Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование методов прогнозирования состояния окружающей среды в регионе и влияния на этот процесс законодательства РФ.
Задачи курсовой работы:
- изучение методов прогнозирования состояния окружающей среды в регионе;
- рассмотрение зарубежного опыта прогнозирования окружающей среды;
- изучение вопроса о повышении эффективности методов прогнозирован
Введение…………………………………………………………………………..5
1 Теоретические аспекты прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………………………….…......7
1.1 Задачи, цели и принципы прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………………………………..7
1.2 Понятие и сущность методов прогнозирования состояния окружающей среды в регионе……………………………………………………………..….19
2 Государственное регулирование прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………………….…..24
2.1 Законодательное регулирование процедуры прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………24
2.2 Нормативное регулирование прогнозирования состояния окружающей среды в регионе……………………………………………………………….…27
2.3 Административное регулирование прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………..30
2.4 Экономическое регулирование прогнозирования состояния окружающей среды в регионе………………………………………………………………...32
3 Анализ существующих методов прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………………………35
3.1 Процедура проведения прогнозирования состояния окружающей среды в регионе…………………………………………………………………………..35
3.2 Анализ экологических показателей Орловского региона……...................38
4 Совершенствование методов прогнозирования состояния окружающей среды в регионе на основе зарубежного и Российского опыта…………….43
4.1 Зарубежный опыт в совершенствовании прогнозирования состояния окружающей среды на примере США……………………………………….43
4.2 Совершенствование Российского опыта в прогнозировании состояния окружающей среды…………………………………………………………….46
Заключение………………………………………………………………………51
Список использованной литературы………………………………………….53
Приложения……………………………………………………………………..
Особое место среди правовых актов экологического законодательства занимает Закон «Об охране окружающей среды» в новой редакции, который охватывает весь комплекс правовых отношений, возникающих по поводу взаимодействия общества с окружающей средой, и механизмы реализации экологических мероприятий. Этот закон призван обеспечить правовые основы экологической безопасности, природоохранной деятельности, защиту прав человека на благоприятную для его жизни и здоровья среду обитания, определить экологические основы охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений. В законе определена роль высшего законодательного органа государства, Правительства и местных Советов в выработке и реализации экологической политики, изложены основные требования в области охраны окружающей среды, установлена юридическая основа для проведения экологической экспертизы планируемой хозяйственной и иной деятельности, экологического мониторинга, экологического аудита, экологической сертификации, выделения природных охраняемых территорий и экологически неблагополучных территорий, ведения государственного учета в области охраны окружающей среды, выдачи специальных разрешений (лицензий) на осуществление природопользования; предусмотрены создание фондов охраны природы для финансирования мероприятий по защите окружающей среды, установление платежей за природопользование, меры экономического стимулирования, возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде.
Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную и уголовную ответственность с обязательным возмещением вреда, причиненного природной среде[8].
2.2 Нормативное регулирование
прогнозирования состояния
При прогнозировании состояния окружающей среды в регионе, смотрят на установленные государством нормативы загрязнений. При наиболее критическом состоянии окружающей среды, нужно проводить серьезные меры по стабилизации экологии региона, снижению загрязнений и т.д..
Экологическое нормирование представляет собой процесс определения видов, размеров, содержания вредных воздействий на окружающую среду в целом или на отдельные средообразующие элементы, что позволяет гарантировать непричинение вреда жизни и здоровью человека, иным охраняемым правом объектам. Это один из самых сложных и интенсивно развивающихся правовых инструментов охраны окружающей среды.
Целью нормирования является установление предельно допустимых масштабов воздействия на окружающую среду, гарантирующих экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, обеспечивающих рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
Российскую
систему экологических
– нормативы качества окружающей среды;
– нормативы предельно допустимых вредных воздействий на ее состояние;
– нормативы (лимиты) использования природных ресурсов;
– нормативы санитарных и защитных зон.
В числе нормативов качества окружающей среды предусмотрены:
– нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
– нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
– нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видами и группами растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.
Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на состояние окружающей среды – компромисс между экономикой и экологией, вынужденный, но позволяющий и развивать хозяйство, и охранять здоровье человека[7].
Систему нормативов
допустимого воздействия
– нормативы предельно допустимых выбросов веществ и микроорганизмов;
– нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
– нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных, иных физических воздействий);
– нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды;
– нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Список нормативов не является исчерпывающим.
В российском законодательстве система нормативов использования (изъятия) природных ресурсов часто применима и устанавливается с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей самостоятельного восстановления природных ресурсов или возрождения его человеком в целях предупреждения истощения природных ресурсов и нарушения экологического равновесия, а также обеспечения максимальных экономических выгод от использования природного ресурса.
Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются законодательством для охраны источников питьевого водоснабжения, водоемов, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий.
