-
Полигон для складирования и
хранения ТБО ни в коем случае
не должен заливаться паводковыми
водами.
-
Полигон должен быть окружен
солидными лесными массивами
и направление преобладающей
розы ветров должно быть таким,
чтобы воздух с поверхности
полигона не мог попасть на
близлежащие населенные пункты.
-
ТБО должны складироваться и
распределяться по участку сравнительно
тонким слоем и этот слой
должен быть уплотнен так, чтобы
не было разноса мелких и
легких частиц.
-
Высота слоя закладки ТБО не
должна превышать 2 м. Уплотненные
ТБО должны покрываться промежуточным
слоем, который бы препятствовал
уносу ветром мелких и легких
фракций ТБО.
-
ТБО должны складироваться, храниться
и перемещаться на заранее
спланированные участки (карты)
по мере сепарации их и переработки.
Не допускается совместное складирование
и хранение ТБО с даже единичными
трупами животных, а также токсичных,
взрывоопасных промышленных отходов.
За правильной эксплуатацией
полигонов ТБО осуществляется
постоянный контроль соответствующими
санитарными эпидемиологическими
центрами и комитетами по охране
природы.
Старение химических материалов
ТП и БО, содержащих мышьяк
As, серу S, галогены (хлор Cl; бром Br), тяжелые
металлы Cd, Pb, Cr, Sn, Ag, Au, Cu, Hg будет вызывать
постепенное медленное, незаметное отравление
почвы. Например, разбросанные и разбитые
аккумуляторные батареи, содержащие PbSO4
также при старении разлагаясь отравляют
в первую очередь почву и водоемы. Тяжелые
металлы обладают канцерогенными и мутагенными
свойствами.
Старение ТП и БО из веществ
органического происхождения проявляется
в протекании ряда процессов
химического и биохимического
характера.
Опасно старение ТП и БО
из полимерных материалов синтетической
химии, особенно тех, из которых
могут образоваться канцерогенные
вещества (т.е. вызывающие рак).
Вследствие различных химических
реакций, а также микробиологической
деятельности температура в различных
местах тела свалки может колебаться
от 50 до 100 градусов, вызывая самопроизвольное
возгорание и поставляя в окружающую
среду тысячекратные ПДК полиароматических
углеводородов (ПАУ) - химических канцерогенов,
занимающих ведущее место в возникновении
раковых заболеваний. При воздействии
света на водные растворы ароматики (при
испарении после осадков, а также при горении
пластмасс и органики) в обилии образуются
соединения класса диоксинов. Диоксин
- это самый сильный из известных в природе
яд, мутаген, канцероген, тератоген, крайне
устойчивый во внешней среде.
Атмосферные осадки помогают
миграции химических элементов,
их встрече друг с другом, контакту,
а также проникновению в грунтовые
воды. Опасно периодическое поступление
химических веществ с поверхностным
и подпочвенным стоком. Токсичные
газовые выделения со свалки
способны распространяться на
большие расстояния главным образом
в направлении превалирующих
ветров, а также вступать в
реакцию с выбросами окружающих
промышленных объектов, усугубляя
и без того напряженную экологическую
обстановку. Неприятным побочным
эффектом свалки для близлежащих
домов могут быть нашествия
крыс и тараканов, особенно
устойчивых к химическим препаратам.
На полигонах отходы подвергаются
интенсивному биохимическому разложению.
В условиях захоронений, куда
поступает практически 80 % общего
потока отходов, быстро формируются
анаэробные условия, в которых
протекает биоконверсия органического
вещества (ОВ) с участием метаногенного
сообщества микроорганизмов. В результате
этого процесса образуется биогаз или,
так называемый, свалочный газ (СГ). Эмиссии
свалочных газов (СГ), поступающие в природную
среду формируют негативные эффекты как
локального, так и глобального характера.
Мусоросжигание - это наиболее сложный
и "высокотехнологичный" вариант
обращения с отходами. Сжигание
требует предварительной обработки
ТБО (с получением т.н. топлива,
извлеченного из отходов). При
разделении из ТБО стараются
удалить крупные объекты, металлы
(как магнитные так и немагнитные) и
дополнительно его измельчить. Для того,
чтобы уменьшить вредные выбросы из отходов,
также извлекают батарейки и аккумуляторы,
пластик, листья. Сжигание неразделенного
потока отходов в настоящее время считается
чрезвычайно опасным. Таким образом, мусоросжигание
может быть только одним из компонентов
комплексной программы утилизации.
Сжигание позволяет примерно
в 3 раза уменьшить вес отходов,
устранить некоторые неприятные
свойства: запах, выделение токсичных
жидкостей, бактерий, привлекательность
для птиц и грызунов, а также
получить дополнительную энергию,
которую можно использовать для
получения электричества или
отопления.
Серьезные проблемы возникают
также с захоронением золы
от мусоросжигания, которая по
весу составляет до 30% от исходного
веса отходов и которая в
силу своих физических и химических
свойств не может быть захоронена
на обычных свалках. Для безопасного
захоронения золы применяются
специальные хранилища с контролем
и очисткой стоков.
