Государственный экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 17:48, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое право - совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования экологически значимого поведения людей, т.е. сознательных, социально обусловленных действий, состоящих в использовании окружающей среды и вызывающих в ней изменения, которые могут быть выявлены и измерены в соответствии с существующими научно-техническими возможностями и на основе действующих социальных, этических и правовых норм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Необходимость охраны окружающей природной среды, понятие, виды и задачи экологического контроля………………………………………4
2. Государственный экологический контроль………………………….7
3. Государственный экологический контроль и государственная экологическая экспертиза……………………………………………………….13
Заключение………………………………………………………………..16
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Экология _1.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют право в установленном порядке2:

  • посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей;
  • проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, природоохранного законодательства, выполнение планов и мероприятий по охране окружающей природной среды;
  • выдавать разрешения на право выброса, сброса, размещения вредных веществ;

По сравнению с ранее действовавшим законодательством уточняется перечень объектов охраны окружающей среды. Теперь к таким объектам относятся также почвы, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

Предусмотрено проведение обязательной и добровольной экологической сертификации. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.

 

 

 

 

3. Государственный экологический  контроль и государственная экологическая экспертиза.

Государственный экологический контроль и государственная экологическая экспертиза являются важнейшими функциями управления в сфере охраны окружающей среды, которую осуществляют органы Минприроды России.

Общественные отношения по оценке воздействия на окружающую среду и экологической экспертизе и контролю тесно связаны между собой, хотя каждое из этих правовых средств выполняет свою функцию в механизме действия экологического права. Задача государственной экологической экспертизы – гарантировать, чтобы в процессе оценки воздействия на окружающую среду были предусмотрены меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, адекватные требованиям законодательства.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» презюмируется потенциальная экологическая опасность любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. В соответствии со ст. 37 этого Закона государственной экологической экспертизе подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории РФ независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

Виды экологической экспертизы определяются непосредственно в законодательстве. И Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», и Федеральный закон «Об экологической экспертизе» устанавливают, что в России осуществляются государственная и общественная экологическая экспертизы. Проведение экспертизы таких видов имеет юридически значимый характер.

С учетом роли экологической экспертизы как гаранта обеспечения учета экологических требований при планировании экологически опасной хозяйственной деятельности и принятии решений важным является вопрос о принципах проведения государственной экологической экспертизы. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе» такая экспертиза основывается на принципах:3

- презумпции потенциальной экологической  опасности любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может влечь вредные воздействия на окружающую природную среду.;

- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия  на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий (данный принцип обязывает органы и комиссии государственной экологической экспертизы оценить полноту видов и масштабов воздействий на природную среду в процессе реализации объекта экспертизы);

- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы (принцип обязывает субъектов экологоэкспертного процесса обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, устанавливаемых на уровнях, безопасных для здоровья человека, объектов животного и растительного мира, правовых экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды, и в конечном счете права каждого на благоприятную окружающую среду);

- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую  экспертизу;

- независимости экспертов экологической  экспертизы при осуществлении  ими своих полномочий в области  экологической экспертизы;

- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

- гласности, участия общественных  организаций (объединений), учета общественного  мнения;

- ответственности участников экологической  экспертизы и заинтересованных  лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.4

Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы – важнейшее требование и условие ее эффективности в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.

Содержащиеся в названном Федеральном законе принципы применяются и к государственной, и к общественной экологической экспертизе.

Сформулированные нормы и принципы экологической экспертизы являются стержнем всей системы права в данной сфере. Они выражают сущность и социальное назначение экологической экспертизы, основу ее правового регулирования и осуществления. Принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в экологоэкспертном процессе, включая заказчика планируемой деятельности, проектные организации, экологоэкспертные органы и организации.5

 

 

Заключение

Итак, государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ.

Решения, принимаемые должностными лицами государственного экологического контроля, обязательны для исполнения всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, должностными лицами и гражданами. На основании этих решений соответствующие банковские учреждения должны прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете органом государственного экологического контроля.

Экологический кризис не является неизбежным и закономерным порождением научно-технического прогресса, он обусловлен комплексом причин объективного и субъективного характера, среди которых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундаментальными экологическими законами. Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия должна выходить из экономического кризиса.

В качестве первого направления должно названо совершенствование технологии - создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных и малоотходных производств, обновление основных фондов и др. Второе направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Третье направление - применение мер административного пресечения и мер юридической ответственности за экологические правонарушения. Четвертое направление - гармонизация экологического мышления. Пятое направление - гармонизация экологических международных отношений.

Список использованной литературы

Нормативная литература:

 

  1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002года N 7-ФЗ с учетом изменений, в ред. от 28.11.2011.
  2. Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995года № 174-ФЗ, с учетом изменений, в ред. от 28.11.2011.

Литература:

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов/С.А. Боголюбов. – М. : Норма, 2001. – 191с.
  2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004.
  3. Бринчук, М. М. Экологическое право: учебник/ М.М. Бринчук. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2005. - 669 с.
  4. Дубовик О.В. Экологическое право: учебник/О.В. Дубовик. - М.: Проспект, 2009.
  5. Ерофеев, Б. В. Экологическое право: учебник/ Б.В. Ерофев. - 3-е изд., доп. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2006. - 287 с.
  6. Румянцев Н.В., Казанцев С.Я., Любарский Е.Л. и др. Экологическое право России: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.В. Румянцев, С.Я. Казанцев, Е.Л. Любарский и др.; Под ред. Н. В. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 480 с.

 

 

1 Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М., 2005. С. 196.

2 Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М., 2004. С. 108.

3 Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995года № 174-ФЗ, с учетом изменений, в ред. от 28.11.2011.

4 Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995года № 174-ФЗ, с учетом изменений, в ред. от 28.11.2011.

5 Бринчук, М. М. Экологическое право: учебник/ М.М. Бринчук. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2005.


Информация о работе Государственный экологический контроль