Мегаполис как среда жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 17:55, контрольная работа

Краткое описание

Негативное воздействие мегаполиса на здоровье населения начинается еще до рождения: исследования, проведенные по линии Всемирной организации здравоохранения показали, что именно в период зарождения и вынашивания плода будущего человека, когда развитие клеток организма происходит очень быстро, факторы окружающей среды в мегаполисах действуют хотя и не непосредственно, но неумолимо, создавая предпосылки будущих болезней, уродств, неправильного формирования личностных характеристик, а то и угрожая самой жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

КР ЭКОЛОГИЯ 35.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

  МЕГАПОЛИСЫ

 

 

 МЕГАПОЛИС КАК СРЕДА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 

Большие города – это слишком много людей  на маленьком клочке земли. Большие  города – это сложная экономическая, транспортная, энергетическая сеть. Большие  города – одна из характерных особенностей прогресса человечества. Здесь значительно выше производительность труда, лучше используются материальные и духовные ресурсы, активнее развиты культура, наука и образование. Поэтому и растут большие города быстрее других городских поселений, особенно в последнем столетии.

Но есть и  другая сторона медали: как большие  города влияют на природу, на организм человека – жителя таких городов  мегаполисов.

Для начала несколько  цифр. Средняя продолжительность  жизни – это основной показатель, показывающий здоровье населения, – сегодня в столице нашего государства он на два – три года меньше, чем в Будапеште, Софии; на три с половиной – пять лет меньше, чем в Вене, Париже, Стокгольме.

Негативное  воздействие мегаполиса на здоровье населения начинается еще до рождения: исследования, проведенные по линии Всемирной организации здравоохранения показали, что именно в период зарождения и вынашивания плода будущего человека, когда развитие клеток организма происходит очень быстро, факторы окружающей среды в мегаполисах действуют хотя и не непосредственно, но неумолимо, создавая предпосылки будущих болезней, уродств, неправильного формирования личностных характеристик, а то и угрожая самой жизни.

Дело в том, что накопление генетических изменений  в наследственном аппарате под воздействием загрязненной атмосферы может сделать процесс вырождения людей необратимым. Ведь если в какой-либо популяции 30% ее членов приобретут генетические изменения, то популяция может выродится, исчезнуть. Угарный газ и оксиды азота, столь интенсивно выделяемые на первый взгляд невинным голубоватым дымком из глушителя автомобиля или заводской трубы, – вот одна из основных причин наших головных болей, усталости немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ способен воздействовать на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врожденным уродствам, а все вместе эти факторы, включая шум, безжалостно проникающий во все помещения и мешающий нашему производительному труду и отдыху, ведут к стрессам, нервным проявлениям, стремлению к уединению, безразличию даже к самым близким людям – родителям, супругам, а то и детям. Стоит ли после этого удивляться, что в мегаполисе распадается каждый второй брак, в то время как в небольших городах – только третий-четвертый?

В больших городах  также более широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертоническая, болезнь и новообразования.

Но ужасают  не только физические заболевания, вызываемые сложной экологической обстановкой, но и влияние города на душевное состояние жителей. Его законы подчиняют себе образ жизни каждого человека, завладевают его мыслями. Чего стоят одни только ежедневные полуторачасовые поездки на работу и домой. Утро – маленький рассказ о том, как я вижу это.

 

 

 

 УТРО

 

Утро. Моросит. За окном медленно проплывают дома. Поворачивая свои, кое-где и кое-как раскрашенные, фасады оживает город. Тихое, осторожное шуршание шин об асфальт. Не автобус движется по дорогам, а город огромной серой каруселью вращается вокруг него, вокруг полусонной толпы, вокруг россыпей машин... Людской муравейник... Серые облачка теплого дыма, в стороне – коричневые, чуть дальше – зеленоватые. Грязные окна... иллюминаторы... Сквозь них – вечно серое небо...

Утро. Светофор. Двадцать секунд... двадцать семь... тридцать две... Движение. Стон двигателя. Поворот. Сдавленный кашель и треск стекла. Скрип двери. Еще поворот... еще один... Люди вслушиваются... Это те самые люди, которые час назад пили свой чай, которые еще час спустя будут автоматически выполнять привычные, однообразные действия... Это у них называется «работать». Люди, люди, люди, они даже ходят на автопилоте. Они не гуляют, они передвигаются... Скрипит пол. Надтреснутые голоса тормозов. Опять светофор. Зачем? А поедет ли он дальше?... Поедет ли?.. Тяжело. Сегодня – как никогда. Как будто бы все люди разом почувствовали, что не могут не уехать этим автобусом. Стоп. Инстинкт хищника. Предки охотятся за мамонтами, современники – за автобусами. Короткие перебежки. Удивительно, даже выделяется слюна... Инстинкт хищника, инстинкт жертвы, инстинкт выживания. Поднимитесь еще... На ступеньку. Плечом – в дверь. Дальше, выше, больше... Тронулись. Он наклоняется,... наклоняется,... наклоняется... Шепот дрожащим эхом коснулся слуха. Нет, едет... Равновесие. Поворот. Вздох. Скрип. Слушают... Тяжелое дыхание. Мучительно стучит сердце человеческого творения. Создав его на долгую службу, люди рвут теперь его внутренности, увечат и без того разбитое тело, душат дымом и пылью, топят в грязи и солярке. Жри, собака! Утро.

