Взаимодействие деятельности человека и природы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:25, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе рассмотрено несколько методов и приёмов, которые иногда используются при психологической подготовке спортсменов. Эти приёмы и методы оказались действенными, хорошо себя зарекомендовали. Они способствуют повышению уровня психической активности, сохранению психической и моторной работоспособности, более быстрому восстановлению психической энергии, затраченной спортсменами на специфические усилия, и в целом укреплению умственной работоспособности. Кроме того, эти методы не являются единственно определяющими.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3.
1.Взаимодействие деятельности человека и природы………………………....4.
2.Значение физической культуры и спорта в жизни человека………………..8.
3.Влияние экологических факторов на занятие физкультурой и спортом…….11.
4. Экологическое состояние атмосферы и её влияние на занятие физкультурой и спортом……………………………………………………………………………15.
5.Влияние ионизации воздуха на занятие физкультурой и спортом………..19.
Заключение…………………………………………………………………….23.
Использованные источники……………………………………………….24.

Вложенные файлы: 1 файл

контр. работа биология.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Физическая культура возникает и развивается вместе с зарождением и развитием человеческого общества.

История физической культуры и спорта изучает возникновение и развитие средств, форм, методов, теорий и систем физического воспитания на разных этапах существования общества. Являясь важным разделом науки о физической культуре и спорта, история рассматривает их, как часть всей человеческой культуры.

При первобытнообщинном строе физическая культура имела свои особенности, исчезнувшие с появлением классов. В свою очередь, в классовом обществе возникли такие формы физической культуры, которые были типичны лишь для данной общественно-экономической формации (рабовладельческий строй, феодализм, капитализм).

Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества.

Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам, развивали наблюдательность, пополняли практические знания. Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась - увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно.

Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии не могла привести к появлению физических упражнений. У древнего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда.

Физическое упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничество, выработку плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства.

Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты.

С этого момента начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения. Возникновение физических упражнений следует отнести к самому раннему, дорелигиозному периоду в истории человеческого общества, когда его рациональные, «содержательные» действия еще не были отягощены магическими актами. Практические знания человека возникли значительно раньше религии, они передавались из поколения в поколение (орудия труда, добыча огня и пр.).

Способность к абстрактно-теоретическому мышлению, при котором человек мог обгонять ход событий и тем самым предвидеть результаты своих собственных действий, помогала создать условия, при которых человек воздействовал не на объект природы (зверь во время охоты, препятствие и пр.), а на ее модель (изображение). Будущий процесс труда, изменение внешней природы как бы отходят на второй план, выдвигая на первое место совершенствование собственной природы человека. Таким образом, действия человека были направлены уже внутрь себя. Люди учились определенной деятельности в процессе совершенствования своих движений, а также при вступлении в определенные отношения с окружающим миром в ходе общения друг с другом.

 Передача опыта и его использование  в процессе общения и есть  воспитание, а в данном конкретном  случае - физическое воспитание.

Одной из форм передачи опыта древнего человека было подражание, которое представляло собой осознанную, направленную человеческую деятельность, регулируемую всеми членами племени. По мере развития общества главное значение приобрела передача опыта с помощью воспитания, в процессе которого обучаемые подвергались специальным, заранее запланированным воздействием.

Физические упражнения выражают отношения людей к внешней и собственной природе и, прежде всего - отношения друг к другу. Таким образом, причиной возникновения физического воспитания является потребность в передаче и закреплении трудовых навыков, биологической предпосылкой.

Природной основой появления физических упражнений считается естественная потребность в упражнении органов, необходимом для их полноценной жизнедеятельности.

Человек - это существо не только социальное, но и природно-биологическое. Он не наследует виды деятельности, но биологические возможности ее усвоения могут передаваться по наследству. Человек с рождения наделен в виде задатков естественными жизненными силами, которые могут быть развиты с помощью физических упражнений. Трудовая деятельность человека есть соединение социального и биологического, но ведущей стороной в их взаимодействии выступает социальное начало. Процесс передачи общественно-исторического опыта, в том числе и опыта физического воспитания, происходит в процессе общения между людьми.

