. ). Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового. В первую подсистему входит Закон РФ“Об охране окружающей природной среды”и другие акты комплексного правого регулирования. Во вторую подсистему входят Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, а также другие акты, регулирующие использование природных ресурсов. Основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка отражены в Конституции РФ, которая вводит трехзвенное определение экологической деятельности в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. 19 декабря 1991 г. Верховный Совет РФ принял Закон об охране окружающей природной среды, необходимость принятия которого была вызвана социально-экономическими (острая эколого-экономическая ситуация) и юридическими причинами (образование пробелов экологического законодательства и отсутствие комплексных актов для регулирования охраны природной среды). Предметом регулирования закона служат экологические отношения, в регулировании которых закон преследует следующие задачи: сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и человека; оздоровление и улучшение качества природной среды. Центральная тема закона–человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ядром данного закона служат природоохранительные нормы, обеспечивающие выполнение задачи охраны природной среды и действующие в комплексе с нормами других отраслей права. Нахождение той или иной нормы, регулирующей поведение по отношению к природе, в природоохранительном законе не лишает ее основного содержания, ее принадлежности той отрасли права, которая представлена предметом правового регулирования. Аналогичные выводы можно сделать и по другим законам экологического права.

   Рассмотрим ранее упоминавшиеся экологизированные нормативно-правовые акты. Под экологизацией надо понимать внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Необходимость этого процесса состоит в неспособности норм экологического права, заложенных в специальных законах, всегда действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. Базовым законодательным актом для экологизации законодательства служит Закон РФ об охране окружающей природной среды и другие отраслевые экологические правовые акты, дополняющие закон. В числе других экологизированных законов следует назвать Закон о местном самоуправлении. В заключение темы об источниках экологического права следует отметить, что экологизированные акты являются источниками права в своих правовых отраслях, но в части норм, которая касается охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву. Перейдем теперь к рассмотрению объектов экологического права. Согласно Закону РФ об охране окружающей среды, все охраняемые законом объекты земной природы делятся на три категории: интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые. К интегрированным относят природную среду, к дифференцированным– отдельные природные объекты (земля, недра, воды и пр. ), остальные объекты – особо охраняемые. Под объектом “окружающая природная среда”понимают сочетание природы и окружающей человека среды. Под природой действующее законодательство понимает природную среду в узком смысле слова как объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, как следствие объективного эволюционального развития материального мира и состоящую из естественных экологических систем.

   Под окружающей человека средой понимается та часть естественной среды, которая преобразована в процессе антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических систем. Внешние границы охраняемой законом окружающей природной среды очерчиваются рамками атмосферы и околоземного пространства в той части, в которой она испытывает влияние земной природы и антропогенной деятельности жителей Земли, и в той степени, в какой она испытывает на себе влияние космического пространства. Внутренние пределы охраны окружающей природной среды исходят из признаков охраняемого законом природного объекта или комплекса. Поэтому в круг охраняемой законом естественной среды обитания не входят: социальные ценности, созданные человеком; компоненты природы, вышедшие из экологической связи с природой; элементы природы, не представляющие ценности для общества; природные явления ли условия, охрана которых невозможна на данном этапе развития науки.

   Интегрированный подход к характеристике окружающей среды ставит в центре ее внимания охрану экологических систем, три вида которых названы в Хартии природы: естественные, сохранившиеся в той или иной степени от воздействия человека; модифицированные, измененные в процессе экономической и иной преобразовательной деятельности; трансформированные, преобразованные человеком естественные структуры для удовлетворения своих хозяйственных потребностей. Охрана природных экосистем ведется путем организации заповедников и других форм особо охраняемых территорий, а также посредством рационального природопользования.

   Природный объект можно определить как составную часть окружающей природной среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способную выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания. Признаки природного объекта находят свое проявление в трех выполняемых им функциях–экологической, экономической и культурно-оздоровительной. Экологическая функция является главной; выполнение ее позволяет природному объекту находиться в естественной взаимосвязи с природой. Сохранение за природным объектом экологической функции предопределяет существование экономической функции, а затем и культурно-оздоровительной, которую выполняет практически каждый объект в рамках своих возможностей.

