Ноосфера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:25, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является рассмотрение понятия «ноосфера» и исследователей данной области.
Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
Раскрыть понятие «ноосфера».
Проследить возникновение понятия «ноосфера».
Рассмотреть взгляды различных исследователей на данную категорию.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 40.69 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 В первой четверти  ХХ века знания о разумной  жизни породили идею ноосферного развития, и появился термин ноосфера. Ближе к середине века В.И.Вернадский заложил основы естественноисторической концепции земной ноосферы  как эпохи развития общества на Земле с перестройкой ее биосферы коренным образом (в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого1)

В данной работе рассматривается  тема ноосферы и концепции, затрагивающие  это понятие. Сегодня тема ноосферы обратила на себя внимание многих людей  и является предметом их обсуждения, что показывает ее актуальность.

Целью данного реферата является рассмотрение понятия «ноосфера» и  исследователей данной области.

Исходя из цели, можно  определить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие «ноосфера».
  2. Проследить возникновение понятия «ноосфера».
  3. Рассмотреть взгляды различных исследователей на данную категорию.

Проблемы «ноосфера» в  своих работах касались такие  исследователи как: Э. Леруа, П. Тейяр, В.И. Вернадский.

 

1 Понятие ноосферы

 

«Ноосфера» – центральная  категория социальной экологии.  Она выражает основную идею социальной экологии, предлагая  идеальный проект, способ разрешения современных противоречий  между  обществом  и  природой. В понятии «ноосфера» выражается фундаментальная  закономерность  естественноисторического развития человечества, отчетливо обнаруживающаяся в современных условиях.

Ноосфера, это развивающаяся  на основе прогрессирующего человеческого  разума сфера  взаимосвязей общества с природой2.   Слово «ноосфера» происходит от греческого «ноос» и буквально означает сферу разума.

 Ноосфера – закономерный  этап развития биосферы, на котором  решающим условием ее сохранения  и развития  становится разумная  деятельность человека, основанная  на знаниях законов экологии.

Основные причины возникновения  ноосферы:

  • превращение человечества в мощную геологическую силу, способную к радикальному глобальному преобразованию биосферы;
  • обнаружившееся  резкое противоречие между глобальным характером человеческой деятельности и локальным характером его мышления, ограниченно целесообразным и даже иррациональным характером его деятельности по отношению к биосфере в целом.

Этапы развития ноосферы:

   1) 40 тыс. лет назад - появился человек разумный;

  2) переход к производящей экономике – человек использовал «хитрость» своего  разума  для выхода за  пределы продуктивности  биосферы за счет  упрощения природных комплексов;

 3) благодаря своему разуму человек перешел к активному преобразованию вещества природы на основе индустриального производства;

        4) развитие интеллектуальных способностей человека и умений применять их в производстве посредством техники привело к превращению науки в мощную производительную силу,  возникновению НТП и современной НТР.

Человеческая деятельность интенсивно и экстенсивно выходит  за пределы биосферы. И если вначале  биосфера была «колыбелью» человечества, затем его «домом», то теперь биосфера как бы располагается во внутреннем пространстве всеобъемлющей человеческой деятельности и становится самым  главным «внутренним органом» мирового сообщества, к которому оно, дабы сохранить  свою жизнь, должно относиться также, как  к своим жизненно  важным органам;

5) на основе познания  законов биосферы, экологических  и социально-экологических законов  человек оптимизирует и гармонизирует  свои отношения с природой. Человеческая  деятельность становится действительно  разумной – глобально рациональной. Разумность человеческой деятельности  сообразуется с масштабами его  деятельности.

 Функции ноосферы:

  •   помочь биосфере  посредством разумной человеческой деятельности в восстановлении и развитии  ее  адаптивных и продуктивных способностей;
  •   Обеспечить согласование деятельности людей с  законами биосферы,  экологии  и социальной экологии, без  чего   невозможно   развитие   адаптивных  и  продуктивных   способностей  биосферы, ее сохранение  и  дальнейшее  развитие.

Таким образом, ноосферу можно  буквально назвать сферой разума. Свое развитие ноосфера начала с появления  человека разумного и продолжает до сих пор.

