Влияние крупного промышленного центра на окружающую среду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:52, реферат

Краткое описание

Промышленный комплекс современной Уфы имеет многоотраслевую производственную структуру. Высокая степень концентрации промышленности на территории города создает нагрузку на окружающую среду. Уфа выбрасывает 8 млн. т. промышленных отходов.
Загрязняющие вещества, выбрасываемые в больших концентрациях промышленными предприятиями приводит к загрязнению атмосферы и водных объектов города, что в свою очередь может привести к заболеванию населения, к уничтожению флоры и фауны.

Содержание

Введение
1.История развития промышленности города.
2. Современная экологическая ситуация города Уфа.
2.1 Экологические проблемы республики Башкортостан.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач природа.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

     Необходима  современная система автоматизированного  контроля и наблюдения за состоянием загрязнения атмосферы из 11 станций (АСКЗА). Работа по ее созданию уже ведется. Построены три станции. Автоматизированные системы экологического контроля станут инструментом экологического мониторинга повседневной работы. Промышленные предприятия города строились несколько десятилетий назад в иной эпохе, без учета мер экологической безопасности. Указанные предприятия являются наследием прошлого нашего государства. Сегодня им необходимо оказать помощь, в конечном итоге населению города, в реализации невыполненных мероприятий по постановлению № 781. В частности, по «Автоприбор» следует завершить строительство третьей очереди сооружений для биологической очистки сточных вод и метантенков (отстойников) для обработки осадков сточных вод. Продолжение строительства БОС (биологических очистных сооружений) прежде всего, необходимо городу, поскольку здесь очищаются 90% городских стоков. Действующее БОС перегружено, работая сверх предусмотренной мощности.

     Отравление  диоксинами.

     22 ноября 1989г. на участке легко воспламеняющих жидкостей УПО "Химпром" произошел разлив фенола в количестве 90 кубометров. Ответственные работники цеха дифенилолпропана (ДФП) и участка ЛВЖ мер по уборке разлившегося фенола не приняли. Фенол остался лежать на поверхности земли. В марте 1990 г. при таянии снега, насыщенная фенолами талая вода стала стекать в пруд. Талая вода, насыщенная фенолами прорвав обваловку пруда попала в р. Чернушка, далее по р. Шугуровка в р. Уфу и достигла южного питьевого водозабора города Уфы. Максимальное содержание фенола в питьевой воде южного водозабора достигало около 30 ПДК.

     Информация  о загрязнении р.Шугуровки фенолом  поступила 27 марта 1990 года от Башкирского  территориального управления по гидрометеорологии  и мониторингу окружающей среды. По получении информации Госкомприрода БАССР приступила к выяснению источников загрязнения р.Уфы фенолами. Потенциальными источниками загрязнения были определены: УПО "Химпром" и "Уфимский завод синтетического спирта" ("УЗСС"), руководство которых было сразу же поставлено в известность об обнаружении экстремально-высокого загрязнения водоемов фенолом. 27 марта 1990 г. центральной специализированной инспекцией лабораторного анализа и контроля (ЦСИЛАК) Госкомприроды БАССР был произведён отбор проб воды из р. Шугуровка в 3-х точках (ниже "УЗСС", ниже УПО "Химпром" и устье). 28.03.90 г. на основании полученных результатов анализов было установлено, что загрязнение р. Шугуровки фенолом происходит на участке прилегающей к территории УПО "Химпром".

     Было оповещено население г. Уфы об опасности употребления водопроводной воды для питья. Общая численность населения, потребляющая питьевую воду, загрязненную фенолом из Южного водозабора г. Уфы составила 672876 человек. На несколько недель характерной деталью уфимского быта стали очереди к автомобилям-цистернам с питьевой водой. Для бесперебойного обеспечения населения города Уфы качественной питьевой водой был организован ее подвоз. В детские дошкольные учреждения, образовательные учреждения и больницы доставлялось по 14-16 литров питьевой воды в день на человека. В период загрязнения питьевой воды фенолом в медицинские учреждения с ухудшением состояния здоровья обратилось около 3 тысяч человек, из которых 248 было госпитализировано. Однако созданная специальная экспертная комиссия при Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан случаев отравления фенолом не выявила.

     В городе Уфе были организованы профилактические меры, включающие в себя организацию  круглосуточного контроля за пунктами водозабора для населения г. Уфы, с выдачей сертификата на каждую автомашину с водой, паспортизацию качества очистки цистерн для привозной воды. Организован постоянный аналитический контроля за качеством воды в родниках, которыми пользовались уфимцы[3].

