Оптимизация окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 20:35, реферат

Краткое описание

Чем значительнее экологические последствия антропогенной деятельности, тем раньше их следовало предотвращать - к такому выводу пришли американские и советские ученые в результате совместных исследований, проведенных в конце 70-х годов. Иными словами, человечество все больше нуждается не столько в эффективных способах ликвидации негативных последствий, сколько в надежных механизмах их предупреждения

Вложенные файлы: 1 файл

n1.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

ОВОС намечаемой хозяйственной  и иной деятельности на окружающую среду способствует принятию экологически грамотного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Принципы  ОВОС

  • применение ОВОС в качестве инструмента формирования решений на самых ранних этапах проектирования и доступность на этих же этапах информации по проектным решениям для общественности;
  • рассмотрение во взаимосвязи технологических, технических, социальных, природоохранных и экономических показателей проектных предложений;
  • альтернативность проектных решений, формирование новых вариантов;
  • ответственность заказчика (инициатора) деятельности за последствия реализации проектных решений.

Заказчик обеспечивает финансирование всех процедур ОВОС.

ОВОС включает:

  • определение ресурсного потенциала территорий и фонового состояния окружающей среды;
  • разработку программы ОВОС;
  • оценку альтернативных вариантов строительства или хозяйственной деятельности;
  • оценку величины и продолжительности потенциального воздействия проекта на окружающую среду;
  • мониторинг воздействия реализации проекта на окружающую среду;
  • разработку мер и мероприятий по снижению уровня воздействия на окружающую среду;
  • общественные слушания и экологическую экспертизу;
  • подготовку отчетов по анализу воздействия проекта на окружающую среду.

В окончательный  вариант материалов по ОВОС должны включаться протоколы общественных слушаний

Этапы проведения ОВОС. В соответствии с методологией Международной организации по оценке влияния, процесс ОВОС представляет собой последовательный переход по следующим стадиям:

  1. Скрининг (screaning), в рамках которого определяется, необходимо ли оценивать проект с точки зрения воздействия на окружающую среду и насколько детально.
  2. Скоппинг (scopping) — выявление проблем и сфер влияния, которые представляются важными, а также установление источников информации для ОВОС
  3. Оценка альтернативных проектов, в результате которой выявляется наиболее предпочтительный, благоприятный для окружающей среды способ достижения заявленных в проекте целей
  4. Оценка воздействия — определение и прогнозирование степени экологического, биологического и социального влияния проекта

На этапе оценки воздействия  анализируются количественные показатели воздействия, а именно:

  • интенсивность воздействия (поступление загрязняющих веществ в единицу времени)
  • удельная мощность воздействия (поступление загрязняющих веществ на единицу площади)
  • периодичность воздействия во времени (дискретное, непрерывное, разовое воздействие)
  • длительность воздействия (год, месяц и т. д.)
  • пространственные границы воздействия (глубина, размеры и форма зоны воздействия)
  1. Управление экологическим воздействием — установление мероприятий, необходимых для устранения, минимизации, или компенсации неблагоприятных последствий от введения программ, реализации проекта и т. д.
  1. Оценка значимости — определение относительной важности и приемлемости прочих компонентов воздействия на окружающую среду (например, тех, которые нельзя элиминировать). Целью данного этапа является сокращение первоначального списка влияний путем выбора только тех, которые характеризуются наибольшей интенсивностью и продолжительностью. При этом используются следующие критерии значимости:
  • значительная по площади зона воздействия
  • влияние на особо охраняемые территории
  • особо опасное производство
  1. Составление отчета о проведении ОВОС
  1. Принятие решения — принятие проекта или отказ от его реализации, а также установление условий его осуществления
  2. Надзор за соблюдением предписанных условий осуществления проекта, контроль степени влияния проекта на окружающую среду, а также эффективности мер по снижению негативных последствий[8].

Глава 3 Основные проблемы оптимизации.

Экологическая политика.

Экологическая политика должна быть всегда направлена на повышение качества жизни, сохранение и улучшение состояния здоровья населения. Эта же политика должна предотвращать и смягчать отрицательные эффекты, сопутствующие экономическому росту и развитию. Однако регулирование всех антропогенных выбросов и загрязнения среды обитания может стоить слишком дорого. Так, количество задач, которые необходимо решить для обеспечения экологической безопасности населения России, огромно, а финансовые ресурсы для этих целей ограничены. Следовательно, одновременное осуществление всех необходимых оздоровительных и природоохранных мероприятий невозможно. Поэтому определение и реализация стратегий и технологий, позволяющих ранжировать проблемные области и на этой основе устанавливать приоритеты экологической политики, является первостепенной задачей.

