Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 00:15, контрольная работа
Все взаимосвязано со всем - гласит первый экологический закон. Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо из окружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке - это десятки погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушения экологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И если человечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то его гибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколения неизбежна.
В результате: одни авторы рассматривают экологическую безопасность как составную часть охраны окружающей среды; другие ставят между ними знак равенства;
третьи включают в содержание экологической безопасности не только охрану окружающей среды, но и рациональное использование, воспроизводство и повышение качества окружающей среды; наконец, высказывается мнение о том, что обеспечение экологической безопасности - деятельность, осуществляемая наряду с охраной окружающей природной среды.
Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:
По юридической силе - на законы и подзаконные акты.
Законы - нормативно-правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.
Подзаконные акты - все иные нормативные правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
По предмету регулирования - на общие и специальные.
Общие - регулируют как экологические, так и иные общественные отношения (Конституция РФ).
Специальные - это акты, целиком, посвященные вопросам охраны окружающей среды или ее элементов (например, Закон "Об охране окружающей природной среды", Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О животном мире" и др.).
По характеру правового регулирования - на материальные и процессуальные.
Материальные эколого-правовые нормы устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников соответствующих отношений (Федеральные законы "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях" и др.).
Источники экологического
права процессуального
По своему характеру - на кодифицирующие и не являющиеся таковыми. К кодифицирующим актам можно отнести Закон "Об окружающей природной среде", Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон "О недрах" и др.
Их отличительной
особенностью является систематизация
эколого-правовых норм на базе основополагающих
правовых принципов путем их уточнения,
ликвидации внутренних противоречий и
совершенствования, развития в процессе
нормотворчества.
Систему источников экологического права образуют:
Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;
При анализе
Конституции РФ как источника
экологического права можно выделить
две группы норм: общего характера, важных
с точки зрения последовательного обеспечения
охраны окружающей среды, рационального
природопользования и экологической безопасности,
и непосредственно экологические.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российская
Федерация - социальное государство, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека. Эта норма имеет непосредственное
отношение к экологическому праву, прежде
всего в части обеспечения, соблюдения
и защиты, экологических прав каждого.
"Достойная жизнь человека", которая
должна обеспечиваться в социальном государстве,
включает в свое содержание, наряду с материальной
обеспеченностью, благополучием, также
экологические аспекты.
Конституция устанавливает, что земля
и другие природные ресурсы используются
и охраняются в Российской Федерации как
основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории
(ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться
как конституционное закрепление экологической
функции государства и субъектов – природопользователей.
Оно содержит их обязанность обеспечить
охрану окружающей среды и отдельных природных
ресурсов.
Объявляя человека, его права и свободы
высшей ценностью (ст. 2), Конституция устанавливает,
что каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением (ст. 42).
Одновременно с признанием субъективных
экологических прав Конституция возлагает
на каждого обязанность сохранять природу
и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам (ст. 58).
С учетом федеративного устройства России
Конституция определяет, какие вопросы
в сфере охраны окружающей среды должны
быть решены исключительно на федеральном
уровне и
совместно
Федерацией и ее субъектами. В частности,
в исключительном ведении Российской
Федерации находятся: установление
основ федеральной политики и
федеральные программы в
Федеративные договоры.
Источниками экологического права России являются следующие федеративные договоры:
Договоры
были подписаны 31 марта 1992 г. Они определяют
предметы ведения Российской Федерации,
предметы совместного ведения РФ
и субъектов Федерации в
Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права.
Конституция
устанавливает, что общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры
РФ (а значит, и в сфере природопользования
и охраны окружающей среды) являются
составной частью ее правовой системы.
Одновременно закрепляется примат норм
международного права над национальными.
Если международным договором РФ установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора (ч. 4 ст. 15).
Законы (конституционные и федеральные).
Закон является
средством закрепления
Головным законом экологического права
России как отрасли является принятый
10 января 2002 г. Закон "Об охране окружающей
природной среды", который пришел на
смену утратившему силу Закону "Об охране
окружающей природной среды" 1991 г. Это
означает, что в вопросах охраны окружающей
среды нормы других законов не должны
противоречить данному законодательному
акту.
Закон определил правовые основы государственной
политики в области охраны окружающей
среды, обеспечивающие сбалансированное
решение социально-экономических задач,
сохранение благоприятной окружающей
среды, биологического разнообразия и
природных ресурсов в целях удовлетворения
потребностей нынешнего и будущих поколений,
укрепления правопорядка в области охраны
окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности. Он регулирует отношения
в сфере взаимодействия общества и природы,
возникающие при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности, связанной с воздействием
на природную среду как важнейшую составляющую
окружающей среды, являющуюся основой
жизни на Земле, в пределах территории
Российской Федерации, а также на континентальном
шельфе и в исключительной экономической
зоне Российской Федерации.
Дальнейшее развитие в Законе 2002 г. получили
такие новеллы российского экологического
законодательства, как определение эколого-правового
статуса граждан через регулирование
их экологических прав и обязанностей,
создание экономического механизма охраны
окружающей среды, регулирование государственной
экологической экспертизы, ответственности
за экологические правонарушения и возмещения
вреда, причиненного экологическими правонарушениями.
Для устранения имевших место противоречий
между Законом 1991 г. и иными специальными
законодательными актами, новый Закон
2002 г. прибегает в ряде своих разделов
к отсылочным нормам (например в разделе
об экологической экспертизе).
В систему экологического законодательства входит ряд других законов, включая:
Наряду с названными законами важную роль в охране окружающей среды играют законы, являющиеся источниками других отраслей российского законодательства:
Указы и распоряжения Президента РФ.
Нормотворческая
компетенция Президента России предусмотрена
ст.90 Конституции РФ, согласно которой
Президент РФ принимает акты в
форме указов и распоряжений. Указы
и распоряжения главы государства обязательны
для исполнения на всей территории России.
Как подзаконные акты они не должны противоречить
Конституции РФ и федеральным законам.
К числу Указов и распоряжений Президента, регулирующих экологические правоотношения, относятся:
Постановления и распоряжения Правительства РФ.
В соответствии со ст. 115 Конституции РФ Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Это означает, что Правительство может создать норму права лишь в рамках делегированного нормотворчества, когда необходимость принятия правительственного постановления или распоряжения вытекает из актов более высокого иерархического уровня. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115).