 

 

2 Учение о ноосфере  и ее творцы

2.1 Возникновение учения о ноосфере. Э. Леруа

 

Учение о ноосфере возникло в рамках космизма - философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира. В научный оборот понятие «ноосфера» введено французским исследователем, другом Тейяра де Шардена, Э. Леруа под влиянием прослушанных им лекций В.И. Вернадского3. В них была высказана мысль о существовании в биосфере великой геологической космической силы, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе. Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного. Эдуард Леруа неоднократно утверждал, что к идее ноосферы он пришел совместно со своим другом – Пьером Тейяром де Шарденом. 4По мнению Леруа, ноосфера – это мыслящая оболочка, формируемая человеческим сознанием.

Сегодня деятельность человека достигла глобальных масштабов воздействия  на биосферу. Человечеству для своего дальнейшего существования необходимо заботиться о сохранении окружающей среды. Для этого требуются обширные знания в области экологии и широкое  применение их в практической жизни.

Используя терминологию Э. Леруа, подобное состояние биосферы, в котором  человечество играет роль управляющей  подсистемы, реализующей программу (стратегию) по обеспечению дальнейшего  развития общества, В.И. Вернадский назвал ноосферой. В конце 1944 г. в своей  последней статье В.И. Вернадский подчеркивал, что человечество уже вступает в  эпоху ноосферы.

Радикальное изменение массового  сознания, пораженного вирусом потребительства, возможно только при условии, если место  ценностей, признанных обществом потребления в качестве единственно реальных, займут ценности иные. Содержательным ядром этого состава сегодня становится идеология и практика ноосферного развития.

Э. Леруа выдвигал важнейшие  положения учения о ноосфере:

  • во-первых, биосфера существовала до появления на Земле человека и может существовать и без него. Но человек вне биосферы существовать не может. Значит, обеспечение эволюции биосферы и общества требует от человечества известной регламентации в своих действиях, определенных ограничений;
  • во-вторых, развитие науки, обусловленное и определяемое уровнем человеческого разума, помогает человеку господствовать на планете и использовать ее предусмотрительно, без ущерба для природы и людей; в противном случае он может использовать свой интеллект и свой труд для самоистребления.

Соответственно, ноосфера - это оболочка Земли в виде обработанных людьми природных объектов, а также  созданных человеческим мозгом и  руками предметов, орудий, т.е. то, что  создано разумом и трудом человека. Таким образом, ноосфера связана  с разумной деятельностью человека, формирующей его ноосферное сознание.

Ноосферное сознание - это  осознание человеком своей принадлежности ко всему человеческом роду, ответственности  перед всеми предками и потомками. Ноосферный человек - это тот, кто  чувствами и разумом воспринимает себя органической частицей бессмертной  жизни, воплощенной в человечестве. Отсюда особая ответственность человека перед человечеством. Такой подход к исследуемой проблеме выражает высшую степень разумности человека.

Таким образом, возникновение  понятия «ноосфера» можно связать  с именем Э. Леруа. Идея состояла в  том, что ноосфера – это некий  этап эволюции Земли, когда возникает  «человек разумный».

 

2.2 Идея ноосферы Пьера Тейяра де Шардена

 

Идеи известнейшего и  гениального французского естествоиспытателя, философа и теолога Пьера Тейяра де Шардена (1881–1955) по-прежнему продолжают оказывать глубочайшее влияние  на современную духовную жизнь, вызывая  неутихающие споры и дискуссии. Важнейшей чертой творчества П.Тейяра де Шардена являлся глубокий синтез научных и теологических идей.

Он пытался объединить современное понимание природы  с христианской традицией, что особенно ярко отразилось в его главном  произведении «Феномен человека». Мир  рассматривался П. Тейяром де Шарденом как глобальный эволюционный процесс  «расширяющейся Вселенной», когда в  момент глобального взрыва из первовещества  путем непредсказуемой трансформации  образуются устойчивые элементарные единицы  материи. В этом первичном процессе формирования Земли П. Тейяр де Шарден выделил две стороны – внешнюю  и внутреннюю, назвав основную структуру: «барисфера, литосфера, гидросфера, атмосфера, стратосфера»5.

