Оптимизация окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:35, реферат

Краткое описание

Чем значительнее экологические последствия антропогенной деятельности, тем раньше их следовало предотвращать - к такому выводу пришли американские и советские ученые в результате совместных исследований, проведенных в конце 70-х годов. Иными словами, человечество все больше нуждается не столько в эффективных способах ликвидации негативных последствий, сколько в надежных механизмах их предупреждения

Вложенные файлы: 1 файл

n1.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 3. Компоненты среды человека (по Л. В. Максимовой)

 

В приведенной  схеме особого внимания заслуживает  компонент, обозначенный Л.В. Максимовой как «жизненная среда». Этот тип  среды, включая ее разновидности (социально-бытовую, производственную и рекреационную  среды), становится сегодня объектом пристального интереса многих исследователей, прежде всего специалистов в области антропоэкологии и социальной экологии. Более подробно он рассмотрен и проанализирован в главе 6 настоящего пособия.

Изучение отношений  человека с окружающей средой привело  к возникновению представлений о свойствах или состояниях среды, выражающих восприятие среды человеком, оценку качества среды с точки зрения потребностей человека. Специальные антропоэкологические методики позволяют определять степень соответствия среды потребностям человека, оценивать ее качество и на этой основе выявлять ее свойства.

Как отмечает Л.В. Максимова, наиболее общим свойством  среды с точки зрения соответствия ее биосоциальным требованиям человека выступают понятия комфортности, т.е. соответствия среды этим требованиям, и дискомфортности, или несоответствия им. Крайним выражением дискомфортности является экстремальность. Дискомфортность, или экстремальность, среды может быть самым тесным образом связана с такими ее свойствами, как патогенность, загрязненность и т.п. [2]

Глава 2 Методы и критерии оценок состояния окружающей среды

Мониторинг.

Термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях  специальной комиссии

СКОПЕ (научный  комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году,

а в 1972 году уже  появились первые предложения по Глобальной системе

мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция  ООН по окружающей

среде). Однако такая система не создана по сей  день из-за разногласий в

объемах, формах и объектах мониторинга, распределении  обязанностей между уже

существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране,

поэтому, когда  возникает острая необходимость  режимных наблюдений за

окружающей  средой, каждая отрасль должна создавать  свою локальную систему

мониторинга.

В соответствии со ставшим уже каноническим определением, экологический

мониторинг — информационная система наблюдений, оценки и прогноза

изменений в состоянии окружающей среды, созданная  с целью выделения

антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов.

    

    

Рис.1. Блок-схема системы мониторинга

Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать  и

анализировать информацию:

  • о состоянии      окружающей среды;
  • о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e. об источниках и факторах воздействия);
  • о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
  • о существующих резервах биосферы.

Таким образом, в систему экологического мониторинга  входят наблюдения за

состоянием  элементов биосферы и наблюдения за источниками и факторами

антропогенного  воздействия. В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями мониторинг включает три основных направления деятельности:

  • наблюдения за      факторами воздействия и состоянием среды;
  • оценку фактического      состояния среды;
  • прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния [1].

Санитарно-гигиенические  показатели.

Гигиенические регламенты (нормативы) являются важнейшими критериями для  оценки качества окружающей среды и используются при государственном надзоре в населенных местах, сельском хозяйстве, на транспорте, во всех отраслях промышленности. Они закладываются в проектные решения, а также служат юридической основой для санитарного контроля. Современные представления о гигиенических регламентах вредных веществ в окружающей среде базируются на принципиальных положениях о том, что их воздействие не должно вызывать у индивидуума даже временных нарушений гомеостаза (включая репродуктивную функцию), а также напряжения защитных и адаптационных механизмов ни в ближайшем, ни в отдаленном будущем. Воздействие вредных факторов не должно также изменять биологические, психические и социальные функции человека, нарушать его положение в обществе и оказывать отрицательное влияние на потомство. Вредное действие химических веществ не должно реализовываться ни при прямом воздействии на человека, ни при опосредованном — через экологические системы или возможный экономический ущерб.

Отечественной гигиенической науке  принадлежит бесспорный приоритет в развитии теории и практики гигиенического нормирования. Уже в 1922 г. в нашей стране впервые в мире были установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) в воздухе рабочей зоны для трех вредных химических веществ. В последующий период была начата систематизация вредных веществ, выдвинуты предположения о существовании порога хронического действия промышленных ядов, сформулированы основные критерии вредности. Глубокие исследования проведены в направлении поиска путей предвидения биологического действия новых соединений, исходя из их химического строения и основных физико-химических свойств, а также подбора методических приемов для количественной оценки изолированного и комбинированного действий вредных веществ.

