Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Экологическое состояние напрямую влияет на здоровье и образ жизни граждан отдельно взятой страны и в деятельности госудаpства состояние здоpовья его гpаждан занимаетодно из пpиоpитетных значений. Подтверждением данного утверждения как раз и является статья 42 Конституции Российской Федерации, а так же дpугие ноpмативно-пpавовые акты пpинятые с целью сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие и классификация норм экологического права………………….....4
2. Конституционные основы регулирования экологических отношений..…..7
3. Система экологического законодательства Республики Башкортостан…..12
Заключение………………………………………………………………………18
Источники использованной литературы……………….…………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

kontrolnaya_экология!!!.docx

— 46.25 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО  «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

 

Кафедра гражданского права и процесса

Специальность 030501 «Юриспруденция»

(на базе  высшего образования, внебюджет)

 

 

 

 

 

Контрольная работа по экологическому праву

Вариант 3

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнил:

                                                                                         студент  1 курса

                                                                                         1 группы

                                                                                          Валеев В.М.

 

                                                                                          Проверил:

                                                                                          к.ю.н., доцент

                                                                                          Улимаев Р.Ю.

 

 

 

 

Уфа-2013 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Понятие  и классификация норм экологического  права………………….....4

2. Конституционные основы регулирования экологических отношений..…..7

3. Система  экологического законодательства  Республики Башкортостан…..12

Заключение………………………………………………………………………18

Источники  использованной литературы……………….…………………..19 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Статьей 42 Конституции Российской Федерации установлено, что «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением»[1].

В сегодняшние дни вопросы, связанные  с экологическими правоотношениями и, в общем, с экологическим правом становятся все более актуальными. Связано это в основном с ухудшением экологической обстановки не только в нашей стране, но и во всем Мире.

Экологическое состояние напрямую влияет на здоровье и образ  жизни граждан отдельно взятой страны и в деятельности госудаpства состояние здоpовья его гpаждан занимаетодно из пpиоpитетных значений. Подтверждением данного утверждения как раз и является статья 42 Конституции Российской Федерации, а так же дpугие ноpмативно-пpавовые акты пpинятые с целью сбалансированного решения социально-экономических задач, сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Целью данной работы является раскрытие понятия экологического правоотношения, выявление проблем связанных с экологическими правоотношениями, анализ возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений.

 

 

 

 

 

____________________________

Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 г: [Интернет-ресурсы] -http://www.constitution.ru/. Дата обpащения – 21.11.2013.

 Экологические правоотношения

 

Экологические отношения  - общественные отношения, которые развиваются в процессе взаимодействия общества и природы.

Любое правоотношение представляет собой норму права  в действии, ее реализации на практике.

В теории права под правоотношением понимают общественное отношение,

урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности[1]..Соответственно, экологическое правоотношение можно определить как урегулированное нормами экологического и других отраслей права общественное отношение, складывающееся в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

 Для любого правоотношения, в том числе и экологического, характерны следующие признаки[2, 3]:

1) общественное  отношение, которое обозначает собой юридическую связь между социальными субъектами;

2) возникает  на основе норм права(общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся);

3) связь  между лицами посредством субъективных прав и юридических обязанностей;

4) волевое  отношение - для его возникновения необходима воля его участников (как минимум хотя бы с одной стороны);

5) это  отношение, охраняемое государством  и составляющее основу государственного  принуждения. 

Любое правоотношение  имеет внутреннюю  структуру и состоит из  следующих элементов:


 

–  субъект;

–  объект;

– содержание правоотношения (совокупность прав и обязанностей участников этого правоотношения).

Экологические правоотношения, как и другие виды правоотношений, можно разделить по следующим классификационным основаниям{4, 5]:

а) по характеру  содержания правоотношения(по функциональной роли) – на обще-регулятивные, регулятивные и охранительные;

б) по степени  конкретизации (определенности) субъектов (сторон) правоотношения– на абсолютные и относительные;

в) по характеру  регулирования отношений– на материальные и процессуальные и т.д.

Можно выделить две группы экологических правоотношений в зависимости от их объекта: отраслевые и комплексные[6].

Отраслевые экологические отношения– это отношения по охране и использованию отдельных природных ресурсов(земель, вод, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха).

Комплексные экологические отношения– отношения по охране природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.

