Мониторинг эколого-геологических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

Много позднее, уже в XX веке, в науке возник термин мониторинг для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и времени. Рациональное природопользование предполагает управление природными процессами, а чтобы управление было достаточно эффективным, необходимо иметь данные о динамических свойствах этих объектов, их изменении в результате антропогенного воздействия, предвидеть последствия вмешательства человека в ход естественных процессов. Эта информация нужна и в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах - для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………...3
Мониторинг окружающей среды. Экологический мониторинг…………….…………...4
Мониторинг геологических систем. Эколого-геологический мониторинг…………….5
Глобальная система мониторинга окружающей среды…………………………………..8
Единая государственная система экологического мониторинга ………………..……..10
Правовая, нормативная и экономическая база……………………………………….......15
Заключение………………………………………………………………………………….20
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Мониторинг1.doc

— 818.00 Кб (Скачать файл)

·        региональном (проявление проблем миграции и трансформации

загрязняющих веществ, совместного воздействия различных  факторов, характерных

для экономики региона);

·        фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая

хозяйственная деятельность).

При движении экологической  информации от локального уровня (город, район,

зона влияния промышленного  объекта и т. д.) к федеральному масштаб

картоосновы, на которую  эта информация наносится, увеличивается,

следовательно, меняется разрешающая способность информационных портретов

экологической обстановки на разных иерархических уровнях  экологического

мониторинга. Так, на локальном  уровне экологического мониторинга  в

информационном портрете должны присутствовать все источники эмиссий

(вентиляционные трубы  промышленных предприятий, выпуски  сточных вод т. д.).

На региональном уровне близко расположенные источники  воздействия «сливаются»

в один групповой источник. В результате этого на региональном информационном

портрете небольшой город с несколькими десятками эмиссии выглядит как один

локальный источник, параметры  которого определяются по данным мониторинга

источников.

На федеральном уровне экологического мониторинга наблюдается  еще большее

обобщение пространственно распределенной информации. В качестве локальных

источников эмиссии  на этом уровне могут играть роль промышленные районы,

достаточно крупные  территориальные образования. При  переходе от одного

иерархического уровня к другому обобщается не только информация об источниках

эмиссии, но и другие данные, характеризующие экологическую  обстановку.

При разработке проекта  экологического мониторинга необходима следующая

информация:

·        источники поступления загрязняющих веществ в окружающую природную

среду — выбросы загрязняющих веществ в атмосферу промышленными,

энергетическими, транспортными  и другими объектами; сбросы сточных  вод в

водные объекты; поверхностные  смывы загрязняющих и биогенных  веществ в

поверхностные воды суши и моря; внесение на земную поверхность и (или) в

почвенный слой загрязняющих и биогенных веществ вместе с  удобрениями и

ядохимикатами при сельскохозяйственной деятельности; места захоронения  и

складирования промышленных и коммунальных отходов; техногенные  аварии,

приводящие к выбросу  в атмосферу опасных веществ и (или) разливу жидких

загрязняющих и опасных  веществ и т. д.;

·        переносы загрязняющих веществ —  процессы атмосферного переноса;

процессы переноса и  миграции в водной среде;

·        процессы ландшафтно-геохимического перераспределения загрязняющих

веществ — миграция загрязняющих веществ по почвенному профилю до уровня

грунтовых вод; миграция загрязняющих веществ по ландшафтно-геохимическому

сопряжению с учетом геохимических барьеров и биохимических  круговоротов;

биохимический круговорот и т. д.;

·        данные о состоянии антропогенных  источников эмиссии — мощность

источника эмиссии и  месторасположение его, гидродинамические  условия

поступления эмиссии  в окружающую среду.

В зоне влияния источников эмиссии организуется систематическое наблюдение за

следующими объектами  и параметрами окружающей природной  среды.

1.     Атмосфера:  химический и радионуклидный  состав газовой и аэрозольной

фазы воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и

радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.

2.     Гидросфера: химический и радионуклидный  состав среды поверхностных вод

(реки, озера, водохранилища  и т. д.), грунтовых вод, взвесей  и данных

отложений в природных  водостоках и водоемах; тепловое загрязнение

поверхностных и грунтовых  вод.

3.     Почва:  химический и радионуклидный  состав деятельного слоя почвы.

4.     Биота:  химическое и радиоактивное загрязнение  сельскохозяйственных

угодий, растительного  покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ,

домашних и диких  животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.

5.     Урбанизованная  среда: химический и радиационный  фон воздушной среды

населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов  питания,

питьевой воды и т. д.

