Комфортность проживания в городах - основные факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 15:46, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является определение понятия комфортности по отношению к проживанию в городской среде и выявление различных факторов, влияющих на комфортность жизни в городе.
Задачи работы следующие:
- определить понятие комфортности проживания в городской среде
- выявить основные аспекты проблемы повышения качества жизни в городской среде, а именно:
- экологические аспекты;
- социальные и экономические аспекты;
- культурные аспекты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Понятие комфортности и составляющие качества жизни в городах……………..5
2. Основные аспекты проблем повышения качества жизни в городской среде…..10
2.1. Экологические аспекты…………………………………………………………....10
2.2. Социально-экономические и культурные аспекты……………………………...16
Заключение…………………………………………………………………………......20
Список использованной литературы…………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

комфортность проживания в городах).doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Комфортность проживания в городах – основные факторы»

 


 

Введение…………………………………………………………………………………3

1. Понятие комфортности и составляющие качества жизни в городах……………..5

2. Основные аспекты проблем повышения качества жизни  в городской среде…..10

2.1. Экологические аспекты…………………………………………………………....10

2.2. Социально-экономические и культурные аспекты……………………………...16

Заключение…………………………………………………………………………......20

Список использованной литературы…………………………………………………23

 

 

 

 

 


Введение

 

Актуальность данной темы – темы комфортности проживания в городах - в современной  действительности  жизни  очевидна, поскольку создание наиболее благоприятной и комфортной среды обитания всегда было и остается самой важной и значимой задачей для человечества.

В настоящее время большой интерес проявляет общественность, представители законодательной и исполнительной власти,  средства массовой информации к проблемам загрязнения и деградации среды жизнедеятельности человека, а также к вопросам охраны природы и в целом к  повышению уровня качества жизни.

Периодические исследования и рейтинги комфортности проживания охватывает более сотни крупных городов мира. Оценка происходит по 30-ти различным параметрам в пяти ключевых категориях: социальная стабильность и безопасность, здравоохранение, культура и образование, инфраструктура и окружающая среда, и может варьироваться от "невыносимого уровня жизни" до "идеального".

В рейтинге самых комфортных для жизни городов Петербург (78,5%) и Москва (78,4%) расположились на 67-м и 69-м месте соответственно, немного не дотянув до уровня 80%, который дает статус города повышенной комфортности.

Новый топ-140, составленный Economist Intelligence Unit (EIU) 2010 года, назвал самые комфортные для проживания города мира, учитывая стабильность страны, где они расположены, здравоохранение, экологию, образование и инфраструктуру, Самым приятным для проживания городом в очередной раз оказался канадский Ванкувер. Он набрал 98 баллов из 100. EIU поясняет: в этом городе, который находится на побережье Тихого океана, низкий уровень преступности, хорошая инфраструктура и практически нет угрозы террористических нападений. Как отмечают эксперты, комфортность проживания в городе в последнее время сильно зависит от уровня террористической угрозы. Именно поэтому такие города, как Лондон или Париж, потеряли свои места в рейтинге.

Вторым лучшим городом на земле стала Вена (Австрия, 97,9), третьим - австралийский Мельбурн (97,5). Далее следуют Торонто, пятое месть у австралийского города Перт (96,6 баллов), затем Калгари, финский Хельсинки (96,2), швейцарская Женева (96,1), австралийский Сидней (96,1) и снова швейцарский город - Цюрих (96,1) с одинаковым рейтингом на 9-м и 10-м месте. При составлении рейтинга, охватившего 140 городов мира, учитывалось 30 параметров. Ключевыми были уровень развития инфраструктуры, безопасность, социальная стабильность, уровень здравоохранения и образования и чистота окружающей среды. Максимальный возможный рейтинг, характеризующий недостижимо идеальный город, равнялся 100%.

Целью данной  работы является определение  понятия комфортности по отношению  к проживанию в городской среде и выявление  различных факторов, влияющих на комфортность жизни в городе.

Задачи работы следующие:

- определить понятие комфортности проживания в городской среде

- выявить основные аспекты проблемы повышения качества жизни в городской среде, а именно:

- экологические аспекты;

- социальные и экономические  аспекты;

- культурные аспекты.

 

 

 


1. Понятие комфортности и составляющие качества жизни в городах

 

 

Комфортность среды – (от англ. comfort — благоустроенность, уют), оптимальное для человека состояние окружающей его среды, обеспечивающее здоровье и работоспособность[1].