Поворот. Остановка. Начало весны... Выплюнув через развороченные двери ревущую человеческую массу, автобус тяжело вздыхает и выравнивается. Когда конец? Где и в чем смерть? Авария... Скрежет метала, трещины по стеклу, кровь, кровь, кровь... Но только так, чтоб насмерть, чтоб не вернуться... Никуда. Нет, реальность совсем не такая. Вместо легкой, неожиданной смерти – изнурительное ее ожидание. Если зависит жизнь, то зависит и смерть. Рабство...

Неестественный  мир, наигранные чувства, лживые слова... Самоуверенная, заносчивая фальшь. Серый мираж. Иллюзия. Каждому отмеряно свое, своя смертельная доза... Автобусу – ядовитый дым в легкие и пожизненная, нет посмертная каторга. Изо дня в день, из года в год. Сковывающие кандалы маршрута и рытвины на дороге, как удары палача... А человек обречен на беспросветность замкнутого круга... дом – работа, работа – дом. Добровольное, сладковатое рабство. Только изредка жгучая горечь свободы – секундное прозрение, но слепота слишком привычна для среднестатистического человека и он старается скорее опять закрыть глаза. Свобода – удар по ноющей ране, по открытому нерву, тяжелый удар. А некоторым дано жить с этим чувством...

Утро. Хлыстом  – по рубцам на спине. Лопаются вены. По телу прошла судорога. Начало весны...

 

 

 ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

 

Однако вернемся к общему состоянию экологической обстановки, рассмотрим более подробно причины и источники загрязнения окружающей среды.

1) Прежде всего оно связано с промышленными предприятиями. В результате хаотичной промышленной застройки, недостатка экологически чистых технологий агломерации становятся одними из самых загрязненных районов страны. В городах и пригородах размещаются тысячи промышленно-производственных объектов, которые постоянно выбрасывают в атмосферу более 200 вредных веществ, некоторые из них относятся к первому классу опасности: свинец, медь, кадмий, ртуть и др. А улавливается только около 70% выбросов.

Не благополучно и с организацией санитарно-защитных зон: их размеры не выдерживаются  у трети предприятий. В итоге  жители мегаполиса вынуждены жить в экологически неблагополучных условиях. Далее. Ежегодно образуется около 6 миллионов отходов производства, из которых вторично используется немногим более половины, треть вывозится на свалки и полигоны, а остальная часть либо скапливается на каких-то территориях, либо поступает в канализационные или ливневые сети.

Прогнозы показывают, что накопление отходов может  идти быстрее, чем их утилизация, и  тем ухудшить ситуацию.

2) Пищевые отходы и сточные воды предприятий оказывают негативное влияние на реки. Хотя за последние 20 лет построены тысячи очистных сооружений, но что делать с образующимися на них осадками – не решено, и до тех пор они, не обезвреженные, сбрасываются в те же водоемы, канализацию или овраги, загрязняя тем самым почвы, воду и артезианские горизонты.

Могло бы помочь оборотное водоснабжение, но оно  охватывает в мегаполисе только 60% от возможного, что в полтора раза меньше, чем в малых городах. В  итоге в реки сбрасываются в сутки  миллионы кубометров недостаточно очищенных  сточных вод. Такое огромное количество отходов объясняется уровнем технологии: вес промышленной продукции втрое меньше, чем вес полученного сырья и полуфабрикатов. Сами собой напрашиваются основные решения проблемы – вывод из мегаполисов опасных в экологическом отношении промышленных предприятий, по меньшей мере их реконструкция – внедрение современных малоотходных технологий.

3) Другой источник загрязнения, а для нас – основной объект внимания, – автотранспорт. Загрязнение происходит в результате сжигания топлива, а состав выбросов зависит от его вида и качества. Наиболее неблагоприятными режимами работы являются малые скорости и «холостой ход», что очень распространено в больших городах с их сложной сеткой дорог, многочисленными перекрестками и светофорами. Также немаловажно техническое состояние двигателя и его регулировки.

Так как современный  автомобильный транспорт, в большинстве  своем, работает на нефтяном топливе, то продуктами полного сгорания являются углекислый газ, водяной пар и  диоксид серы, при неполном сгорании образуется угарный газ, о вреде которого не стоит напоминать. В общем отработавшие газы двигателя внутреннего сгорания содержат более 200 компонентов, по составу и воздействию на человека их делят на такие группы:

Нетоксичные вещества, то есть компоненты атмосферного воздуха: азот, кислород, водород, углекислый газ, водяной пар. Содержание в выбросах углекислого газа не нормируется, хотя он и имеет особую роль в, так называемом, «парниковом эффекте».

