Загрязнение экосистемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:42, реферат

Краткое описание

Взаимодействие человека с природой – одна из наиболее сложных и трудно разрешимых проблем современности. Сегодня стало очевидным, что задачи сохранения окружающей среды и экономического развития взаимосвязаны: разрушая и истощая природную среду невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие.

Содержание

Введение
1. Экологические система. Основные понятия и структура экосистем
1.1 Функционирование экосистем
2. Современное состояние проблемы отходов в России
2.1 Основные методы переработки отходов
2.1.1 Сбор и промежуточное хранение отходов
2.1.2 Захоронение отходов
2.1.3 Сжигание
2.1.4 Рециклинг
3. Правовое регулирование платности за загрязнение окружающей среды
3.1 Плата за загрязнение окружающей среды.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экология.docx

— 137.50 Кб (Скачать файл)

      Предметом правового регулирования являются правоотношения, возникающие при  взимании платы за негативное воздействие  на окружающую среду в результате хозяйственной и иной деятельности.

      Для регулирования воздействия хозяйственной  деятельности на окружающую среду предусмотрены  нормирование в области охраны окружающей среды и нормативы допустимого  воздействия. Нормативы допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, нормативы образования  отходов, нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) являются основой  для оценки воздействия на окружающую среду, расчета платежей.

      Условием  для возникновения обязанности  по уплате платы за такое воздействие  является факт осуществления деятельности, негативно воздействующей на окружающую среду и ее компоненты.

      Таким образом, указанная плата рассматривается  как регулятивный механизм, стимулирующий  природоохранную деятельность природопользователей вне зависимости от вида осуществляемой ими хозяйственной и иной деятельности.

      Вопрос  о том, кто является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду, в действующем российском законодательстве не имеет четкого  и однозначного ответа. Закон об охране окружающей среды содержит лишь косвенное упоминание о плательщиках как о субъектах хозяйственной  и иной деятельности, последствия  которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

      Пределы действия правового механизма взимания платы за негативное воздействие  по кругу лиц конкретизируются Постановлением Правительства от 28.08.1992 № 632, которым  установлено, что Порядок определения  платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной  среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок  определения платы) распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

        В соответствии со статьями 51, 57 и 62 Бюджетного Кодекса РФ  плата за негативное воздействие  на окружающую среду отнесена  к неналоговым доходам бюджетов  и распределяется по следующим  нормативам: 20 % - в федеральный бюджет, 40 % - в бюджет субъекта РФ, 40 % - в местный бюджет. При этом  Кодексом не устанавливается  целевое расходование этих финансовых  средств.

      Сроки уплаты платежей за негативное воздействие  на окружающую среду установлены  Приказом Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду»  не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом является календарный квартал.

      Неуплата  платы за негативное воздействие  на окружающую среду в установленные  сроки или невнесение ее в не полном объеме наказывается в соответствии со статьей 8.41 КоАП РФ  наложением административного  штрафа на должностных лиц в размере  от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц  – от 50000 до 100000 руб.

      Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» пункт 2 указанного Постановления, согласно которому Министерство экологии и природных  ресурсов РФ (далее - Минприроды РФ) принимало  базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов  и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие  экологические факторы, признан недействующим. Впоследствии нормативы платы и коэффициенты были установлены Постановлением Правительства от 12.06.2003 № 344.

      В 2009 году признаны недействующими отдельные  положения Постановления Правительства  РФ от 28.08.1992 № 632. Постановлением Конституционного Суда РФ (далее – КС РФ) от 14.05.2009 № 8-П  положение подпункта «б» пункта 4 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, которым Правительство РФ предоставило органам исполнительной власти субъектов РФ право по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РФ и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора освобождать от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, признано не соответствующим Конституции РФ.

      3.1 Плата за загрязнение окружающей среды  по отдельным природным ресурсам

             Порядок определения платы и  ее предельных размеров за  загрязнение окружающей природной  среды, размещение отходов, другие  виды вредного воздействия, утвержден  постановлением Правительства Российской  Федерации от 28 августа 1992 года N 632 (с изменениями на 12 февраля  2003 года). Постановлением Правительства  РФ от 12 июня 2003 года N 344 установлены  два вида нормативов платы  по каждому ингредиенту загрязняющего  вещества (отхода), с учетом степени  опасности для окружающей природной  среды и здоровья населения:

  • загрязнение в пределах допустимых нормативов;
  • загрязнение в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);
  • сверхлимитное загрязнение окружающей среды.

      Так же определены три вида платежей за загрязнение окружающей среды:

  • в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов;
  • в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов);

      В соответствии с вышеназванным Постановлением, Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение  окружающей природной среды сверхлимитным  является загрязнение, в случаях:

  • превышения установленных предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
  • отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, утвержденных лимитов на размещение отходов;
  • превышения установленных лимитов выбросов, сбросов, размещения отходов, а также при их отсутствии - превышение предельно допустимых нормативов выбросов, сбросов.
 
