Основные понятия и классификация природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:43, контрольная работа

Краткое описание

В условиях, когда масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду достигли таких размеров, что под угрозу поставлена жизнь на планете, охрана окружающей среды и рациональное природопользование выходят на передний план.
Целью моей работы является изучение понятия природных ресурсов, рассмотрение видов экономической оценки и видов кадастров природных ресурсов.

Содержание

Введение 3
1.Основные понятия и классификация природных ресурсов 4
2. Экономическая оценка природных ресурсов 7
3. Кадастры природных ресурсов 13
Заключение 18
Список литературы............................................................................................19

Вложенные файлы: 1 файл

Основные понятия и классификация природных ресурсов.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Особенно эффективен этот подход при определении проекта строительства ГЭС, например, анализ показал, что выгоды от проекта строительства плотины в каньоне Хелл в США недостаточно велики для оправдания потери уникальной природы этого места. И найдено было другое место.

Оценку природных ресурсов предлагают осуществлять, базируясь на концепции общей экономической ценности (стоимости). Многие экономисты-экологи считают ее перспективной, так как в ней представлен комплексный подход: попытка учесть не только прямые ресурсные функции, но и ассимиляционные функции, природные услуги. Величина общей экономической ценности включает четыре показателя.

ОЭЦ = стоимость использования + стоимость неиспользования = стоимость  использования прямая + стоимость  использования косвенная + стоимость  отложенной альтернативы + стоимость  существования.

Легче всего поддается  оценке стоимость использования. Так, прямая стоимость использования, которую  дают леса, состоит из:

  1. Устойчивой (неистощаемой) заготовки древесины,
  2. Лекарственных растений,
  3. Побочных продуктов (грибов, ягод, орехов и прочего),
  4. Туризма,
  5. Устойчивой охоты и рыболовства.

Все эти показатели вполне "осязаемые" и имеют свою цену, их суммирование дает прямую стоимость.

Наиболее сложно определяется косвенная стоимость использования. Этот показатель часто применяется в глобальном масштабе или в довольно широком региональном аспекте. Например, вырубка тропических лесов, утрата редких видов флоры и фауны в отдельных странах оказывают негативное воздействие на биосферу всей планеты. Локальные выгоды от таких действий гораздо меньше глобальной выгоды от сохранения этих природных ресурсов. К примеру, на локальном уровне от охраняемых территорий местное население не получит выгоды, а, наоборот, может ухудшить свое благосостояние, а глобальные выгоды очевидны.

Для практического разрешения этого противоречия на международном уровне создан глобальный экологический фонд (GЕF), основная цель которого - инвестировать природоохранные мероприятия, не дающие значительные локальные выгоды (сохранение биоразнообразия, тропических лесов и пр.), но важных для планеты.

Еще более сложен для  расчета показатель стоимости отложенной альтернативы. Он связан с консервацией биологического ресурса для возможного использования в будущем. В этом случае возможная стоимость - это скорректированная сумма прямой и косвенной стоимости использования.

Стоимость неиспользования  базируется на так называемой стоимости существования, которая является попыткой экономически оценить довольно тонкие этические и эстетические аспекты, ценность природы самой по себе, этическую ценность природы для человека, долг по сохранению природы перед будущими поколениями. Стоимость существования может быть причиной для охраны дикой природы. При оценке этой стоимости используются упрощенные подходы, прежде всего связанные с теорией "готовности платить". Например, покупка дома (квартиры) в экологически чистом и "грязном" районах. Так, в Москве на основе статистики покупок и обменов квартир было определено, что цена квартиры в экологически чистом районе (юго-запад, запад города) при прочих равных условиях в среднем на 12% выше, чем в загрязненных районах (юго-восток, восток города).

При определении стоимости  существования широко применяются  методы анкетирования и опросов.

Итак, использование представленных методов экономической оценки природных  благ помогает повысить конкурентоспособность природных проектов (программ), эффект и выгоды от их реализации по сравнению с техногенными проектами.