     Главный производитель и поставщик питьевой воды - государственное предприятие "Уфаводоканал" не мог гарантировать поставку населению питьевой воды по ГОСТу 2874-82 в связи с тем, что:

  • Центральная лаборатория и лаборатории цехов не были аттестованы;
  • На предприятии нет перечня химических ингредиентов, которые могут появиться в питьевой воде в результате промышленного, сельскохозяйственного и бытового загрязнения;
  • Как следствие этого "Уфаводоканал" не производил исследований на содержание в питьевой воде ртути, ароматических углеводородов, ядохимикатов, радиоактивных изотопов;
  • Регламентированная периодичность исследований воды не соблюдалась;
  • На предприятии ни кем не контролировался регламент зоны санитарной охраны водозабора;
  • Грубо нарушался режим забора проб воды из р. Уфа, отсутствовал пробоотборник.

     Для компенсации гражданам, использовавшим питьевую воду, загрязненную фенолом  решением Государственного Арбитражного суда Башкирской ССР была взыскано с УПО "Химпром" 164.5 млн. рублей и городского предприятия "Уфаводоканал", допустившего попадание фенола в питьевую воду 34.6 миллионов рублей (из расчета 295 рублей 95 копеек на каждого пострадавшего жителя).

     Диоксины  достаются человеку с воздухом, водой, пищей. Циркулируют в крови, накапливаются в жировых тканях и крайне трудно выводятся из организма. Они нарушают иммунную систему, увеличивают риск онкологических и других заболеваний, снижают репродуктивную функцию, вызывают изменения на генетическом уровне. Для человека - это атомная бомба замедленного действия. И не случайно башкирские экологи считают диоксиновую проблему одной из самых актуальных для республики.

     Источники диоксиновых загрязнений - печи для сжигания органических отходов (масла, краски, полимеры), некоторые химические производства, побочные продукты целлюлозно-бумажной промышленности, отходы металлургии, выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания и т.д. В Башкирии самыми опасными источниками считают свалки промышленных и бытовых отходов, уфимское предприятие "Химпром". А в последние годы - еще и импортные жиросодержащие продукты питания.  

2.1Экологические проблемы Республики Башкортостан 

     Задача  охраны окружающей среды приобрела  многоаспектный характер: биологический, социально-экономический, технико-технологический, медицинский, философский.

     Природно-климатические условия, наличие полезных ископаемых в недрах республики предопределили ее промышленное развитие. Концентрация промышленного производства существенно превышает общероссийские показатели, особенно в части размещения предприятий нефтепереработки и химии, что обусловило не только рост экономики республики, но и создало серьезные экологические проблемы. За последние десять лет валовые объемы выбросов загрязняющих веществ сократились на 22 %, сейчас они составляют 1,5 млн. тонн. Объем водоотведения сократился за тот же период на 23%, а сброс загрязняющих веществ с отводимыми стоками — на 25% и составляет сейчас 715 тыс. тонн. Улучшилось и состояние рек Агидель и Уфа. Среднегодовой объем образования отходов производства и потребления увеличился на 20% и составляет сейчас 20 млн. тонн. Объем переработки и обезвреживания отходов вырос до 6,5 млн. тонн, т.е. до 32% от общего годового объема образования. С целью снижения негативного воздействия токсичных отходов предприятий РБ реализуются программы «Отходы», «Обеспечение экологической безопасности при эксплуатации полигона «Цветаевский». Внедрена разрешительная система размещения отходов. Общая площадь особо охраняемых природных территорий сегодня составляет более 950 тыс. га (около 7% от всей территории Республики Башкортостан), причем за последние десять лет она увеличилась на 288 тыс. га. Реализуется республиканская программа «Сохранение биоразнообразия и развитие особо охраняемых природных территорий». По инициативе Республики Башкортостан Российское представительство Всемирного фонда дикой природы (WWF) в рамках проекта «Сохранение биоразнообразия Уральского экорегиона» планирует создание системы ООПТ в горнолесной зоне Южного Урала. По сравнению с 2000 годом продолжается тенденция снижения объема выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. Разработка проекта постановления Кабинета Министров РБ «О расширении использования сжатого и сжиженного газа в качестве моторного топлива» — одно из основных мероприятий программы «Экологическая безопасность РБ». Согласование документа проходит трудно и на сегодня еще не закончено, но комитет все же не отступает и надеется на положительное решение вопроса правительством республики. Состояние водных объектов Башкортостана свидетельствует о том, что водоохранная деятельность в 2001 году была недостаточной. В 2003 году по сравнению с предыдущим индекс загрязненности поверхностных вод увеличился почти по всем точкам контроля. Увеличение объемов производства повлекло за собой рост массы сброса загрязняющих веществ. Остается нерешенным ряд проблем:

     — несанкционированный сброс сточных  вод с ОАО «Учалинский ГОК»;

     — отсутствие технологии по очистке шахтных и подотвальных вод на ОАО «БМСК» и ЗАО «Бурибаевский ГОК», в связи, с чем уровень загрязнения тяжелыми металлами рек Карагайлы и Таналык превышает все установленные нормативы;

     — нерешенность вопроса очистки и  утилизации дистеллерной жидкости на ОАО «Сода». В результате река Агидель в среднем и нижнем течении испытывает колоссальную нагрузку;

     — много проблем связано с очисткой стоков населенных пунктов.

