Ландшафтный дизайн как средство повышения качеств жилой среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Необходимость экологизации ландшафтного дизайна становится очевидной при рассмотрении состояния архитектурно-пространственной среды современного города, редко оцениваемого как благополучное. Преобладание критического отношения населения к среде составляет постоянный повод для поиска средств ее преобразования и совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА I.docx

— 54.46 Кб (Скачать файл)

Общественные  пространства в структуре жилой застройки предназначены для всех видов рекреационных занятий вне зависимости от места проживания людей, то есть являются доступными для жителей нескольких жилых групп. В составе таких пространств преобладают площадки для подвижных игр подростков, спортивных занятий различных возрастных групп, а также размещаются детские игровые комплексы в природном окружении.

Учитывая  более интенсивный характер их использования  и слабую контролируемость со стороны  проживающих вокруг людей, а также  исходя из соображений обеспечения  устойчивости среды, целесообразно  предусматривать повышенную антивандальную защищенность как самих игровых сооружений, так и покрытия поверхности земли. Использование набивных и дощатых покрытий, сочетаний бетонной и каменной плитки с разрывами в виде травяного заполнения наиболее отвечает динамичному характеру пребывания людей в таких пространствах и может обеспечить более продолжительную их эксплуатацию.

Многовариантность трактовки комбинаций из перечисленных материалов, в частности, разнообразие геометрического рисунка и конфигурации поверхностей, позволяет внести в облик среды акцентирующие элементы, не прибегая к объемным компонентам. Отказ от монотонного заполнения одинаковым материалом площадей большого размера составляет необходимый минимум в решении задач композиционного оформления открытых пространств общественного назначения.

В связи с преобладанием произвольного режима передвижения в этих пространствах, отражающегося на природных компонентах среды, в ландшафтном дизайне таких фрагментов жилой среды ограничено применение древесной растительности и кустарников за исключением их размещения по контурам площадок в качестве ветрозащиты. В то же время, учитывая достаточно большие размеры общественных пространств в интервалах жилой застройки, применение геопластики и невысоких экранов из кирпича и бетона, а также подпорных стенок, относится к наиболее эффективным приемам обработки поверхности земли, обеспечивающим как ее функциональное разграничение, так и зрительное расчленение на более масштабные фрагменты.

В числе  актуальных вопросов повышения комфортности жилой среды особая роль принадлежит совершенствованию ландшафтной организации коммуникационных (транзитных) пространств. Проблема заключается в том, что современное состояние именно этих фрагментов среды отличается неудовлетворительным оборудованием, плохим содержанием и отсутствием какого-либо управления. Передвижение людей от большинства многоэтажных зданий к остановкам общественного транспорта или центрам обслуживания осуществляется по мало обустроенным пешеходным направлениям, в которых зачастую не только отсутствует положительная эстетика, но и постоянно ухудшается выполненное по "безадресному" проекту благоустройство. Можно ли с помощью ландшафтного дизайна как-либо повлиять на такое положение?

Этот  вопрос имеет несколько аспектов. В частности, трудно говорить об эстетическом совершенствовании жилой среды  без функционального и планировочного уточнения наиболее интенсивных  пешеходных связей между основными  ее компонентами. Ландшафтный дизайн позволяет упорядочить границы пешеходного транзитного пространства между отдельными фрагментами жилой застройки и транспортными пространствами, повысить информативность среды для людей и обеспечить более высокий уровень ее художественной выразительности.

Оформление  пространственных границ транзитных направлений  составляет один из эффективных путей  повышения устойчивости прилегающих  природных компонентов ландшафта, так как сокращает вероятность  неупорядоченного перемещения пешеходов. Среди приемов, имеющих практическое подтверждение в современной  зарубежной практике для обозначения  реальных пределов пешеходных направлений, необходимо отметить их колористическое акцентирование с помощью пигментированных покрытий, рельефное разграничение с заполнением прилегающих возвышенных участков земли почвопокровными растениями и создание жесткой линейной конфигурации твердого покрытия.

Информативность и символизм в трактовке транзитного  пешеходного пространства относятся к тем качествам, которые достигаются за счет включения в состав поверхности земли определенных смысловых знаков или линий, облегчающих ориентацию в жилой среде и повышающих ее разнообразие. Элементы ландшафтного дизайна в виде характерных форм растительности, групп камней или динамичных очертаний деревянного настила вносят в сценарий восприятия предметно-пространственной среды легко "читаемые" и запоминающиеся акценты, составляющие неотъемлемую часть "духа места".

