Законы социальной экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 07:38, реферат

Краткое описание

Социальная экология является сравнительно молодой научной дисциплиной. Ее возникновение следует рассматривать в контексте развития биологии, которая постепенно поднималась до уровня широких теоретических концепций, и в процессе ее развития появляются попытки создания единой науки, изучающей взаимоотношения природы и общества.
Таким образом, возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому природный и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга.

Вложенные файлы: 1 файл

законы социальной экологии.docx

— 33.78 Кб (Скачать файл)

Этап экстенсивного прогресса  общества имел основания в виде широчайшего  распространения людей, их пан-эйкуменности, максимального стремления человечества к "покорению" природы, увеличению ее продуктивности путем сукцессионного омоложения, возрастания энергопроизводства, роста численности трудоспособного населения (что вело к общему увеличению людей) и быстрому обороту товаров. Единственным критерием развития была экономическая прибыль, обогащение.

Закон "Принципы культурного  управления развитием" гласит, что религия, обычаи и юридические законы формулировали правила поведения людей в их взаимоотношениях с природой и внутри общества в соответствии с только что сказанным. Культура и мораль как ее составная часть также соответствовали времени. Морально-религиозные каноны разделяли человечество на большие группы. Рост престижа обычно соответствовал количеству денег, религиозному и политическому могуществу, степени общественной агрессивности. Все это в конечном итоге было направлено на поддержание равновесия между развивающимся обществом и средой его развития. Таков принцип культурного управления развитием.

Закон "Правила социально-экологического замещения".

Потребности человека отчасти социально-экологически заменимы. Исключение составляют лишь так называемые основные нужды, главным  образом физиолого-психологического характера. Из правила социально-экологического замещения следует и то, что способы такого замещения могут быть различными. Даже незаменимые потребности удовлетворяются разными путями — собирательством, промыслом, скотоводством, земледелием и т. д. Все эти формы хозяйства различно воздействуют на природу и ее же условиями определяются. Известны различные способы "преобразования" природы. Например, развитие сельского хозяйства в охотничье-промысловых районах или земледельческих оазисов в пастбищно-промысловых районах. Более того, доминирующая культура способна менять сам тип хозяйства.

Пройдя какую-то фазу взаимодействий с природой, общество, как правило, не может вернуться на предыдущую ступень, если не произойдут какие-то катастрофические социально-экологические явления, ведущие  к общественной деградации. Но и  такая деградация не есть возврат  к историческому прошлому. Скорее, это угасание собственной, а затем  восприятие новой "импортной" культуры.

Однако все это были региональные, а не глобальные явления.

Время от времени высказываются  гипотезы, сходные с теорией катастроф  Ж. Кювье. Согласно им человечество доходило до каких-то высот цивилизации, затем  происходила катастрофа типа "атомной  зимы", и все начиналось сначала. Едва ли такая точка зрения имеет  под собой фактические основания, прежде всего археологические.

Закон исторической (социально-экологической) необратимости.

Процесс развития человечества как  целого не может  идти от более поздних фаз к начальным, т. е. общественно-экономические формации, определенным образом взаимодействующие с природной средой и естественными ресурсами, не могут сменяться в обратном порядке. Отдельные  элементы социальных отношений (например, рабство, возродившееся в самых чудовищных формах в период сталинизма) в истории повторялись, возможно повторение и уклада хозяйства (например, возвращение от оседлого к кочевому хозяйству), но общий процесс однонаправлен, как необратима и эволюция. Иное представление кажется абсолютно нелогичным: меняется природная среда, меняется  человечество, и принятие концепции обратимости было бы  согласием с тем, что в одну и ту же реку можно войти дважды, да еще и не состарившись ни на миг.

 

 

Закон ноосферы В. И. Вернадского.

Биосфера неизбежно превратится  в ноосферу, т. е. в  сферу, где разум человека будет играть доминирующую роль в развитии системы "человек—природа". Иными словами, хаотичное саморазвитие, основанное на процессах естественной саморегуляции, будет заменено разумной стратегией, базирующейся на прогнозно-плановых началах, регулировании процессов естественного развития. Лишь благо и заинтересованное понимание, а не насилие и волюнтаризм могут быть в основе формирования ноосферы. Человечеству придется решить массу тяжелых для нового времени проблем, но это будут иные, чем сейчас, проблемы.

Только определенная гуманизация  общества, относительно бесконфликтное его включение в систему биосферы, основанное на использовании только прироста ресурсов, может спасти человечество. Управлять люди будут не природой, а прежде всего собой. И в этом смысл закона ноосферы.

Более кратко можно констатировать:

1-й закон говорит о том, что общество развивается тогда и настолько, насколько сохраняется равновесие между его "давлением" на среду и возможностью восстановления этой среды естественным или искусственным путем.

2-й закон (принцип) говорит об ограниченности экономического развития экологическими рамками и указывает на необходимость управлять развитием с учетом глубоких процессов взаимодействия, происходящих между обществом, природой и человеком и теми группами, в которых человек живет.

3-й закон (правило) говорит о необходимости понимания возможного изменения социально-экологических потребностей человека разными способами, которые обусловлены природной средой и которые на нее влияют.

4-й закон говорит о том, что процесс развития общества через определенные фазы не может происходить от более поздних фаз по направлению к предыдущим.

5-закон — закон Вернадского, по которому биосфера неизбежно переходит в ноосферу, т. е. в такую сферу, в которой человеческий разум играет доминантную роль в развитии системы "человек—природа". Таким образом, ученые Реймерс, Бауэр, Вернадский, Коммонер и др. при формировании законов социальной экологии так или иначе исходят из закономерностей общей экологии, поэтому законы социальной экологии содержат в себе выражение этих закономерностей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, социальная экология изучает  не только прямое и непосредственное влияние окружения (где технология не развита) на человека, но и состав групп, эксплуатирующих природные  ресурсы, влияние человека на биосферу, а последняя переходит в новое  эволюционное состояние — ноосферу, представляющую собой единство, взаимовлияние  природы и общества, в основе которого находится общество.  Нельзя изучать социальную экологию только с помощью сбора и описания явлений и факторов. Необходимо дать их объяснение через установление связей между элементами в отдельных явлениях и утвердить взаимосвязь этих явлений. Другими словами, социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность их предвидеть. Законы должны формировать основные закономерности взаимодействия элементов в системе "общество—природа—человек", чтобы это позволило установить модель оптимального взаимодействия элементов в этой системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Маркович Д.Ж. «Социальная экология»

2. Присный А.В. «Экология популяций и рациональное природопользование»

3. http:// www.ekologobr.ru/

4. Коммонер Б. «Замыкающийся круг»

5. http://www.ecolife.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Законы социальной экологии