   Экологические права человека являются особым объектом охраны экологического права. Согласно ст. 42 Конституции РФ они делятся на две группы: 1) право человека на чистую, здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; 2) право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Обеспечение экологических прав человека гарантируется законом РФ об охране окружающей природной среды. Закон РФ подтверждает, что государство в лице его полномочных органов и должностных лиц гарантирует поддержку общественного мнения в нормализации экологической обстановки.

 
 
    Глава 2. Механизм экологического права.

 

2. 1. Эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды.

   Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура механизма состоит из четырех звеньев. Первое звено–природоохранительные нормы права, главная функция которых состоит в том, чтобы закрепить базовые экологические императивы. Второе звено включает экологизированные правовые нормы и нормативы. Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных и нормативов. Наконец, четвертое звено– завершающий этап движения нормы, реализующий себя в правоотношении. Природоохранительные правовые нормы, призванные выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном Законе РФ“Об охране окружающей природной среды”. Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии (они были описаны выше). Эффективность эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды –это оценка качества его работы. С точки зрения эффективности, данный механизм моет быть исследован применительно к трем его стадиям движения: статической, динамической и результативной. На статической стадии эффективность механизма зависит от полноты и социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы. На динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий эффективности нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура. Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур–знание закона, уважение закона, умение его правильно применить. С принятием нового природоохранительного закона в категорию факторов эффективности вошли гласность, участие населения, общественных объединений в охране окружающей среды, экономическое стимулирование природопользователей в охране природной среды.

   На третьей результативной стадии движения механизма анализируются итоги действия звеньев. Итогом работы всего механизма является правовое отношение, направленное на решение конкретной хозяйственной задачи. Однако результативность эколого-правого механизма не всегда сопряжена с его эффективностью. Выход из этого положения–в нахождении оптимального варианта решения, в основу которого кладутся принципы приоритета экологии, но в сочетании с экономикой, а именно учет потенциальных экологических возможностей природной среды, отсутствие необратимых последствий, реальная вероятность восстановления потерь в природной среде. Теоретически допустимы три варианта решения: альтернатива интересов (при экономическом варианте страдает экология, при экологическом экономика и экономическое благосостояние человека); сочетание интересов (предполагается учет экологических интересов граждан в здоровой окружающей среде и обеспечение их необходимых материальных потребностей); совмещение интересов (экологический интерес предприятия становится составной частью органической частью экономического интереса этого объекта).

2. 2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.

   В отличие от метода административно-правового воздействия, исходящего из отношений власти и подчинения, экономический механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели. В состав экономического механизма входят как постоянно действующие институты, без которых он не может нормально функционировать, так и новые, возникшие на базе переходных отношений к рыночным отношениям. К институтам первой группы относятся природные кадастры, меры материально-технического и финансового обеспечения, платность за использование природных ресурсов, платежи за загрязнение окружающей среды, а также льготы по кредитованию, налогообложению и освобождению от обложения налогами.

   Кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Кадастры представлены по видам природного ресурса. Земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений: количественный состав земель, распределение земель по категориям и по использованию, качественный состав земель, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы. Кадастр месторождений полезных ископаемых включает сведения о хозяйственной ценности каждого месторождения, различные условия их разработки. Лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов. Задачами водного кадастра являются текущая и перспективная оценка состояния водных объектов, предотвращения истощения водных источников, восстановление нормативного качества вод.

