Задачи современной экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:41, реферат

Краткое описание

Экология (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов» («Generelle Morphologie der Organismen»).

Вложенные файлы: 1 файл

Экология.Чаплыгин С..docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

- иные нормативы в области  охраны окружающей среды (санитарно-защитные  зоны, водоохранные полосы и зоны, округа санитарной (горно-санитарной) охраны).  

Нормативы качества окружающей среды и их виды

Законом не установлен исчерпывающий  перечень нормативов, но следует отметить:

- нормативы качества окружающей  среды (устанавливаемые для оценки  состояния окружающей среды в  целях сохранения естественных  экологических систем, генетического  фонда растений, животных и других  организмов);

- нормативы допустимого  воздействия на окружающую среду  (устанавливаемые в целях предотвращения  негативного воздействия на окружающую  среду хозяйственной и иной  деятельности для юридических  и физических лиц природопользователей);

- нормативы допустимых  выбросов и сбросов веществ  и микроорганизмов (устанавливаемые  для стационарных, передвижных и  иных источников воздействия  на окружающую среду субъектами  хозяйственной и иной деятельности  исходя из нормативов допустимой  антропогенной нагрузки на окружающую  среду, нормативов качества окружающей  среды, а также технологических  нормативов), относящиеся к нормативам  допустимого воздействия на окружающую  среду;

- нормативы образования  отходов производства и потребления  и лимиты на их размещение (устанавливаемые  в целях предотвращения их  негативного воздействия на окружающую  среду), относящиеся к нормативам  допустимого воздействия на окружающую  среду.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в  целях сохранения естественных экологических  систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

нормативы, установленные  в соответствии с химическими  показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы  предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные  вещества;

нормативы, установленные  в соответствии с физическими  показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

нормативы, установленные  в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и  групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также  нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

иные нормативы качества окружающей среды.

При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются  природные особенности территорий и акваторий, назначение природных  объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду

В целях предотвращения негативного  воздействия на окружающую среду  хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:

нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;

нормативы образования отходов  производства и потребления и  лимиты на их размещение;

нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей  и иных физических воздействий);

нормативы допустимого изъятия  компонентов природной среды;

нормативы допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду;

нормативы иного допустимого  воздействия на окружающую среду  при осуществлении хозяйственной  и иной деятельности, устанавливаемые  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации в целях  охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия  на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

За превышение установленных  нормативов допустимого воздействия  на окружающую среду субъекты хозяйственной  и иной деятельности в зависимости  от причиненного окружающей среде вреда  несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов  устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия  на окружающую среду субъектами хозяйственной  и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических  нормативов.

Технологические нормативы  устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших  существующих технологий с учетом экономических  и социальных факторов.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов  веществ и микроорганизмов могут  устанавливаться лимиты на выбросы  и сбросы на основе разрешений, действующих  только в период проведения мероприятий  по охране окружающей среды, внедрения  наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных  проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и  микроорганизмов.

Установление лимитов  на выбросы и сбросы допускается  только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных  с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление в области охраны окружающей среды.

Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов  в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и  микроорганизмов, лимитов на выбросы  и сбросы допускаются на основании  разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление в области охраны окружающей среды (ст. 23).

Нормативы образования отходов  производства и потребления и  лимиты на их размещение устанавливаются  в целях предотвращения их негативного  воздействия на окружающую среду  в соответствии с законодательством.

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду  устанавливаются для каждого  источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с  учетом влияния других источников физических воздействий.

Нормативы допустимого изъятия  компонентов природной среды - нормативы, установленные в соответствии с  ограничениями объема их изъятия  в целях сохранения природных  и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

Нормативы допустимого изъятия  компонентов природной среды  и порядок их установления определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством  о животном мире и иным законодательством  в области охраны окружающей среды, природопользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства  отдельных видов природных ресурсов, установленными настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации в области охраны окружающей среды (ст. 26).

Нормативы допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду устанавливаются  для субъектов хозяйственной  и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия  всех стационарных, передвижных и  иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий.

Нормативы допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду устанавливаются  по каждому виду воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию  всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются  природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

В целях государственного регулирования воздействия хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды  в соответствии с настоящим Федеральным  законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми  актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды, в частности установление ряда видов  охранных зон: санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и др.

Государственные стандарты  и иные нормативные документы  в области охраны окружающей среды.

Государственными стандартами  и иными нормативными документами  в области охраны окружающей среды  устанавливаются:

требования, нормы и правила  в области охраны окружающей среды  к продукции, работам, услугам и  соответствующим методам контроля;

ограничения хозяйственной  и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;

порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды  и управления такой деятельностью.

Государственные стандарты  и иные нормативные документы  в области охраны окружающей среды  разрабатываются с учетом научно-технических  достижений и требований международных правил и стандартов.

В государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические  процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться  требования, нормы и правила в  области охраны окружающей среды.

ПДК – предельно допустимая концентрация вредных веществ. В нашей стране нормативы предельно допустимой концентрации разрабатываются и утверждаются органами санитарно-эпидемиологической службы и государственными органами в области охраны окружающей среды. Нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории РФ. С учетом природноклиматических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий для них могут быть установлены нормативы предельно допустимой концентрации, отражающие особые условия.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

На основании п. 1 ст. 14. ФЗ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» «выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации».

Ответственность: Статья 8.1. КоАП РФ. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Часть 1 ст. 8.21. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нормативы предельно допустимых сбросов (Проект ПДС) устанавливаются для каждого выпуска сточных вод действующих предприятий–водопользователей, исходя из условий недопустимости превышенияпредельно допустимых концентраций вредных веществ (ПДК) в контрольном створе, с учетом его целевого использования, а при превышении ПДК в контрольном створе – исходя из условия сохранения (неухудшения) состава и свойств воды в водных объектах, сформировавшихся под влиянием природных факторов.

Информация о работе Задачи современной экологии