Принцип нормативного качественного состояния окружающей среды. Он положен в основу проведения экологической политики и её финансирования в большинстве развитых странах и достигается путём установления стандартов на загрязнения различного рода. Например, определяется максимально допустимый объём выбросов вредных веществ на единицу оборудования, устанавливаются нормы уменьшения количества выбросов, предельно допустимое содержание вредных веществ и т. п. Акцент делается на законодательные ограничения вредного воздействия, государственное нормирование, контроль и санкции. Законы по охране природы основываются на принципе «загрязнитель платит», который был введен ОЭСР в 1972 г. Он означает, что «загрязнитель должен нести расходы по проведению мер экологического оздоровления по решению властей». Нормативное регулирование служит сегодня основным способом воздействия экологической политики на хозяйственную деятельность, инвестиционную активность, инновационный процесс.
В России система стандартов, инструментов и рычагов регулирования, а также санкции в отношении нарушителей правовых норма определены законом «Об охране окружающей природной среды», который был принят в 1991 г.[7].
2.3 Административное регулирование прогнозирования состояния окружающей среды в регионе
Административно-правовое регулирование (применение мер административного пресечения и юридической ответственности за правонарушения, т. е приостановление, прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы; привлечение к административной ответственности за нарушение законов и причинение вреда природной среде).
Экологическое регулирование - это система активных законодательных, административных и экономических мер и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природопользователей.
В настоящее время в области охраны окружающей среды сложился своеобразный симбиоз из административных и рыночных механизмов( так называемый смешанный механизм). Сейчас в мире в этой области насчитывается свыше 80 различных экономических инструментов, включающих мониторинг окружающей среды, управление процессами природопользования, финансирование и стимулирование природоохранной деятельности.
Механизм экологического
регулирования должен представлять
целостную совокупность методов
и инструментов управления природопользованием.
В свою очередь, механизм управления
природопользованием
Административно-контрольные инструменты экологического регулирования включают:
- природоохранное
- совокупность экологических стандартов и нормативов;
- систему лицензирования хозяйственной деятельности;
- методы и инструменты
прогнозирования, планирования
программ природоохранной деятельности.
К административно-контрольному блоку относятся также так называемые «мягкие» инструменты:
- экологический мониторинг;
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза проектов;
- экологический аудит;
- экологическая сертификация (маркировка);
- добровольные согласования
между органами экологического
контроля и
Экономическими рычагами могут быть:
- система экономических
инструментов природоохранной
- система финансирования природоохранных мероприятий;
- платность природопользования;
-ценообразование с учетом
экологического фактора на
- создание рынка природных ресурсов;
- экологическое страхование;
- экологическая экспертиза проектов;
- лицензирование
- создание механизма реализации государственных и региональных экологических программ.
Все эти направления связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике[8].
2.4 Экономическое регулирование
прогнозирования состояния
Государственное экономическое стимулированию и поддержка природоохранной деятельности частного сектора (косвенные субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, ускоренная амортизация экологически чистой техники, налоговые льготы, создание бюджетных и внебюджетных экологических фондов)
Следует отметить, что сам механизм природопользования должен носить рыночный характер, однако основные его параметры (ставки, нормативы, цены на продукцию монополистов и т.п.), т.е. «правила игры», устанавливаются государством.
Система экономических инструментов природоохранной деятельности включает в себя:
- налоговую политику;
-субсидии и льготное кредитование;
-ускоренную амортизацию
фондов природоохранного
-продажу прав на загрязнение;
-использование принципа «залог—возврат»;
-штрафы;
-платежи за загрязнение и размещение отходов.
Роль экономических методов заключается в создании механизмов управления, стимулирующих деятельность в сфере охраны окружающей среды и поиск путей минимизации экономических затрат, которое понесет общество ради достижения желаемого состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.
Рассмотрим подробнее различные методы государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
Рассмотрим более подробно
некоторые экономические
Одним из таких методов является система отчислений, платежей, налогов, субсидий на защиту окружающей среды. С помощью данной системы государство может побуждать хозяйствующие субъекты учитывать в расчётах не только частные, но и общественные затраты на производство и потребление товаров. Для экологической эффективности сумма отчислений или субсидий должна определяться, исходя из затрат на предотвращение ущерба. Каждый хозяйствующий субъект в рамках заданной экологической нормы может решать для себя дилемму: не загрязнять окружающую среду или платить за загрязнение (загрязнять окружающую среду или получать субсидии), выбирая для себя оптимальный вариант. У производителя появляется постоянный стимул для поиска новых возможностей снижения затрат на предотвращение выбросов. В результате затраты народного хозяйства на охрану окружающей среды в целом сводятся к минимуму.
Большие перспективы имеет развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Одним из важнейших принципов такого рынка является право на продажу различного рода выбросов и сбросов. Каждое предприятие решает для себя, что выгоднее – тратить деньги на мероприятия по предотвращению выбросов или приобрести право на использование окружающей среды. Это право передаётся от государства частным лицам на использование окружающей среды в форме сертификатов (лицензий). Сертификаты продаются и покупаются подобно ценным бумагам на специальном рынке. Цена на них регулируется в соответствии с законами рынка[8].
3. Анализ существующих
методов прогнозирования
3.1 Процедура проведения прогнозирования состояния окружающей среды в регионе
Информация о работе Методы прогнозирования состояния окружающей среды