Российское санитарное законодательство располагает стройной системой разнообразных гигиенических регламентов: ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе, воде водоемов, почве; предельно допустимый уровень (ПДУ) миграции химических соединений из полимерных материалов, остаточные количества их в пищевых продуктах; ПДУ загрязнения кожных покровов работающих с промышленными ядами и др. В разных разделах гигиены (коммунальная гигиена, гигиена труда, радиационная гигиена, гигиена питания и др.) нормирование факторов окружающей среды имеет свою определенную специфику. В то же время современные методические подходы к гигиеническому нормированию химических факторов веществ в различных средах базируются на единых принципах.

В зависимости  от того, для какой среды устанавливается гигиенический норматив, набор показателей вредности, по которым планируют исследования, будет разным. Так, при нормировании вредного вещества в воде водоемов в схему исследования включаются следующие показатели вредности:

  • органолептический,
  • общесанитарный,
  • санитарно-токсикологический,
  • специфический,
  • отдаленных последствий;

в почве:

  • органолептический,
  • общесанитарный,
  • миграционно-водный,
  • миграционно-воздушный,
  • фитоаккумуляционный,
  • санитарно-токсикологический и т. д.

По каждому  показателю вредности устанавливают минимально действующую концентрацию (дозу). Затем из всех минимально действующих концентраций (доз), установленных по всем показателям вредности, выбирают наименьшую, которая будет лимитирующим показателем вредности, т. е. тем показателем, по которому нормируется данное вещество [6].

Экологические нормативы и стандарты.

Под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

Стандартизацию Закон РФ от 10 июня 1993 г. «О стандартизации» определяет как деятельность по установлению норм, правил и характеристик (требований) в целях обеспечения: а) безопасности продукции, работ и услуг для  окружающей среды, жизни, здоровья и  имущества; б) качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; в) единства измерений; г) экономии всех видов ресурсов; д) безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Соответственно, экологическая стандартизация может быть определена как установление в стандартах требований по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.

В природоохранной практике России, как и во всем мире, нормирование и стандартизация с давних пор используются в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой. Это означает, с одной стороны, что экологическое нормирование и стандартизация должны в обязательном порядке осуществляться уполномоченными государственными структурами. С другой стороны, правовой характер данной меры проявляется в том, что установленные экологические нормативы и стандарты должны соблюдаться всеми природопользователями.

Наконец, разработка и принятие экологических нормативов и стандартов представляет собой одно из направлений природоохранной деятельности уполномоченных государственных органов. Другими словами, нормирование и стандартизация являются одной из функций государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием.

Система экологических нормативов и стандартов предопределяется практическими  потребностями в использовании  разных видов нормативов применительно к видам экологически значимой деятельности или продукции как инструментов для решения задач охраны окружающей среды. В систему экологических нормативов и стандартов входят:

  • нормативы качества окружающей среды;
  • нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;
  • нормативы использования природных ресурсов;
  • экологические стандарты;
  • нормативы санитарных и защитных зон [7].

Экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза — это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

В настоящее время понятие экологической  экспертизы претерпело существенные изменения. В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в градостроительный  кодекс и другие нормативные акты» от 18.12.2006, экологическая экспертиза это установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническим регламентам и законодательству в области охраны окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

ФЗ «Об экологической экспертизе»  различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза. Проведение первой обязательно для всех строительных объектов и проводится экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы. Вторая организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

  • презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений реализации объекта экологической экспертизы;
  • комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и её последствий;
  • обязательности учёта требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  • достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  • независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  • научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  • гласности, участия общественных организаций (объединений), учёта общественного мнения;
  • ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, качество, проведение экологической экспертизы[7].

Оценка воздействия  на окружающую среду.

Оценка воздействия  на окружающую среду (ОВОС, EIA, (англ. Environmental Impact Assessment) — термин Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (IAIA, International Association for Impact Assessment). Предназначена для выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения.

Проведение ОВОС предусмотрено  Федеральным законом «Об экологической  экспертизе» для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности.

Информация о работе Оптимизация окружающей среды