Эколого-экономическое стимулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 22:09, доклад

Краткое описание

Более конкретные меры экономического стимулирования зависят от уровня, на котором проводится стимулирование. На уровне отдельных работников оно имеет форму заработной платы, премии, материальной ответственности, штрафа; на уровне предприятия-фирмы — это цена конечной продукции (услуги), прибыль, фонды экономического стимулирования; на уровне государства — это налоговая, финансовая, ценовая политика.

Вложенные файлы: 1 файл

8.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Ценообразование должно дополняться специальным налогообложением: цена на экологически вредную продукцию должна быть занижена для производителя и завышена для потребителя (путем введения акцизного сбора).

4. Экономические методы управления региональным экологическим риском:

  • стимулирование повышения безопасности производственных   технологий — политика ускоренной амортизации природоохранного оборудования;
  • перепрофилирование и вынос экологически опасных предприятий, размещенных в районах повышенного экологического риска (с высокой концентрацией населения, с экстремальными природными факторами).

Стимулирование этого  направления осуществляется следующими методами:

  1. обязательное страхование источников и реципиентов риска;
  2. премирование (штрафование) предприятий за выполнение (невыполнение) принятых обязательств по предотвращению аварийных ситуаций;.
  3. субвенцирование снижения риска аварий;
  4. специальное налогообложение экологически опасных видов деятельности в отдельных регионах.

5. Экологическая сертификация как один из видов эколого-экономического стимулирования осуществляется в целях:

♦ защиты потребителей от приобретения (использования) продукции опасной для жизни, здоровья, имущества людей, а также для окружающей среды;

♦ обеспечения интеграции национальной экономики в мировой рынок;

♦ создания экологически справедливого рынка.

Под экологически справедливым рынком понимается такой рынок, на котором  при прочих равных условиях не получает преимущества в конкурентной борьбе продукция с более худшими экологическими характеристиками или производимая по экологически небезопасным технологиям; изымается из обращения на рынке продукция, опасная для здоровья и окружающей среды.

Система экологической  сертификации в России находится в стадии создания.

6. Формирование рынка экологических работ и услуг означает:

  • появление   консалтинговых,   инжиниринговых, венчурных фирм;
  • лицензирование деятельности природоохранного назначения;
  • развитие сети платных работ и услуг природоохранного значения (экологический аудит);
  • привлечение фирм к выполнению экологических работ и услуг;
  • торговлю правами на выбросы;

♦ создание банков и бирж прав на загрязнение.

Политика торговли правами на загрязнение дает

возможность переносить рыночные отношения в сферу природопользования. В данном случае формируется рынок прав на загрязнение, который дает дополнительные возможности варьировать затратами: предприятие может снизить загрязнение, за что оно получит компенсацию от другого предприятия, которое выкупит у первого права на выбросы. Этот механизм использует так называемый «бабл-принцип» (принцип «пузыря»): объем выбросов устанавливается в целом для региона, при этом находящиеся на его территории предприятия могут с различным индивидуальным вкладом сформировать этот объем.

Использование данного принципа имеет место как в случае сделок между различными предприятиями или фирмами через куплю-продажу прав на выбросы, так и среди предприятий одних и тех же объединений, компаний (внутрифирменная передача — трансферт прав на загрязнение).

Развитие рыночного  механизма управления качеством окружающей среды предполагает наличие органов управления, которые следят за эквивалентностью сделок — рациональным использованием ассимиляционного потенциала окружающей среды, а также закрепляют права собственности на выбросы за отдельными претендентами — выдают разрешения (лицензии) на выброс.

При расширении данного  рынка возникает необходимость создания посреднических организаций, например, формирование специальных банков прав на загрязнение. Здесь происходит хранение и накопление сэкономленных прав на выбросы. Покупая и продавая запас «прав», банки выполняют также их учет.

Дальнейшее расширение рынка экологических  услуг приводит к созданию бирж прав на загрязнение, где осуществляются сделки по купле-продаже прав на загрязнение окружающей среды.

Развития рыночного механизма  управления природопользованием связано с количественной оценкой и прогнозированием спектра экологических и природно-ресурсных составляющих в процессах колебаний курсов акций различных предприятий и фирм на фондовых биржах. Этот вопрос тесно связан с повышением инвестиционной активности в регионах, а также с возможностью привлечения иностранных инвестиций.

Перспектива развития рынка экологических  товаров и услуг в России связана с мировой переориентацией спроса на товары и услуги, отвечающим определенным экологическим критериям. Эта тенденция характеризует качественную перестройку мирового рынка и изменение позиций на нем отдельных государств, что обусловлено повышением уровня экологических потребностей населения и экологизации экономики.

Следует подчеркнуть  необходимость дальнейшего развития позитивных методов стимулирования в сфере природопользования и  природоохранной деятельности: прогрессивного налогообложения, ценообразования, лицензирования использования природных ресурсов, рынка экологических работ и услуг и т.п.




Информация о работе Эколого-экономическое стимулирование