    • Плата за выбросы в атмосферный  воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками

      При загрязнении атмосферного воздуха  плату вносят хозяйствующие субъекты, фактически осуществляющие выбросы  загрязняющих веществ в атмосферный  воздух от стационарных или передвижных  источников (объектов). При заключении договора аренды стационарного или  передвижного объекта негативного  воздействия плательщиком признается лицо, которое фактически эксплуатирует  объект и, следовательно, оказывает  вредное воздействие на окружающую среду. Например, организация, арендующая у сотрудника автомобиль, обязана  перечислять плату за выброс в  атмосферу загрязняющих веществ  от передвижных источников.

      Определения понятий стационарных и передвижных  источников загрязнения содержатся в приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 № 204 (далее — Ростехнадзор). Стационарный объект — это источник (совокупность источников), прочно связанный с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Например, котельная — источник негативного воздействия, цех завода (со всеми трубами) — совокупность источников. Местом нахождения стационарного источника считается муниципальное образование, на территории которого он фактически расположен.

      Как правило, загрязняют атмосферу организации, имеющие какие-либо производства (стационарные источники) — металлургические, лакокрасочные, мебельные, пищевые, а также котельные.

      К передвижным источникам загрязнения  относятся транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими  на' бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном  газе. Вносить плату за загрязнение атмосферы передвижными источниками должны организации и индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности либо получившие в аренду или лизинг любые транспортные средства. Вид осуществляемой деятельности не важен.

    • Плата за размещение и потребления твердых отходов

      Как определить плательщика при размещении отходов производства и потребления? Согласно Закону № 89-ФЗ отходы производства и потребления — это остатки  сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые  образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие потребительские  свойства. Размещением отходов является их хранение и захоронение. Хранением  отходов признается их содержание в  объектах размещения отходов в целях  их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Объектом размещения отходов считается специально оборудованное  сооружение, предназначенное для  размещения отходов. Это полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др. Требования к размещению, устройству и содержанию объектов установлены в главе 4 СанПиН 2.1.7.1322—03, действующих с 15 июня 2003 года. Захоронение — это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

      Итак, платить нужно именно за размещение отходов. Базой для расчета платы  служит количество размещенных отходов. Вносить плату должны организации  и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых  возникают отходы. Значит, практически  любая фирма, даже аудиторская или  консалтинговая, может быть признана плательщиком. Ведь так называемый офисный мусор — бумага, упаковка, пищевые отходы, использованные канцтовары, лампы, расходные материалы для  оргтехники — образуется не только у промышленных предприятий, но и  у каждой организации.

      Право собственности на отходы принадлежит  собственнику сырья, материалов и иных продуктов, в результате использования  которых эти отходы образовались. Право может быть приобретено  другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или  иной сделки об отчуждении отходов (ст. 4 Закона № 89-ФЗ). Если в договоре на вывоз мусора предусмотрена передача права собственности на отходы к  вывозящей их стороне, обязанность  размещать отходы и вносить плату  за их размещение переходит к новому собственнику. Договор может не содержать  условие об изменении собственника отходов. Тогда плательщиком экологических  платежей будет организация-заказчик. Аналогичные разъяснения приведены  в письме Ростехнадзора от 25.07.2007 № 04-09/1001. Таким образом, передачу отходов с переходом права собственности на них к специализированной организации необходимо отличать от простой услуги по вывозу мусора.

      Однако  размещение отходов, прежде всего, приводит к загрязнению почвы, соответственно плата взимается за негативное воздействие  размещенных отходов на почву.

      В статье 1 Закона об отходах даются следующие  определения.

      Отходы  производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или  продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

      Размещение  отходов — хранение и захоронение  отходов.

      Хранение  отходов — содержание отходов  в объектах размещения отходов в  целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

      Захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных  хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в  окружающую среду.

      В то же время ГОСТ 30772-2001 определяет захоронение  отходов как размещение отходов  в назначенном месте для хранения в течение неограниченного срока, исключающее опасное воздействие  захороненных отходов на незащищенных людей и окружающую природную  среду. К объектам размещения отходов  относятся полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

      Плата за размещение отходов взимается  в пределах установленных лимитов  и сверх установленных лимитов.

            Плата за негативное воздействие на окружающую среду - один из важнейших элементов экономико-правового механизма охраны окружающей среды. Такая плата рассматривается в экологическом праве России как один из основных экономических стимулов к тому, чтобы природопользователи, деятельность которых связана с такими воздействиями на природу, инициативно принимали меры по обеспечению соблюдения требований экологического законодательства.

      Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» правильно ставит задачу о плате за все виды негативных воздействий на окружающую среду. Однако действующее законодательство не в  полной мере обязывает природопользователей снижать негативное воздействие на окружающую среду, выполнять природоохранные и восстановительные мероприятия в полном объеме. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду и механизм ее начисления не стимулируют предприятия к внедрению природоохранных технологий, поскольку даже начисляемая по максимальной ставке плата не сопоставима с реальными затратами предприятий на осуществление природоохранных предприятий. Нормативы (ставки) платы за загрязнение окружающей среды, как правило, не позволяют не предотвратить, ни компенсировать экологический ущерб. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Загрязнение экосистемы