Комфортность – состояние уюта, удобства и удовлетворения, обеспеченное совокупностью положительных психологических и физиологических ощущений человека в процессе его трудовой деятельности. Комфортные условия создаются благодаря рациональной организации труда, соблюдению эргономических, социально психологических и гигиенических требований охраны труда.

Комфортность проживания в городе определяется рядом показателей, имеющих различную природу. Назовем основные и наиболее важные из них:

•              экономические:

*     наличие в городе свободного, относительно дешевого жилья, которое можно купить или арендовать, сравнительно низкие цены на строительство новых единиц жилья;

*     наличие свободных рабочих мест, обеспечивающих высокий уровень дохода;

*     высокий уровень услуг "социально-культурного быта" в расчете на одного жителя. Другими словами — объем общественных благ, которые предоставляются горожанам за счет бюджета города и бюджетов всех уровней;

•              демографические:

*сбалансированная половозрастная структура (города "мужчин" или города "женщин", с исключительно молодым или пожилым населением, считаются дискомфортными для проживания);

•              социальные:

*низкий уровень преступности,

*высокая социальная мобильность, предопределяющая открытость ("проточность") города и отсутствие замкнутых каст. Этот показатель также тесно связан с относительно низкой (приемлемой, в соответствии с общественным мнением) степенью дифференциации по доходам и имущественному положению. Кроме того, высокая социальная мобильность несовместима с существованием в городе районов-гетто;

*доступность хорошего среднего образования и медицинского обслуживания;

•              культурные:

*здесь в первую очередь принято выделять уровень архитектурных решений при застройке городских ансамблей и улиц;

•              экологические:

*наличие "зеленых зон", непревышение городскими предприятиями и транспортом норм выбросов вредных веществ в окружающую среду (соблюдение предельно допустимых концентраций - ПДК).

Понятие комфортности проживания в городе непосредственно связано с притягательностью переезда в него. В то же время притягательность города является относительным понятием: это комфортность проживания в данном городе по сравнению с другими городами. Естественно, что поскольку понятие комфортности охватывает широкий круг показателей, то по отдельным группам показателей город может оказаться более привлекательным, по другим — проигрывать в сравнении с другими городами. Поэтому при анализе социально-экономического развития города основное внимание обычно уделяется группе экономических показателей — предполагается, что, если остальные критерии комфортности находятся в допустимых границах, решающее влияние на переезд в город (или отъезд из него) оказывают экономические показатели[2].

Эволюцию города в современной индустриальной системе можно представить как результат взаимодействия вышеописанных крупных подсистем. Впервые такой подход был реализован в имитационной модели города, построенной Дж. Форрестером.

Будем называть развитием города такое положение, при котором количество единиц жилья и его общая площадь, а также объем общественных благ в расчете на душу населения увеличиваются быстрее, чем количество жителей и общее количество рабочих мест. При этом значение последнего параметра примерно соответствует количеству городских жителей в трудоспособном возрасте; "вынужденная" безработица отсутствует. Комфортность проживания в таком городе возрастает, и он становится все более притягательным для переезда в него все новых и новых жителей.

Под ростом города понимается такое положение, когда количество жителей и рабочих мест растет быстрее, чем количество единиц жилья и объем предоставляемых общественных благ. Город становится все менее удобен для жизни, но все еще притягателен для переезда в него (в частности, наличием высокооплачиваемых рабочих мест на новых предприятиях). Для советских городов в прошлом вообще наиболее характерным было именно это состояние, наряду со стагнацией.

Под стагнацией города понимается положение, когда разрыв между количеством рабочих мест и количеством единиц жилья и объемом общественных благ достигает такой величины, что прирост населения за счет миграции приближается к нулю. Этим положение стагнации города в административной системе распределения ресурсов значительно отличается от положения города в капиталистической экономике, для которого характерно превышение количества единиц жилья над количеством рабочих мест, что обуславливает наличие большого количества безработных в таком городе. Если абстрагироваться от переездов, осуществляемых в расчете на принципиально иной уровень комфорта, связанный с объемом предоставляемых общественных благ, механизм которых был одинаков в обеих экономических системах, то в советской экономике люди мигрировали в основном в поисках жилья, в капиталистической - в поисках работы.

Наконец, под упадком города понимается положение, при котором дискомфортность жизни в нем, вызываемая плохими жилищными  условиями и низким уровнем качества предоставляемых общественных благ, дополняется сокращением рабочих мест.