     До сих пор не ведется строительство третьей очереди биологических очистных сооружений Уфы. Правительством республики, руководителями предприятий принимаются меры по предотвращению загрязнения водных объектов. В 2001 году была разработана и принята Президентская программа «Питьевые и минеральные воды». Ее реализация предполагает, в том числе и обеспечение всех населенных пунктов республики современными очистными сооружениями. За счет средств республиканского бюджета в прошлом году было профинансировано выполнение водоохранных мероприятий на сумму около 4 млн. рублей.

     За  последнее десятилетие, как в Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан почвы не обследовались. Поэтому говорить об истинном состоянии земельных ресурсов, их загрязнении на сегодняшний день не представляется возможным. Хотя только в 2001 году было выявлено 415 случаев загрязнения земель. По договору с Государственным комитетом РБ по охране окружающей среды Аграрным университетом начата инвентаризация земель, загрязненных химическими веществами, и уже третий год Башгосуниверситетом проводятся работы по оптимизации структуры землепользования в районах республики с целью снижения антропогенного воздействия на почвы. Наиболее опасным источником загрязнения почв являются запрещенные к применению пестициды и агрохимикаты. Государственный комитет взял инициативу в этом вопросе на себя, и в смете расходов республиканского бюджета на 2002 год предусмотрено выделение 1 млн. рублей на эти цели. Данные работы включены в программу «Экологическая безопасность», но этого явно недостаточно. Необходима поддержка и со стороны Министерства сельского хозяйства РБ.

     В первую очередь, проблема остатков отходов связана с увеличением объемов производства и ростом потребления товаров. В 2001 году объем образования отходов составил около 23 млн. тонн. Предпринят ряд мер, и, например, в Стерлитамаке организован ГУП «Экополигон» — опытная база по созданию инфраструктуры сбора и утилизации отходов. Для повышения эффективности государственной системы использования отходов в республике необходимо организовать работу по созданию Кадастра отходов и в дальнейшем совершенствовать механизм66 экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами, внедрять научно обоснованные комплексные схемы их сбора, переработки и размещения. После завершения в 2000 году республиканской программы «Создание Единой государственной системы экологического мониторинга Республики Башкортостан» мы оказались перед выбором: развивать существующие системы мониторинга или же объединить информацию, получаемую в ходе проведения мониторинга, в единую республиканскую информационно-аналитическую систему. После долгих консультаций в органах исполнительной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан был принят второй вариант. Правительство республики одобрило наш выбор и утвердило в 2001 году соответствующую республиканскую

     программу. Подобные работы проводятся впервые  не только в нашей республике, но и в Российской Федерации и являются, несомненно, актуальными и перспективными. В прошлом году в рамках реализации программы определена структура реестра объектов экомониторинга, разработаны критерии и оценки территории республики по степени экологической опасности, начато формирование единого информационного пространства и банка данных. Как нам кажется, эта работа является перспективной и наиболее актуальной как для Республики Башкортостан, так и для Российской Федерации.

     В 2001 году на Госкомэкологии РБ были возложены  функции республиканского специально уполномоченного государственного органа надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности:

  • на предприятиях и в учреждениях проведен переучет радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;
  • эти сведения собираются в электронный банк данных;
  • проводится радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий;
  • с внедрением в комитете программного обеспечения «Оперативный учет» налажена передача необходимой оперативной информации;
  • организованы ввоз, вывоз и транзит радиоактивных веществ и отходов, радиоизотопных приборов по специальным разрешениям Госкомэкологии РБ и Госатомнадзора;

     На  предприятии «Радон» установлен порядок сбора и приема радиоактивных отходов, строится хранилище твердых радиоактивных отходов. Вместе с тем, проблем в области обеспечения радиационной безопасности остается много, их необходимо решить в рамках комплексной программы «Экологическая безопасность Республики Башкортостан»[6]. Нефтехимический комплекс, химзаводы республики наносят колоссальный ущерб природе, грозят разрушением экологического равновесия. Экологические службы должны предотвращать разного рода аварии, катастрофы, устанавливать объемы нанесенного природе и человеку ущерба.

     Организация с июля 2001 года в комитете круглосуточного дежурства позволила оперативно получать информацию о чрезвычайных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды, и своевременно принимать меры по их предотвращению и ликвидации. Для стимулирования контрольно-инспекционной работ территориальных управлений было разработано и утверждено Временное положение об оценке этого вида деятельности. результатам инспекционной деятельности в 2001 году среди территориальных подразделений Госкомэкологии РБ наилучшими оказались коллективы Уфимского, Туймазинского, Приуфимского и Стерлитамакского территориальных управлений по охране окружающей среды (ТУООС).

Информация о работе Влияние крупного промышленного центра на окружающую среду