Чтобы правильно понять место и значение физической культуры в обществе, необходимо иметь представление об общей культуре человечества.

В общеупотребительном понимании культура - это определенные черты личности (аккуратность, образованность и т.п.), формы поведения человека (вежливость, самообладание и пр.), формы общественной, профессиональной и производственной деятельности (культура исполнения, торговли, производства).

В научном смысле понятие «культура» включает все формы общественной жизни, способы деятельности людей; это, с одной стороны, процесс материальной и духовной деятельности, с другой - результаты, продукты этой деятельности.

В содержание культуры в широком смысле слова входят, например: философия, наука, идеология, мораль, искусство, спорт, право.

В развитии культуры отражаются сложнейшие процессы материальной и духовной жизни общества. Культура не дана людям от природы. Она - результат общественного и индивидуального творчества людей. Именно поэтому в классовом обществе культура носит классовый характер.

Основу и содержание культурно-исторического процесса составляют развивающие физические и интеллектуальные способности человека. Его нравственные и эстетические качества. Поэтому непременной частью культуры является физическая культура, которая возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

 

3.Влияние экологических  факторов на занятие физкультурой и спортом.

В наши дни термин экология все чаще к месту и не к месту пытаются использовать для поднятия престижа дисциплин учебных и научных программ. Вместе с тем, экологические факторы начинают выходить на одно из первых мест среди факторов, формирующих здоровье населения. Это диктует необходимость широкого внедрения экологии в учебный процесс.

Цель экологического образования и воспитания мы видим в создании и формировании соответствующего образа мышления. Экология не должна стать одной из многих "проходных" дисциплин. Чтобы изучение экологии не было формальным, к ней необходимо формировать интерес с детства через занятия физической культурой и спортом.

Большая часть самостоятельных организованных или неорганизованных форм занятий физическими упражнениями и массовым спортом осуществляется на открытом воздухе: в лесу, парке, на берегу реки, пруда. О связи с этим целесообразно проследить влияние экологии на физкультурников и спортсменов, вскрыть действующие здесь механизмы и максимально использовать оздоровительный эффект занятий физическими упражнениями на природе.

Рассмотрение факторов, влияющих на организм человека при занятиях физическими упражнениями и спортом, целесообразно начать с их классификации.

К факторам внешней среды оказывающим неблагоприятное воздействие на состояние спортсменов при занятиях физическими упражнениями и спортом относятся: 1) по происхождению (климат, свойства почвы, химические вещества воды, пища); 2) по природе (физические, химические, биологические и социальные); 3) по химическому составу (органические и неорганические); 4) по агрегатному состоянию (твердые, жидкие и газообразные); 5) по влиянию на организм человека (однозначно и неоднозначно неблагоприятно влияющие на здоровье человека).

Все перечисленные принципы классификация факторов внешней среды правомерно и отвечают задачам и целям экологического воспитания.

Факторами внешней среды, оказывающими однозначно неблагоприятное влияние на состояние занимающихся физической культурой и спортом, являются: 1) патогенные микроорганизмы, вирусы, грибки и животные паразиты; 2) пыль; 3) вредные химические вещества в окружающей среде. Отрицательное влияние на здоровье оказывают физические и химические факторы природы, определяющие процессы жизнедеятельности человека. К ним относят температуру, влажность и скорость движения воздуха, радиационное (лучистое) тепло, атмосферное давление, электрическое состояние среды, радиационный фон, погоду, климат, химический состав воздушной среды. Они оказывают постоянное воздействие на организм человека посредством влияния на его теплообмен с окружающей его средой, который достигается посредством установления равновесия между теплопродукцией и теплоотдачей. Это имеет большое значение при занятиях физической культурой и спортом.

Санитарная охрана внешней среды, а особенно, в местах занятий физическими упражнениями и спортом от загрязнения пылью и ядовитыми химическими веществами должна иметь перед собой задачу полного их устранения, потому что ПДК (предельно допустимые концентрации) вредных веществ в воздушной среде разработаны с учетом нормального объема легочной вентиляции. В результате запыленности и задымления атмосферы снижается освещенность солнечным светом и теряется значительная часть его активного биологического компонента - ультрафиолетовых лучей. При занятиях физическими упражнениями и спортом запыленность представляет особую опасность из-за увеличения объема легочной вентиляции.

