Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 13:32, контрольная работа
До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично , стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно.
1.1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны
1.2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды
2. Инженерная охрана окружающей природной среды
2.1. Природоохранная деятельность предприятий
2.2. Виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений
3. Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды
3.1. Система стандартов и нормативов
3.2. Закон на страже природы
К физико-химическим методам относят флотацию, ионный обмен, адсорбцию, кристаллизацию, дезодорацию и т. д. Биологические методы считаются основными для обезвреживания сточных вод от органических примесей, которые окисляются микроорганизмами, что предполагает достаточное количество кислорода в воде. Эти аэробные процессы могут протекать как в естественных условиях — на полях орошения при фильтрации, так и в искусственных сооружениях — аэротенках и
биофильтрах.
Производственные сточные воды,
не поддающиеся очистке
методами, подвергают термическому обезвреживанию, т. е. сжиганию, или закачке
в глубинные скважины (в результате чего возникает опасность загрязнения подземных вод). Указанные методы осуществляются в локальных (цеховых), общезаводских, районных или городских системах очистки.
Для обеззараживания сточных вод от микробов, содержащихся в бытовых, особенно
в фекальных, стоках, применяется хлорирование в специальных отстойниках.
После того как решетки и прочие приспособления освободили воду от минеральных
примесей, микроорганизмы, содержащиеся в так называемом активном иле,
«съедают» органические загрязнения, т. е. процесс очистки обычно проходит
несколько ступеней. Однако и после этого степень очистки не превышает 95%, т.
е. полностью устранить
Одной из важнейших проблем охраны окружающей среды является проблема сбора,удаления и ликвидации или утилизации твердых производственных отходов' и бытового мусора, которого приходится от 300 до 500 кг в год на душу населения. Она решается путем организации свалок, переработки мусора на компосты с последующим использованием в качестве органических удобрений или в биологическое топливо (биогаз), а также сжигания на специальных заводах.
Специально оборудованные
Под складирование более 50 млрд. т накопленных в России отходов занято 250
тыс. га земельных угодий.
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
§ 1. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ И
Одной из важнейших составных частей
природоохранительного
является система
обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации
принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентироваться
предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение
стандартов влечет за собой юридическую ответственность.
Под стандартизацией понимается установление единого и обязательного для всех
объектов данного уровня системы управления норм и требований. Стандарты могут
быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводскими. Системе
стандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает
несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами. Например, 17.1
означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 — «Охрана природы.
Атмосфера» и т. д. Этот стандарт регулирует различные стороны деятельности
предприятий по защите водных и воздушных ресурсов, вплоть до требований к
аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.
Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей
среды — предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных
средах.
ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности и
действует на территории всей страны.
В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует
сохранения качества среды на достаточно высоком уровне хотя бы потому, что
влияние многих веществ в перспективе и при взаимодействии друг с другом еще
слабо изучено.
На основе ПДК разрабатываются научно-технические нормативы предельно
допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в
водный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого
источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на
окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению
ПДК.
Из-за того что количество и мощность источников загрязнения меняются с
развитием производительных сил района, приходится периодически
пересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов
природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом
необходимости соблюдения этих нормативов.
К сожалению, в настоящее время многие предприятия в силу технических и
экономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие
такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения в
результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным
причинам.
• Кроме чистой окружающей среды, человеку для нормальной жизни нужно есть,
одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи, производство
пленок и электроэнергии для которых является весьма «грязным». Наконец,
нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего
реконструировать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они
перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в полном объеме выделить
средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное
оборудование, да и сам процесс
реконструкции стоят очень
Поэтому таким предприятиям могут быть установлены временные нормативы, так
называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенное
сверх нормы загрязнение окружающей среды в течение строго определенного
срока, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов
природоохранных мероприятий.
От того, укладывается или нет предприятие в установленные ему нормативы и в
какие именно — ПДВ, ПДС или только в ВСВ,— зависят размер и источники платы
за загрязнение окружающей среды.
§ 2. ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ
Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рационализацию
природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания
природоохранительного законодательства и контроля за его соблюдением.
Природоохранительное
юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует
природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных
богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.
Для обеспечения возможности
важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе
подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с
конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и
в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил
придерживаться и т. д.
Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая
схема достижения совпадения интересов общества и отдельных
природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные
параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей
конкретизируются в
Объектами природоохранительного законодательства являются как природная
среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например, озеро
Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное право.
В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального
использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около
двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из
важнейших является комплексный закон «Об охране окружающей природной среды»,
принятый в 1991 г.
Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от
неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на
участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение
своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по
ее защите.
Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей
природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую
культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и
установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они
нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на
уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.
В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса, виновный
может быть подвергнут уголовно-м у наказанию в виде лишения свободы,
наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.
Однако чаще применяется административная ответственность в виде наложения
штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в
случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной
среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды,
браконьерства и т. д.
Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарной ответственности в
виде полного или частичного лишения премий, понижения в должности, выговора
или увольнения за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение
экологических нормативов.
Кроме того, выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-
правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненного
загрязнением или
окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.
Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления ответственности
за экологические
экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов,
показывает экономический
принципы международного сотрудничества в этой области и т. д.
Заключение
Природоохранное законодательство, хотя и является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является несоответствие тяжести наказания тяжести преступления, в частности низкие ставки взимаемых штрафов.
Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению.
Другими причинами слабого
Наконец, большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков, необходимых для эффективного отстаивания своего права на здоровую окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать правовой механизм защиты экологических прав человека, т. е. конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в судебные органы. Когда каждый житель, здоровье которого пострадало от вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованием материально возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в достаточно крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно принять меры к снижению загрязнения.
Литература:
1. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды:
Пособие для учащихся старших классов
общеобразовательных
Аспект Пресс, 1998. – 143 с.
Информация о работе Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды