Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:54, реферат
Много позднее, уже в XX веке, в науке возник термин мониторинг для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и времени. Рациональное природопользование предполагает управление природными процессами, а чтобы управление было достаточно эффективным, необходимо иметь данные о динамических свойствах этих объектов, их изменении в результате антропогенного воздействия, предвидеть последствия вмешательства человека в ход естественных процессов. Эта информация нужна и в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах - для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы.
Введение……………………………………………………………………………………...3
Мониторинг окружающей среды. Экологический мониторинг…………….…………...4
Мониторинг геологических систем. Эколого-геологический мониторинг…………….5
Глобальная система мониторинга окружающей среды…………………………………..8
Единая государственная система экологического мониторинга ………………..……..10
Правовая, нормативная и экономическая база……………………………………….......15
Заключение………………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………
· региональном (проявление проблем миграции и трансформации
загрязняющих веществ,
совместного воздействия
для экономики региона);
· фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая
хозяйственная деятельность).
При движении экологической информации от локального уровня (город, район,
зона влияния промышленного объекта и т. д.) к федеральному масштаб
картоосновы, на которую эта информация наносится, увеличивается,
следовательно, меняется разрешающая способность информационных портретов
экологической обстановки на разных иерархических уровнях экологического
мониторинга. Так, на локальном уровне экологического мониторинга в
информационном портрете должны присутствовать все источники эмиссий
(вентиляционные трубы
промышленных предприятий,
На региональном уровне близко расположенные источники воздействия «сливаются»
в один групповой источник. В результате этого на региональном информационном
портрете небольшой город с несколькими десятками эмиссии выглядит как один
локальный источник, параметры которого определяются по данным мониторинга
источников.
На федеральном уровне экологического мониторинга наблюдается еще большее
обобщение пространственно распределенной информации. В качестве локальных
источников эмиссии на этом уровне могут играть роль промышленные районы,
достаточно крупные территориальные образования. При переходе от одного
иерархического уровня к другому обобщается не только информация об источниках
эмиссии, но и другие данные, характеризующие экологическую обстановку.
При разработке проекта экологического мониторинга необходима следующая
информация:
·
источники поступления
среду — выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными,
энергетическими, транспортными и другими объектами; сбросы сточных вод в
водные объекты; поверхностные смывы загрязняющих и биогенных веществ в
поверхностные воды суши и моря; внесение на земную поверхность и (или) в
почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с удобрениями и
ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения и
складирования промышленных и коммунальных отходов; техногенные аварии,
приводящие к выбросу в атмосферу опасных веществ и (или) разливу жидких
загрязняющих и опасных веществ и т. д.;
· переносы загрязняющих веществ — процессы атмосферного переноса;
процессы переноса и миграции в водной среде;
· процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих
веществ — миграция загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня
грунтовых вод; миграция загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому
сопряжению с учетом геохимических барьеров и биохимических круговоротов;
биохимический круговорот и т. д.;
· данные о состоянии антропогенных источников эмиссии — мощность
источника эмиссии и месторасположение его, гидродинамические условия
поступления эмиссии в окружающую среду.
В зоне влияния источников эмиссии организуется систематическое наблюдение за
следующими объектами и параметрами окружающей природной среды.
1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой и аэрозольной
фазы воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и
радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.
2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав среды поверхностных вод
(реки, озера, водохранилища и т. д.), грунтовых вод, взвесей и данных
отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение
поверхностных и грунтовых вод.
3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.
4. Биота:
химическое и радиоактивное
угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ,
домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.
5. Урбанизованная
среда: химический и
населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов питания,
питьевой воды и т. д.
6. Население: характерные демографические параметры (численность и
плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав,
заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-
экономические факторы.
Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства
наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния
поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической
среды и наземных экосистем.
Наблюдение в рамках этого вида мониторинга проводятся без учета конкретных
источников эмиссии и не связаны с зонами их влияния. Основной принцип
организации — природно-экосистемный.
Целями наблюдений, проводимых в рамках мониторинга природных сред и
экосистем, являются:
· оценка состояния и функциональной целостности среды обитания и
экосистем;
· выявление изменений природных условий в результате антропогенной
деятельности на территории;
· исследование изменений экологического климата (многолетнего
экологического состояния) территорий.
Единая государственная система экологического мониторинга
В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной
системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
· мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
· мониторинг
загрязнения абиотического
среды;
· мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;
· социально-гигиенический мониторинг;
· обеспечение создания и функционирования экологических информационных
систем.
При этом распределение функций между центральными органами федеральной
исполнительной власти осуществляется следующим образом.
Госкомэкологии (бывш. Минприроды России):
Обязанности специально уполномоченного государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды установлены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года (поправки - 21 февраля 1992). Конкретный статус органа (министерство или госкомитет) законом не установлен.
Министерство создано под этим названием 30 сентября 1992. Предшествующие структуры: Госкомитет РСФСР по охране природы (1988-14 июля 1990), Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию (14 июля 1990 года - 30 июля 1991), Министерство экологии и природопользования РСФСР (30 июля - 28 ноября 1991), Министерство экологии и природных ресурсов (28 ноября 1991 - 30 сентября 1992) .
Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации стала таковой 18 января 1995 в результате внесения изменения в Положение о Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. Имеет представительства во многих субъектах Федерации.
1 марта 1997 распоряжением Правительства установлено, что Федеральный экологический фонд в связи с упразднением минэкологии переходит в ведение Госкомэкологии.
Положение о Госкомэкологии утверждено постановлением Правительства N643 от 26 мая 1997. Госкомэкология "является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу". В Госкомэкологии создаются научно-технический совет, совет государственной экологической экспертизы, совет уполномоченных представителей региональных объединений территориальных природоохранных органов.
22 октября 1997 постановлением Правительства 1344 внесены изменения в Положение о должностных лицах Минприроды, осуществляющих экологический контроль. Установлено, что Главным государственным инспекторм по охране природы является председатель Госкомэкологии.
Председатель: ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН Виктор Иванович. Назначен 23 августа 1996 (возглавляет экологические ведомства под разным названием с 10 ноября 1991)
- координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры
(кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических
информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами
банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их
использовании.
Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы,
поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического
пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга
состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования
ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной
среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной
среды.
Роскомзем: мониторинг земель.
Министерство природных ресурсов (включая бывш. Роскомнедра и
Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных
вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг
водной среды
сточных вод.
Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.
Рослесхоз: мониторинг лесов.
Роскартография: осуществление топографо-геодезического и
картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных
карт и геоинформационных систем.
Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования
подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов
недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения
промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома
России).
Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды
обитания на состоянием здоровья населения.
Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и
источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами
и системами военной техники двойного применения.
Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в
районах Арктики и Крайнего Севера.
Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывают разработку и
использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки
рекомендаций и управляющего
воздействия в природно-