Понятие ноосферы – главное  и наиболее употребляемое в «Феномене  человека». В отличие от В.И. Вернадского  ноосфера у П. Тейяра де Шардена –  это сфера духа, устремленного  к совершенству, в основе процесса – скрытые творческие силы, разворачивающиеся  постепенно в ходе развития и достигающие  в лице человека критической точки, за которой начинается объединение  в высший Синтез. Вся материя для  П. Тейяра де Шардена имела сакральное качество, Вселенная находится на пути «христификации». Для мыслителя  нет сомнения в том, что «дух ткет и развертывает покров ноосферы»6. Человек является совершенным результатом эволюции, но это не завершение ее, а продолжение совершенствования мира, который несовершенен.

Дальнейший прогресс науки, техники, государственности, права, искусства  и прочего ведет все человечество, по словам ученого, «в сферу новых  измерений», в Сверхжизнь. Конечная вершина прогресса – «точка Омега», олицетворением которой выступает  Христос. Будущее эволюции направлено в сторону дальнейшей социализации, гуманизации и спиритуализации  человечества.

Достижение «точки Омеги» подготавливается долгим процессом  развития всех людей в рамках ноосферы. Вначале – это процесс персонализации, под которым П. Тейяр де Шарден понимал все возрастающее усиление значения отдельных личностей; а  затем – унификации, создание всеобщего  – образование крупных коллективов  людей (например, цивилизации). В словарях можно обнаружить развернутое определение ноосферы как высшей ступени «интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Это означает, что человек должен взять на себя всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя7».

В ноосфере гармонизируется общность сознаний индивидов. В результате это ведет к зарождению планетарного сверхсознания единой мыслящей оболочки – духа Земли. Дух же, в понимании Тейяра де Шардена есть, в сущности, способность к синтезу и организации8. Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и религиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувствами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как единоцельной системы. Стремление уяснить диалектику «всеединства», охватывающего явления сущего, сопряжены у него со стремлением найти Бога, как бы растворенного в мире и проникающего во все «поры» сущего мощью своего абсолютного смысла: духовное начало, пронизывая мир, направляет его развитие.

Для своего анализа Тейяр  де Шарден использовал термин «энергия», которую мыслил как неотъемлемое свойство материи, задающее импульс  эволюции Космоса. Человек, концентрирующий  в себе психическую энергию, творит ноосферу.

Таким образом, воззрения Тейяра де Шардена исполнены гуманистически-христианской направленностью. Он призывал к единению всех народов, единению науки и религии, а также мистики в качестве защиты от всех бедствий в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Биосферно - ноосферная концепция В.И. Вернадского

 

Биосферно - ноосферную концепцию В.И. Вернадского по праву можно назвать программой действий всего человечества. Биосфера, по его мнению, есть саморегулируемый организм, поддерживающий свое существование благодаря биогенно направленному геологическому процессу и биологической эволюции на нашей планете. В большинстве случаев понятие геологический процесс не расшифровывается. Во всяком случае, на него ссылаются и утверждают, что он определяет развитие биосферы и человеческой цивилизации. В.И. Вернадского с полным основанием следует считать одним из родоначальников понятия ноосферы как сферы разума. Это понятие было предложено Э. Леруа и Т. де Шарденом. В.И. Вернадский принял это понятие и писал: «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу9».

Биосферно - ноосферная концепция В.И. Вернадского приобретает все большее признание в мире и со стороны ученых, и со стороны государственных и политических деятелей, и со стороны все большего количества простых людей. Одни ученые считают главными факторами становления и развития ноосферы стихийные, естественные, природные, геоцентрические процессы. Человек здесь не только часть природы, но и ее порождение. Он не управляет развитием ноосферы, а только участвует в ее эволюции. Другие делают акцент на усиливающуюся и постоянно растущую роль человека в преобразовании биосферы в ноосферу, на антропоцентрическом факторе ее возникновения и развития.

Информация о работе Ноосфера