   В нынешнее время охрана природной среды как никогда нуждается в финансировании. Закон РФ об охране природной среды называет несколько источников финансирования: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений, организаций. Но опыт использования внебюджетных экологических фондов вскрыл много злоупотреблений, что снизило материальную заинтересованность предприятий в охране среды и породило стремление избежать отчислений в эти фонды. С целью консолидации в бюджете России всех внебюджетных фондов Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. все фонды были уничтожены, а поступающие в них средства перечисляются в государственный бюджет с сохранением целевой направленности. Введение платности использования природных ресурсов является прямым следствием преобразования ресурсовых отношений на базе проводимой рыночной реформы. При этом преследуются следующие задачи: повышается заинтересованность производителя в эффективном использовании природных ресурсов; появляется материальная заинтересованность в сохранении и воспроизводстве природного ресурса; получаются дополнительные средства на восстановление и воспроизводство ресурсов. Существуют несколько видов платы. Плата за использование природных ресурсов включает плату за право пользования ресурсами, за сверхлимитное и нерациональное использование, плату на воспроизводство и охрану ресурсов. Плата за землю выступает в трех формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли. Закон РФ о недрах устанавливает три формы платы за использование недр –за право на поиск и разведку месторождение полезных ископаемых, их добычу, использование недр для других целей. Плата за пользование природными водными объектами установлена в двух формах: за право пользования водными объектами и на восстановление и охрану вод. Существуют так же платы за пользование лесными, растительными ресурсами, ресурсами животного мира. Особы видом является плата за загрязнение природной среды. Ее сущность раскрывается в трех значениях: компенсационном, стимулирующем, экономическом.

   Для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей среде и других задач создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Экологические фонды расходуются на оздоровление природной среды, населения, проведение мер по охране окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов и иные цели, связанные с охраной природной среды. Закон РФ об охране окружающей среды категорически запрещает расходовать средства экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью. 
 
    Экологическое страхование

   Экологическим страхованием называются такие отношения, которые направлены на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологических неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Необходимость подобного страхования имущественных интересов в принципе предусмотрена ст. 23 Закона РФ об охране природной среды. Закон допускает обязательное и добровольное страхование, но называет только один вид страховых отношений–страхование физических и юридических лиц и объектов на случай стихийного бедствия. Объектом экологического страхования является риск имущественной ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба за загрязнение в результате наступления страхового события.   Страховым событием является внезапное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые привели к неожиданному выбросу вредных веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности или сбросу сточных вод. Непременным условием наступления страхового события являются внезапность и непреднамеренность. Отсутствие данных условий лишает предприятия права на получение страхового возмещения. Страховое возмещение выплачивается страхователю в размере, который обусловлен закаченным договором. Оно включает в себя следующие показатели: компенсацию ущерба, выплату убытков, компенсацию расходов по очистке территории и спасению жизни и имущества. Все споры, возникающие в связи с реализацией договора экологического страхования, решаются в обычном или арбитражном суде. 
 
    Глава 3. Экологическая ответственность.

   Экологическая ответственность – сложный социальный и эколого-правовой институт: в перспективном смысле –это обязанность соблюдать нормы взаимоотношений общества и природы с целью сохранения научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, в ретроспективном–обязанность претерпевать неблагоприятные последствия нарушения норм взаимодействия общества и природы. В основе экологической ответственности лежит экологическое нарушение, которое выражается в несоблюдении или невыполнении норм, обеспечивающих гармоничное, научно-обоснованное сочетание экологии и экономики в процессе общественного развития. В основе экологических нарушений–объективное противоречие между экологическими и экономическими интересами, существующее в системе“общество-природа”. Экологическими нарушениями следует считать не согласованное с интересами охраны экологической среды поведение человека, продиктованное удовлетворением экономических потребностей, причиняющее вред природной среде. Таким образом, экологическая ответственность –это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде. Экологическая ответственность выполняет три функции: стимулирующую, компенсационную, превентивную. Стимулирующая функция проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих в охране экологических интересов; компенсационная направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная предупредительно воздействует на поведение контрагента путем применения мер наказания и взыскания ущерба. Существуют экономическая и юридическая формы данной ответственности. Экономическая ответственность базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами. Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами. Экономическая ответственность в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда.

Информация о работе Экологическое право понятие, экологическая ответственность