Не менее  выразительным с точки зрения эмоционального воздействия является использование в качестве знаков места композиций из цветущих и контрастно окрашенных деревьев. Их роль в организации  коммуникационного пространства определяется в зависимости от сложившегося направления  преимущественного перемещения  пешеходов и характера восприятия в движении. Находясь на разном удалении от человека, ускользая и обновляясь по мере движения, характерные природные  компоненты как бы предлагают новый  визуальный стимул для перемещения  в пространстве, снимая часть усталости  от восприятия монотонного ландшафта  жилой застройки.

В интересах  сохранения целостности среды применение приведенных приемов ландшафтного дизайна будет наиболее эффективным  в случае их органичного единства с местом, почвой, архитектурой, другими  компонентами средового дизайна. Поэтому выбор всех элементов предметно-пространственной среды должен быть подчинен идее организации цельного пространства, имеющего определенную глубину, преобладающий цвет, конкретную степень открытости или замкнутости.

Трансформация жилой среды во времени, в том  числе развитие всех видов растительности, не должна отражаться на комфортности коммуникационных пространств. В связи  с этим поддержание определенных размеров стриженого кустарника и почвопокровных растений является обязательным компонентом  содержания и предупреждения их разрушения от неизбежного воздействия пешеходов.

Спектр  возможностей ландшафтного дизайна  достаточно широк, но по мере обращения  к определенной формализации в применении природных материалов, в частности, использованию их характерной геометрии, неизбежно возникает необходимость  в изменении подхода к их поддержанию. При этом речь идет не о каком-либо украшении или декорировании  коммуникационных пространств, а о  придании им индивидуальности, воспринимаемой каждым жителем.

Для сохранения устойчивости среды достаточно важным является создание между жилыми образованиями  и полосами транспортного движения буферных зон, назначение которых, кроме организации транзитного движения пешеходов к жилой среде, может включать размещение мест непродолжительной рекреации вблизи жилища. Находясь на границе транспортного пространства, такие участки требуют применения средств разграничения на поверхности земли и предполагают преимущественное использование газонов и другой растительности в целях поддержания экологического равновесия среды.

В дизайнерском решении мест отдыха в коммуникационном пространстве заключена одна из возможностей достижения образной выразительности  среды, но с их оборудованием связано, в не меньшей степени, и представление о ее комфортности. Отсутствие таких мест с минимальным набором уличной мебели или их полуразрушенное состояние традиционно усиливают ощущение дискомфорта. Целям гуманизации жилых пространств может служить композиционно согласованное и масштабно выверенное размещение скамей современного дизайна с экранами из формованного кустарника, небольшими площадками для игр детей или цветочными фрагментами на поверхности земли. Любое передвижение в подобном пространстве не будет сопряжено с продолжительным поиском места отдыха, а смена графического рисунка покрытия земли, формы и колористики растительности во многом ответят человеческим потребностям в контакте с природным окружением.

Все более  полное осознание необходимости  перехода к цивилизованному решению  вопросов взаимодействия человека и  природы, формирования жизненного пространства людей, означает, что новая жилая  среда не только не может оставаться маловыразительной, но, что не менее  важно, должна превратиться в экологически устойчивую за счет оптимального распределения  компонентов живой природы в  соответствии с изменившимися социальными  и функциональными характеристиками среды.

Движение  к современному ландшафтному дизайну  не относится к числу временных, модных в развитых странах. Оно - часть их национальной культуры, в которой отражается как уважение к каждому из живущих, так и постоянно развивающееся представление о совершенных приемах включения компонентов природы в повседневное окружение.

 

1.3. Проблемы транспорта при решение задач ландшафтной архитектуры жилой зоны

 

Ухудшение среды жизнедеятельности человека констатируется в большинстве крупных  городов мира. Немалая роль в этом принадлежит постоянно расширяющимся  площадям жилой застройки, которая, вопреки ожиданиям, не способствует улучшению экологической ситуации в городе. Постоянно нарастающая  экспансия многоэтажных зданий и  увеличение размеров открытых пространств  жилых образований приводят к  тому, что отдельные благоустроенные  фрагменты в виде хозяйственных, детских игровых и спортивных площадок скорее иллюстрируют нормативные  подходы, количественные характеристики и радиусы доступности, чем реально  отвечают интересам жителей и, тем  более, – соображениям устойчивости среды.