Эти состояния часто рассматриваются как обычные фазы эволюции города. На первом этапе освоения городской территории наблюдается одновременный ввод большого количества единиц жилья и рабочих мест — можно говорить о развитии города. Наращивание объемов жилищного строительства привлекает все новых переселенцев, заполняющих временное жилье — общежития, бараки. Город быстро переходит в фазу роста. Возникает разрыв (так называемые "ножницы") между производственной (количеством рабочих мест в градообразующих предприятиях) и социальной сферами города. Постепенно строительство жилья замедляется. Это происходит в силу целого ряда причин: отсутствия свободной земли под застройку, роста удельного веса ветхого жилья в общем объеме жилого фонда, старения основных фондов предприятий/ что, в свою очередь, вызывает снижение возможностей финансирования жилья. Наступает фаза стагнации. В этой фазе город часто становится "ловушкой для безработных" — отсутствие работы или занятость на убыточных предприятиях вызывают желание уехать в другой город, но наличие собственного жилья, которое либо невозможно продать, либо можно продать только по очень низкой цене, приводит к тому, что люди не могут решиться на переезд. Наконец, дальнейшее старение фондов ставит вопрос о закрытии предприятий. Город оказывается перед перспективой упадка.

Главной экономической причиной роста городов в индустриальной системе является экономия на издержках, возникающая в результате приближения поставщиков к потребителям их продукции и услуг, включая коммунальные услуги. Эта же причина, в конечном счете, и ограничивает рост городов. Если масштабы города начинают превышать какую-то оптимальную величину, возникают транспортные пробки, сложности с удалением мусора и очисткой стоков, другие проблемы, приводящие к удорожанию размещения здесь новых производств. Отсутствие новых рабочих мест приводит к остановке роста города.

Таким образом, основной целью муниципального управления в долгосрочном периоде является достижение и сохранение городом состояния развития: в то время как в краткосрочном периоде главной целью обычно является повышение комфортности жизни в городе.

Эти две цели могут вступать в противоречие друг с другом, что характерно для управления в социально-экономических системах вообще. Естественно, для муниципального менеджера приоритет должен отдаваться достижению долгосрочных целей; однако поскольку глава городской администрации в России — лицо выборное, муниципальное управление часто подвержено большому влиянию со стороны политической конъюнктуры. Последнее обстоятельство приводит к тому, что в преддверии выборов принимаются решения, ориентированные на получение краткосрочного эффекта. В то же время без долгосрочных корректирующих воздействий органа муниципального управления объективные тенденции эволюции города делают приход упадка неизбежным[3].


2. Основные аспекты проблем повышения качества жизни  в городской среде

 

2.1. Экологические аспекты

К экологическим  аспектам комфортности проживания в городах можно отнести следующие факторы:

- уровень загрязненности воздуха;

- уровень загрязненности воды почвы;

- качество продуктов питания.

Каждый город России имеет примерно одинаковый набор причин, отрицательно влияющих на комфортность проживания в нем. Это:
1. Запыленность и загрязненность города и общественного транспорта;
2. Плохое состояние дорог и тротуаров, особенно после выхода из зимы;
3. Несвоевременная уборка бытового мусора и, как следствие, скопление его в ящиках и возле них;

4. Намерзание возле дорожных бордюров огромного количества песчано-солевой смеси, мешающей движению транспорта;

5. Отсутствие утилизации бытовых и промышленных отходов (макулатурный картон, полиэтиленовые пакеты, бутылки, автопокрышки и т.д.).

Это только небольшое количество причин, которые можно быстро устранить, при эффективной работе коммунальных и других служб города.

На основе регулярно публикуемых в последние годы данных о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и сбросах загрязненных сточных вод в водоемы составлены карта РФ и список наиболее опасных в экологическом отношении, чей исходный, данный природой климат уже не подвержен восстановлению, 140 город (13,2% от общего их числа в России).

Таким образом, каждый седьмой-восьмой российский город находится в особо тяжелой ситуации. Первенство по валовому выбросу в атмосферу принадлежит Норильску, крупнейшему центру медно-никелевой промышленности. На Таймыре - ежегодно 2486 тыс. тонн, или 8% суммарных выбросов в стране. Для хрупкой северной природы это страшный удар. По валовому выбросу Норильск превосходит следующий за ним Новокузнецк в 3,7 раза, а в расчете на душу населения — в 12,7 раза

Информация о работе Комфортность проживания в городах - основные факторы