6.     Население: характерные демографические параметры (численность и

плотность населения, рождаемость  и смертность, возрастной состав,

заболеваемость, уровень  врожденных уродств и аномалий); социально-

экономические факторы.

Системы мониторинга  природных сред и экосистем включают в себя средства

наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния

поверхностных вод и  водных экосистем, экологического состояния  геологической

среды и наземных экосистем.

Наблюдение в рамках этого вида мониторинга проводятся без учета конкретных

источников эмиссии  и не связаны с зонами их влияния. Основной принцип

организации — природно-экосистемный.

Целями наблюдений, проводимых в рамках мониторинга природных  сред и

экосистем, являются:

·        оценка состояния и функциональной целостности среды обитания и

экосистем;

·        выявление изменений природных  условий в результате антропогенной

деятельности на территории;

·        исследование изменений экологического климата (многолетнего

экологического состояния) территорий.

 

Единая государственная  система экологического мониторинга       

 

       В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной

системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

ЕГСЭМ включает в себя следующие  основные компоненты:

·        мониторинг источников антропогенного воздействия  на окружающую среду;

·        мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной

среды;

·        мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;

·        социально-гигиенический  мониторинг;

·        обеспечение  создания и функционирования экологических  информационных

систем.

При этом распределение функций  между центральными органами федеральной

исполнительной власти осуществляется следующим образом.

Госкомэкологии (бывш. Минприроды России):

          Обязанности специально уполномоченного государственного органа РФ в области охраны окружающей природной среды установлены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 года (поправки - 21 февраля 1992). Конкретный статус органа (министерство или госкомитет) законом не установлен.

Министерство создано под этим названием 30 сентября 1992. Предшествующие структуры: Госкомитет РСФСР по охране природы (1988-14 июля 1990), Государственный комитет РСФСР по экологии и природопользованию (14 июля 1990 года - 30 июля 1991), Министерство экологии и природопользования РСФСР (30 июля - 28 ноября 1991), Министерство экологии и природных ресурсов (28 ноября 1991 - 30 сентября 1992) .

         Государственная инспекция по маломерным судам Российской Федерации Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации стала таковой 18 января 1995 в результате внесения изменения в Положение о Государственной инспекции по маломерным судам РСФСР Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. Имеет представительства во многих субъектах Федерации.

          1 марта 1997 распоряжением Правительства установлено, что Федеральный экологический фонд в связи с упразднением минэкологии переходит в ведение Госкомэкологии.

        Положение о Госкомэкологии утверждено постановлением Правительства N643 от 26 мая 1997. Госкомэкология "является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия, а также осуществляющим государственный экологический контроль и государственную экологическую экспертизу". В Госкомэкологии создаются научно-технический совет, совет государственной экологической экспертизы, совет уполномоченных представителей региональных объединений территориальных природоохранных органов.

        22 октября 1997 постановлением Правительства 1344 внесены изменения в Положение о должностных лицах Минприроды, осуществляющих экологический контроль. Установлено, что Главным государственным инспекторм по охране природы является председатель Госкомэкологии.

Председатель: ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН Виктор Иванович. Назначен 23 августа 1996 (возглавляет экологические ведомства под разным названием с 10 ноября 1991)

- координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры

(кроме лесов); обеспечение  создания и функционирования  экологических

информационных систем; ведение с заинтересованными  министерствами и ведомствами

банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их

использовании.

     Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы,

поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического

пространства, в том  числе комплексного фонового и космического мониторинга

состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования

ведомственных подсистем  фонового мониторинга загрязнения  окружающей природной

среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной

среды.

     Роскомзем: мониторинг земель.

     Министерство природных ресурсов (включая бывш. Роскомнедра и

Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных

вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг

водной среды водохозяйственных  систем и сооружений в местах водосбора и сброса

сточных вод.

     Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.

     Рослесхоз: мониторинг лесов.

     Роскартография: осуществление топографо-геодезического и

картографического обеспечения  ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных

карт и геоинформационных  систем.

     Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования

подсистем мониторинга  геологической среды, связанных  с использованием ресурсов

недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения

промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома

России).

     Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды

обитания на состоянием здоровья населения.

     Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и

источников воздействия  на нее на военных объектах; обеспечение  ЕГСЭМ средствами

и системами военной  техники двойного применения.

     Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в

районах Арктики и  Крайнего Севера.

Технологии единого  экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывают разработку и

использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки

рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной  сфере,

Информация о работе Мониторинг эколого-геологических систем