Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 07:38, реферат
Социальная экология является сравнительно молодой научной дисциплиной. Ее возникновение следует рассматривать в контексте развития биологии, которая постепенно поднималась до уровня широких теоретических концепций, и в процессе ее развития появляются попытки создания единой науки, изучающей взаимоотношения природы и общества.
Таким образом, возникновение и развитие социальной экологии тесно связано с распространенным подходом, согласно которому природный и социальный мир нельзя рассматривать изолированно друг от друга.
Этап экстенсивного прогресса общества имел основания в виде широчайшего распространения людей, их пан-эйкуменности, максимального стремления человечества к "покорению" природы, увеличению ее продуктивности путем сукцессионного омоложения, возрастания энергопроизводства, роста численности трудоспособного населения (что вело к общему увеличению людей) и быстрому обороту товаров. Единственным критерием развития была экономическая прибыль, обогащение.
Закон "Принципы культурного управления развитием" гласит, что религия, обычаи и юридические законы формулировали правила поведения людей в их взаимоотношениях с природой и внутри общества в соответствии с только что сказанным. Культура и мораль как ее составная часть также соответствовали времени. Морально-религиозные каноны разделяли человечество на большие группы. Рост престижа обычно соответствовал количеству денег, религиозному и политическому могуществу, степени общественной агрессивности. Все это в конечном итоге было направлено на поддержание равновесия между развивающимся обществом и средой его развития. Таков принцип культурного управления развитием.
Закон "Правила социально-
Потребности человека отчасти социально-экологически
заменимы. Исключение составляют лишь
так называемые основные нужды, главным
образом физиолого-
Пройдя какую-то фазу взаимодействий
с природой, общество, как правило,
не может вернуться на предыдущую
ступень, если не произойдут какие-то катастрофические
социально-экологические
Однако все это были региональные, а не глобальные явления.
Время от времени высказываются
гипотезы, сходные с теорией катастроф
Ж. Кювье. Согласно им человечество доходило
до каких-то высот цивилизации, затем
происходила катастрофа типа "атомной
зимы", и все начиналось сначала.
Едва ли такая точка зрения имеет
под собой фактические
Закон исторической (социально-экологической) необратимости.
Процесс развития человечества как целого не может идти от более поздних фаз к начальным, т. е. общественно-экономические формации, определенным образом взаимодействующие с природной средой и естественными ресурсами, не могут сменяться в обратном порядке. Отдельные элементы социальных отношений (например, рабство, возродившееся в самых чудовищных формах в период сталинизма) в истории повторялись, возможно повторение и уклада хозяйства (например, возвращение от оседлого к кочевому хозяйству), но общий процесс однонаправлен, как необратима и эволюция. Иное представление кажется абсолютно нелогичным: меняется природная среда, меняется человечество, и принятие концепции обратимости было бы согласием с тем, что в одну и ту же реку можно войти дважды, да еще и не состарившись ни на миг.
Закон ноосферы В. И. Вернадского.
Биосфера неизбежно
Только определенная гуманизация
общества, относительно бесконфликтное
его включение в систему
Более кратко можно констатировать:
1-й закон говорит о том, что общество развивается тогда и настолько, насколько сохраняется равновесие между его "давлением" на среду и возможностью восстановления этой среды естественным или искусственным путем.
2-й закон (принцип) говорит об ограниченности экономического развития экологическими рамками и указывает на необходимость управлять развитием с учетом глубоких процессов взаимодействия, происходящих между обществом, природой и человеком и теми группами, в которых человек живет.
3-й закон (правило) говорит о необходимости понимания возможного изменения социально-экологических потребностей человека разными способами, которые обусловлены природной средой и которые на нее влияют.
4-й закон говорит о том, что процесс развития общества через определенные фазы не может происходить от более поздних фаз по направлению к предыдущим.
5-закон — закон Вернадского, по которому биосфера неизбежно переходит в ноосферу, т. е. в такую сферу, в которой человеческий разум играет доминантную роль в развитии системы "человек—природа". Таким образом, ученые Реймерс, Бауэр, Вернадский, Коммонер и др. при формировании законов социальной экологии так или иначе исходят из закономерностей общей экологии, поэтому законы социальной экологии содержат в себе выражение этих закономерностей.
Заключение
Таким образом, социальная экология изучает не только прямое и непосредственное влияние окружения (где технология не развита) на человека, но и состав групп, эксплуатирующих природные ресурсы, влияние человека на биосферу, а последняя переходит в новое эволюционное состояние — ноосферу, представляющую собой единство, взаимовлияние природы и общества, в основе которого находится общество. Нельзя изучать социальную экологию только с помощью сбора и описания явлений и факторов. Необходимо дать их объяснение через установление связей между элементами в отдельных явлениях и утвердить взаимосвязь этих явлений. Другими словами, социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность их предвидеть. Законы должны формировать основные закономерности взаимодействия элементов в системе "общество—природа—человек", чтобы это позволило установить модель оптимального взаимодействия элементов в этой системе.
Список использованной литературы
1. Маркович Д.Ж. «Социальная экология»
2. Присный А.В. «Экология популяций и рациональное природопользование»
3. http:// www.ekologobr.ru/
4. Коммонер Б. «Замыкающийся круг»
5. http://www.ecolife.ru/