С определенной степенью условности можно говорить о делении экологических отношений на природоохранные(природоохранительные) и природоресурсные. Природоохранные отношения складываются в области охраны окружающей среды и природных ресурсов, природоресурсные отношения, напротив, возникают, прежде всего, в сфере потребления (хозяйственного использования) природных ресурсов. Хотя необходимо  отметить,  что  использование  того  или  иного  природного  ресурса  
предусматривает осуществление мер и по его охране, т.е. эти отношения будут регулироваться также природоохранными нормами.


Основания возникновения  и прекращения экологических правоотношений

Основаниями возникновения, изменения  и прекращения экологических правоотношений(как и других видов правоотношений) служат юридические факты.

В теории права под юридическими фактами понимают конкретные жизненные  обстоятельства, с которыми нормы  права связывают возникновение, изменение и прекращение юридических отношений.

Юридические факты являются предпосылками правоотношений.

Юридические факты классифицируются по различным основаниям [1, 2]:

1. По характеру наступающих последствий  они делятся на правообразующие (правоустанавливающие), правоизменяющие, правопрекращающие.

2. По волевому признаку(связи с волей участников правоотношений) юридические факты делятся на события и действия.

События– это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли участников правоотношения.

Действия, напротив, представляют собой волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания.

События, возникая и порождая экологические  отношения помимо воли человека, не всегда выступают как чисто природные явления и часто являются следствием непродуманной деятельности человека. Например, массовое выкачивание подземных вод, устройство водохранилищ, добыча нефти и газа в крупных масштабах могут привести к возникновению землетрясений.

Иногда событие начинается как  действие, но затем выходит из под контроля человека и развивается как событие. Такие события называются относительными.

Действие(поведение) является наиболее распространенным основанием

____________________________________

1 Теория государства и права:  Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., – М.: НОРМА, 2002. С. 365–367.

2 Общая теория права и государства:  Учебник/ Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1994. С. 148–149.

возникновения и прекращения экологических правоотношений, проявляется через поступки людей, которые делятся на правомерные(позитивные) и противоправные(негативные).

Правомерные, в свою очередь, подразделяются на юридические акты (действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия– сделки, судебные решения и т.п.) и юридические поступки(действия, приводящие к юридическим последствиям  независимо  от  намерений  лица,  их  совершающего, –  создание  художественного произведения и т.д.)3.

Например, в соответствии со ст. 13.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах"[1] (далее – Закон "О недрах") заинтересованное юридическое лицо подает заявку по установленной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ на участие в конкурсе или аукционе либо заявки на получение права пользования недрами. Факт подачи соответствующим лицом указанной заявки будет являться юридическим актом, направленным на достижение конкретных юридических последствий.  Намерение  же  построить  какой-либо  промышленный  объект (автозаправочную станцию, нефтехимический завод является юридическим поступком, поскольку независимо от воли инициатора намечаемой хозяйственной деятельности возникает необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Противоправными юридическими фактами  являются факты, ведущие к нарушению норм экологического законодательства и привлечению виновных лиц к юридической ответственности(уголовной, административной и т.д.).

Бездействие также является юридическим  фактом и относится к поведению (действию). Как правило, бездействие является негативным поведением (например, неоказание помощи капитаном судна другому судну, которое терпит бедствие, и т.д.).  Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют

__________________________________________________

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О  недрах" опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 16 апреля 1992 г., N 16, ст. 834

Юридическим (фактическим) составом. Например, для возникновения отношений недропользования хозяйствующий субъект должен быть зарегистрированным в качестве юридического лица и иметь лицензию на соответствующий вид недропользования в соответствии со ст. 11 Закона "О недрах".

 

Субъекты, объекты и содержание правоотношения

Правоотношение является сложным  социальным образованием, имеющим определенное внутреннее строение, составными элементами которого являются субъекты, объекты и содержание правоотношения.

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. государство.

Субъекты (участники) экологических правоотношений выступают в них в качестве:

  1. носителей экологических прав и обязанностей;
  2. субъектов хозяйственной и иной деятельности (в том числе природопользователей, а в предусмотренных законодательством случаях — собственников природных ресурсов), к которым предъявляются природоохранные требования;
  3. лиц, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав.

Кроме того, государство в лице специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления выступает в экологических правоотношениях в качестве правоприменителя.

Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности  их участников.

Объект экологических отношений - общественно значимые природные  ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения, а также действия, поведение субъектов экологических правоотношений.

Отражая реализуемые на практике интегрированный  и дифференцированный подходы к  правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном  законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"