Оксид углерода – угарный газ. Обладает выраженным отравляющим действием, так как способен вступать в реакцию с гемоглобином крови. Нарушает газообмен организма и вызывает кислородное голодание. Зачастую отравлению угарным газом подвергаются водители. В мегаполисах, как среди водителей, так и среди пассажиров, распространено легкое отравление угарным газом, вызывающее пульсацию головных сосудов, потемнение в глазах, повышенное сердцебиение.

Оксиды азота, являющиеся еще более вредными для  человеческого организма, чем угарный  газ. При контакте с влажной поверхностью (слизистыми оболочками глаз, рта, бронхов) образуют азотную кислоту, раздражающую слизистые оболочки и поражающую ткань легких. Человек не улавливает этого воздействия, но в результате может получить хронический бронхит, воспаление слизистой желудочно-кишечного тракта, сердечную недостаточность и нервные расстройства.

Углеводороды  – соединения углерода с водородом. Наиболее многочисленны, в отработавших газах содержится около 160 компонентов. Токсичны и оказывают сильное  влияние на сердечно-сосудистую системы человека, а также являются канцерогенами.

Альдегиды –  вызывают заболевания дыхательных  путей и нервной системы, разрушение слизистых оболочек.

Сажа – не представляет непосредственной опасности  здоровью человека, хотя оседает на легких.

Соединения серы (сернистый газ, сероводород) – могут привести к нарушению углеводного и белкового обменов, снижению окислительных процессов в человеческом организме.

 

 

СВИНЕЦ И  ЕГО СОЕДИНЕНИЯ

 

Обладая большой  способностью к испарению, пары топлив и масел распространяются в воздухе, неся с собой опасность живым организмам, здоровью человека.

Загрязненная  окружающая среда пусть косвенно, но ощутимо влияет на душевное равновесие людей. Растет их раздражительность  и нетерпимость. Это не говоря уже  о пробках на дорогах, автомобильных катастрофах, вызывающих множество конфликтов.

4) Еще одна группа источников ухудшения условий жизни – физические факторы. Так каждого из нас преследует шум, неумолимо проникая повсюду, мешая нашему сну, затрудняет отдых, снижает трудоспособность, способствуя возникновению и распространению заболеваний нервной системы, органов слуха. В условиях акустического дискомфорта в настоящее время проживает каждый житель мегаполиса. Источники шума – промышленные предприятия и различные виды транспорта. Некоторые считают, что производственный и бытовой шум их не беспокоит, однако реакция нервной системы человека на любой шум отрицательна. «Привыкания» к шуму не происходит. Медициной доказано, что физико-биологическая адаптация человека к шуму невозможна. Особенно тяжело переносятся внезапные резкие звуки высокой частоты. Мегаполисы же кишмя кишат сиренами, гудками, сигнализациями.

Шум свыше 80 децибел  вреден для организма. Современные  условия жизни в крупных городах  создают шум, приближающийся к этому  значению. А самый шумный город  мира Рио-де-Жанейро даже превышает  этот уровень. Болевой же порог лежит в пределах 120-130 децибел.

Но можно  ли в большом городе снизить уровень  шума? Можно. С одной стороны, надо строить жилые, да и общественные здания с противошумной изоляцией  стен; при планировке внутренних помещений  выводить комнаты для отдыха и занятий во дворы, а для тех окон, что смотрят на магистрали, предусматривать тройное остекление, – это в два с половиной раза снижает уровень шума.

С другой стороны, трассы автомобильного и рельсового транспорта нужно прокладывать в  тоннелях, озеленять примагистральные территории, а внутриквартальные проезды делать тупиковыми, чтобы исключить постоянное движение транспорта.

5) Немало вреда приносит и вибрация. Наиболее значимые ее источники в городе – линии метрополитена мелкого заложения, трамвайные и железнодорожные пути. Максимальное влияние данных источников регистрируется преимущественно в нижних этажах и полуподвальных помещениях. Вибрация оказывает неблагоприятное влияние на самочувствие людей, состояние нервной системы, сердце и кровеносные сосуды.

6) В больших городах много источников неслышимого инфразвука – компрессорные установки, тормозные системы грузовых автомобилей и поездов, дизель-генераторные установки, воздухозаборные шахты метро, виброплощадки, где уровни инфразвука достигают более 100 децибел, электродвигатели, дизели, газовые турбины, а также много-много других механизмов. Особенность инфразвука в том, что его колебания усиливаются за счет резонанса в тоннелях и помещениях малых объемов и неблагоприятно воздействует на человека, так как при больших амплитудах колебаний входят в резонанс с внутренними органами человека: изменяется частота сердечных сокращений, ритм дыхания, нарушается деятельность нервной системы.

Информация о работе Мегаполис как среда жизни человека