Экология  жилой среды стабильно воспроизводит  лишь устойчивый стереотип первичности  крупномасштабной застройки, зачастую напоминающей бетонные саркофаги без  осмысленного взаимодействия с природным окружением. Под влиянием подобного подхода к жилой застройке цивилизованное представление о том, что комфортность среды проживания складывается из степени удобства самой квартиры и ближайшего окружения дома, постепенно поступается второй составляющей.

Ландшафт  селитебных территорий, относимый специалистами  к категории "агрессивных", подвержен  разрушению в основном за счет воздействия  транспортных средств и неорганизованного  передвижения людей. Экологическиориентированный  ландшафтный дизайн жилой среды  должен способствовать смягчению негативного  воздействия транспорта и гибкой организации жизненных процессов  в усовершенствованной структуре  открытых пространств жилых образований.

Усилия  по развитию ландшафтного дизайна селитебных территорий могут быть эффективными для повышения устойчивости среды  в случае их сосредоточения на решении  вопросов предотвращения стихийного паркирования автомобилей, оптимальной организации транзитных пешеходных направлений (внешние пространства жилых групп) и создания системы дифференцированных пространств для различных видов досуговой деятельности (внутренний контур застройки).

Ландшафтный дизайн жилой среды неизменно  относится к одному из средств  совершенствования ее эстетики, обеспечения  выразительности и разнообразия отдельных фрагментов застройки. Развитие жилых образований в крупных  городах за последние десятилетия  внесло определенные коррективы в представления  о гармоничной среде проживания. В число неотъемлемых составляющих такого представления вошло ландшафтное оформление расположенных вблизи дома автостоянок или встроенных гаражей. Минимизация воздействия транспортных средств на жилое пространство в целях повышения экологической устойчивости среды и ее эстетического совершенствования относится к одному из основных принципов использования ландшафтного дизайна. Создание так называемых бестранспортных пространств в жилых образованиях наиболее полно соответствует этому принципу.

Идея  ландшафтной организации планировочно и визуально обособленных площадей для размещения индивидуального автотранспорта,при всей своей функциональной оправданности, требует определенного разнообразия композиционного решения, что отражается на внешнем облике жилой среды. В то же время, постоянно нарастающая потребность в местах оборудованных автостоянок вблизи жилища уже сейчас делает необходимым принятие мер по использованию имеющихся ресурсов площадей открытых пространств для ландшафтной организации мест размещения автомобилей.

Традиционная  советская практика многоэтажного строительства, как правило, десятилетиями обходила вопросы организации автостоянок в жилой среде, что по мере роста числа автомобилей в крупном городе создало немало проблем с их размещением как для самих владельцев, так и для всех проживающих рядом людей. Понижение этажности новой застройки до трех – пяти этажей могло бы частично снять остроту этой проблемы, но без радикального изменения подхода к использованию ландшафтного дизайна в решении этого вопроса трудно ожидать качественного улучшения эстетического облика жилой среды.

И вопрос заключается не в обеспечении  очередного нормативного количества озеленения, а в рациональном с точки зрения функции и в разнообразном  с позиций эстетики размещении компонентов  живой природы для создания изолированных  участков транспортного назначения вне полос пешеходного движения, во внешнем по отношению к жилой  группе пространстве.

Учитывая, что развитие многих новых районов в городах осуществляется путем их реконструкции, накопленный зарубежный опыт представляется полезным именно с точки зрения оптимального использования открытых пространств жилых образований и их ландшафтной организации. Безусловно, полезен и опыт изменения преобладающей шкалы масштабов современной застройки с адекватным пересмотром подходов к ландшафтному дизайну ее фрагментов.

В современной  зарубежной практике формирования жилой  среды организация автостоянок с использованием ландшафтного дизайна относится к числу наиболее важных задач. Основным путем решения этой задачи становится интенсивное освоение открытых пространств во внешнем контуре жилой группы для создания системы разграниченных стоянок (чаще до 10 машиномест) индивидуального автотранспорта, включая гостевые стоянки.

Одна  из характерных особенностей ландшафтного дизайна таких стоянок заключается  в композиционном разнообразии применяемых  приемов оформления оград из кустарника и размещения рядов деревьев в  качестве средств масштабного и  функционального разграничения  пространства. Растительность в виде экранов позволяет существенно  сократить дискомфорт, испытываемый человеком от постоянного контакта с автомобилем в городской  среде. Максимальное использование возможностей природных материалов для эффективного разграничения пешеходных и транспортных пространств относится к числу основных принципов ландшафтного дизайна жилой среды.

Информация о работе Ландшафтный дизайн как средство повышения качеств жилой среды