В России мусоросжигательные
заводы серийно не производятся.
Говоря о социально- экономических
аспектах мусоросжигания, следует
отметить, что обычно строительство
и эксплуатации МСЗ не по
карману городскому бюджету.
Именно МСЗ, по заключению специалистов,
являются основными источниками
супер ядов - диоксинов.
Способ захоронения, с экономической
точки зрения, является неэффективным,
требуя колоссальных бюджетных
затрат. И эти издержки ничем
не оправданы с экологической
точки зрения: происходит безвозвратная
потеря невосполнимых природных
ресурсов.
Варианты сбора вторичного сырья
в разных странах и территориях
могут быть различными в зависимости
от местных условий: мусоросборники
вблизи дома, специализированные
центры сбора вторичного сырья,
платные центры сбора. В зависимости
от варианта сбора мусора выбирается
транспорт для его перевозки.
Следующий этап - выбор типа и
мощности перерабатывающего предприятия:
ряд небольших локальных заводов,
крупная компания территориальной
единицы или транспортировка
сырья на крупное региональное
перерабатывающее предприятие.
После разделения ТБО на фракции,
каждая из фракций поступает
на последующую технологическую
стадию - стадию переработки в
конечный продукт.
Стекло обычно перерабатывают
путем измельчения и переплавки
(желательно, чтобы исходное стекло
было одного цвета). Стеклянный
бой низкого качаства после измельчения
используется в качестве наполнителя
для строительных материалов (например,
т.н. "глассфальт"). Стальные
и алюминиевые банки переплавляются с
целью получения соответствующего металла.
Бумажные отходы различного типа
уже многие десятки лет применяют
наряду с обычной целлюлозой
для изготовления пульпы - сырья
для бумаги. Из смешанных или
низкокачественных бумажных отходов
можно изготовлять туалетную
или оберточную бумагу и картон.
К сожалению, в России только
в небольших масштабах присутствует
технология производства высококачественной
бумаги из высококачественных
отходов (обрезков типографий, использованной
бумаги для ксероксов и лазерных
принтеров и т.д.).
Переработка пластика в целом
- более дорогой и сложный процесс.
Нужно отметить, что для вторичной
переработки используются не
все типы полимеров, а лишь
некоторые. В России переработка
пластика производится в незначительных
количествах. Основной
проблемой в переработке вторсырья
является не отсутствие технологий
переработки - современные технологии
позволяют переработать до 90% от
общего количества отходов - а
отделение вторсырья от остального
мусора (и разделение различных
компонент вторсырья). Существует
множество технологий, позволяющих
разделять отходы и вторсырье.
Самая дорогая и сложная из
них - извлечение вторсырья из
уже сформировавшегося общего
потока отходов на специальных
предприятиях.
Организацию заготовительного процесса
следует начинать с работы
с населением. В то же время,
без участия частных компаний
реализация проектов сбора и
последующей утилизации ТБО представляется
маловероятной. Обязательное условие
- четкая организация процесса
сбора и постепенное, ступенчатое
выделение вторичного сырья, а
также замкнутость цепочки, т.е.
полученное продукции из отобранных
отходов. При этом, решающим моментом
в определении стратегии привлечения
жителей к селективному сбору
будет экономический фактор: цена
приема вторичного сырья на
перерабатывающем предприятии.
- Правовое
регулирование платности
за загрязнение окружающей
среды
Охрана окружающей среды - деятельность
органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, общественных
и иных некоммерческих объединений, юридических
и физических лиц, направленная на сохранение
и восстановление природной среды, рациональное
использование и воспроизводство природных
ресурсов, предотвращение негативного
воздействия хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду и ликвидацию ее последствий
(далее также - природоохранная деятельность).
Одним из основополагающих принципов
законодательства Российской Федерации
в области охраны окружающей среды является
принцип платности природопользования,
в соответствии с которым негативное воздействие
на окружающую среду является платным.
В
соответствии с законодательством
об охране окружающей среды платность
негативного воздействия на окружающую
среду преследует достижение ряда целей.
Во-первых, указанная плата является
источником пополнения федерального и
местных бюджетов. Во-вторых, важнейшая
цель платежей - стимулирование природопользователей
к рациональному использованию природных
ресурсов и к повышению эффективности
их природоохранной деятельности.
Статья
14 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» (далее
- Закон об охране окружающей среды)
относит установление платы за негативное
воздействие на окружающую среду
к числу методов экономического
регулирования в области охраны
окружающей среды.
Статьей
16 Закона об охране окружающей среды
определены виды негативного воздействия
на окружающую среду и установлено,
что формы платы за негативное воздействие
на окружающую среду определяются федеральными
законами. К видам негативного воздействия
на окружающую среду относятся:
- выбросы в
атмосферный воздух загрязняющих веществ
и иных веществ;
- сбросы загрязняющих
веществ, иных веществ и микроорганизмов
в поверхностные водные объекты, подземные
водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение
недр, почв;
- размещение
отходов производства и потребления;
- загрязнение
окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными,
ионизирующими и другими видами физических
воздействий;
- иные виды
негативного воздействия на окружающую
среду.