В отличие от первой группы факторов внешней среды, оказывающих неблагоприятное влияние, факторы второй группы в определенных границах своего воздействия могут иметь не только жизненно необходимое значение, но и оказывать закаливающее и тонизирующее влияние на организм, способствуя достижению высоких спортивных результатов. Однако за пределами этих оптимальных границ благоприятное воздействие этих факторов утраивается, а в ряде случаев они превращаются в факторы, наносящие вред здоровью спортсмена, ухудшению его спортивной формы и снижению спортивных результатов.

Актуальность экологических проблем подчеркивается тем, что в Международном стандарте высшего образования по физической культуре имеется специальная учебная дисциплина - "Экология". Поскольку все предметы учебного плана рассматриваются с точки зрения профессии, "Экология" на факультете физической культуры также требует профессионального подхода. Данную учебную дисциплину необходимо рассматривать, на наш взгляд, как экологию физической культуры. Экология как область знаний устанавливает закономерности взаимодействия организмов между собой и с окружающей их средой, а на современном этапе это трактуется как взаимодействие человека с природной средой, так как физическая культура как часть общей культуры общества направлена на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Формирование физической культуры осуществляется при участии средств физической культуры: физических упражнений, гигиенических факторов, режима труда и отдыха, естественных сил природы, которые влияют на организм человека комплексно.

Исходя из этого, мы рассматриваем экологию через призму физической культуры. Экология физической культуры изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в условиях мышечных тренировок в процессе изменяющихся условий среды обитания человека. Этот процесс, включает комплекс морфологических, физиологических преобразований в организме, обеспечивающий возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды. Многие природные и особенно адаптогенные факторы наряду с позитивным влиянием оказывают и негативное влияние на организм человека. Знание закономерностей и физиологических механизмов приспособления человека к различным климатогеографическим, производственным условиям, к физическим нагрузкам в зависимости от экологических закономерностей, позволит обосновать принципы их взаимоотношений, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека, особенно в процессе его роста и развития с использованием основных средств физической культуры.

Двигательная деятельность, будучи специфической формой человеческой деятельности, способствует совершенствованию организма, включая все основные средства физического воспитания. Посредством двигательной деятельности осуществляется взаимодействие организма с окружающей средой, происходит приспособление его к изменяющимся условиям среды. Тренированный к физическим нагрузкам организм становится более устойчивым к изменяющимся условиям среды, а также характеризуется специфическими особенностями функционирования отдельных физиологических систем, как в покое, так и во время нагрузки. Наши экспериментальные исследования в течение длительного времени, а также наблюдения в естественных условиях обитания организма в процессе воздействия на него различных двигательных режимов позволили установить закономерности функционирования сердечнососудистой системы и механизмов ее регулирования, в частности в растущем организме. Как известно, двигательные режимы различной интенсивности можно рассматривать как факторы, вызывающие различные изменения в организме человека. Двигательная активность в условиях предоставленной двигательной свободы, как правило, ведет к нормальному росту и развитию организма, в частности его физических качеств, а также функционального состояния сердца. Это мы можем представить как экологическую норму. Усиленная двигательная активность, вызывая значительное беспокойство всех систем организма, в частности сердечнососудистой, ведет к стимулированию процесса развития, а также функциональному созреванию его систем. Так, систематические тренировки плаванием лабораторных животных приводят к гипертрофии миокарда, развитию возрастной брадикардии тренированности и увеличению сердечного выброса. Это можно рассматривать как следствие нарушения экологического равновесия, т.е. воздействия на организм усиленного двигательного режима. Кроме того, нами было изучено влияние на организм ограничения двигательного режима - гипокинезии. В этих условиях мы обнаружили снижение темпов функционального развития организма, в частности сердца. У лабораторных животных замедляется процесс возрастного увеличения массы сердца и массы тела. На относительно высоком уровне сохраняется ЧСС, процесс гипертрофии миокарда развивается малыми темпами, и как следствие - низкие показатели сердечного выброса.

Информация о работе Взаимодействие деятельности человека и природы