Одним из важнейших вопросов при формировании экологической политики является выявление основных, ведущих причин дополнительной заболеваемости и смертности, обусловленных загрязнением окружающей среды. Каким образом выявить основные факторы риска для здоровья и как разработать успешную программу действий по снижению этих рисков? Сложившаяся в течение долгих лет, еще в СССР, система управления качеством окружающей среды не может гарантировать полную безопасность в отношении последствий для здоровья населения и правильное определение приоритетов в действиях, направленных на улучшение экологической ситуации как в масштабах всей страны, так и в конкретном регионе.

Наряду с этим серьезной проблемой  остается оценка адекватности мониторинга  факторов окружающей среды, в частности  химических, для выявления изменений со стороны здоровья. Часто, ориентируясь только на валовой выброс веществ без учета их токсикологических характеристик, при организации мониторинга загрязнения различных объектов окружающей среды не включаются вещества, имеющие меньший выброс, но представляющие большую опасность для здоровья. Оставляют желать лучшего и существующие программы контроля загрязнения в городах и населенных пунктах России [9].

Оценка риска.

Оценка риска  является одним из элементов методологии  анализа риска здоровью, включающей в себя оценку риска, управление риском и информирование о риске. В научном отношении оценка риска – это последовательное, системное рассмотрение всех аспектов воздействия анализируемого фактора на здоровье человека, включая обоснование допустимых уровней воздействия. В научно-практическом приложении основная задача оценки риска состоит в получении и обобщении информации о возможном влиянии факторов среды обитания человека на состояние его здоровья.

Опыт применения концепции риска в различных регионах России за последние 12 лет показал возможности дальнейшего совершенствования нормативно-методической базы санитарно-эпидемиологического надзора и ее гармонизации с рекомендациями международных организаций. Использование этой методологии дает ряд ощутимых преимуществ по сравнению с традиционными для России командно-административными методами регулирования, основанными на сопоставлении уровней фактического загрязнения с их нормативными величинами, так как позволяет:

  • разрабатывать механизмы и стратегию различных регулирующих мер по снижению риска;
  • сравнивать и ранжировать различные по степени выраженности эффекты (заболеваемость, смертность);
  • способствовать установлению более надежных и безопасных нормативных уровней загрязнения, в том числе региональные уровни минимального риска и целевые концентрации;
  • определять приоритеты экологической политики и политики в области охраны здоровья населения на территориальном, и особенно местном уровнях; осуществлять первоочередное регулирование тех источников и факторов риска, которые представляют наибольшую угрозу для здоровья населения;
  • ранжировать территории по степени риска для здоровья населения как в настоящее время, так и в перспективе;
  • описать и оценить остаточный риск после применения мер по его снижению;
  • идентифицировать наиболее чувствительные и ранимые субгруппы популяции;
  • использовать полученные данные при принятии решений по функциональному зонированию территорий;
  • уточнять, какие промышленные предприятия могут быть оставлены в городе, а какие должны быть вынесены за его пределы;
  • совершенствовать систему гигиенического нормирования и обеспечить ее гармонизацию с международно признанными принципами, критериями и методами установления безопасных уровней воздействия химических веществ.

Результаты  применения методологии оценки риска на практике в различных регионах России (свыше 30 городов, таких, как Волгоград, Новокузнецк, Пермь, Ангарск, Красноуральск, Самара, Новокуйбышевск, Великий Новгород, Воронеж, Серпухов, Москва, Санкт-Петербург, Клин, Череповец, Верхняя Пышма, Екатеринбург, Оренбург, Нижний Новгород, Астрахань, Ростов-на-Дону и др.) показали высокую перспективность этих исследований [6].

Глава 4 Мероприятия по оптимизации окружающей среды.

Использовав необходимые критерии и методы оценки состояния окружающей среды, адекватные в определенных ситуациях, можно приступать к проведению ряда мероприятий, направленных непосредственно на реализацию оптимизационных идей и нормативов. Условно все мероприятия подобного типа можно разделить на следующие группы:

1.Сбор, удаление и обезвреживание  отходов.

2.Создание производств, сводящих  к минимуму возможные загрязнения  и улучшение технологий обеззараживания  отходов.

3.Соблюдение величины защитных зон между очистными сооружениями и жилыми домами.

4.Административные, законодательные и организационные мероприятия [4].

 

Однако зачастую претворение этих мероприятий в жизнь затрудняется из-за ряда задач, которые требуют  первоочередного решения. Среди  них можно выделить следующие  задачи:

  • принять меры по систематизации и обобщению данных в едином уполномоченном органе об эмиссиях промышленных предприятий и автотранспорта, данных мониторинга, метеоданных, суточных и годовых показателей смертности населения, ее возрастной структуре;
  • создат<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 12pt; text-decorati

Информация о работе Оптимизация окружающей среды