3. Кадастры природных ресурсов

Кадастрами природных  ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры представлены по видам природного ресурса. По общим  их целям и структуре все они образуют единую экономико-правовую схему. Кадастры бывают двух видов: территориальные и отраслевые.

Территориальные кадастры - это кадастры, которые ведутся  в отдельной территории и охватывают все элементы окружающей среды в  данной территории. А отраслевые кадастры ведутся уже по отдельным элементам. Примеры отраслевых кадастров:

  1. Земельный кадастр. Включает в себя систему следующих сведений: количество земель, распределение земель по категориям, качественный состав земель, распределение земель по использованию, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы. Данные кадастровой оценки земель применяют при планировании использования земель, распределении по целевому назначению, их предоставлению и изъятию, при определении платежей за землю, для оценки степени рационального использования земель. Ведение земельного кадастра поручено органам Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству Российской Федерации.
  2. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Характеристика кадастра дается в Законе РФ о недрах (ст. 30, 32). Его ведение поручено Комитету по геологии и использованию недр. Кадастр включает сведения о народнохозяйственной ценности каждого месторождения полезных ископаемых, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки. Данный вид кадастра ведется на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонд геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды.
  3. Государственный лесной кадастр. Его ведет Федеральная служба лесного хозяйства России. В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ государственный лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов. Данные кадастра используются для определения экономического и экологического значения лесов, выбора лесосырьевых баз для заготовки древесины, проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями.
  4. Государственный водный кадастр. Ведется в соответствии со ст. 79 Водного кодекса РФ. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Он ведется в России по единой системе и основывается на данных государственного учета вод. Водный кодекс обязывает водопользователей представлять в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в водный кадастр. Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов и должны представляться в порядке, установленном законодательством РФ.
  5. Государственный кадастр объектов животного мира. предусмотрен ст. 14 Федерального закона «О животном мире». Этот вид кадастра содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые сведения. Ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Количественный и качественный учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Минсельхозпрода России. Учет рыбных запасов в количественном и качественном показателях во внутренних водоемах ведет Комитет по рыболовству РФ.
  6. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в соответствии со ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий». Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме их особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
  7. Как особую разновидность кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.
  8. Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. Оно регулируется Временным положением о порядке формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов, утвержденным приказом Минприроды России от 17 августа 1995 г. Территориальные кадастры содержат предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимоувязке с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации и составляющих его районов.

Система комплексных  территориальных кадастров природных  ресурсов и объектов (далее КТКПР) формируется для обеспечения  органов исполнительной власти и  органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала в Российской Федерации.

КТКПР является частью территориальной  информационной системы и представляет собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории (субъект Российской Федерации, округ, район), предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

Сведения по обязательному  перечню кадастровых показателей, переданных в ТКЦ субъектов Федерации, являются свободными для доступа  всех заинтересованных в их получении  федеральных органов управления природными ресурсами и охраной окружающей среды.

Порядок использования  информации КТКПР для нужд иных пользователей  устанавливается решением исполнительных органов власти субъектов Федерации  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Финансирование разработок по общеметодическому и нормативно-правовому обеспечению, разработок типовых проектных решений, создания и ведения Единой системы ведения комплексного территориального кадастра необходимо осуществлять из всех возможных финансовых источников — бюджета, собственных средств предприятий, привлеченных средств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Генеральная функция  природной среды - функция жизнеобеспечения, которая включает: обеспечение природными ресурсами, ассимиляцию отходов и загрязнений и обеспечение людей природными услугами.

Для разработки экономической  политики, принятия правильных экономических  решений важно знать экономическую  ценность природных благ и услуг. Сейчас большинство этих факторов либо вообще не имеет цены, либо имеет заниженную ценность, что часто приводит к принятию природоемких антиэкологических решений. Недоучет экологических параметров приводит к искаженному измерению экономического развития через традиционные показатели НБ, ВВП, ЧНП и другие, за ростом которых может скрываться деградация окружающей среды.

Среди имеющихся подходов к определению экономической  ценности природных ресурсов и благ, которые позволяют получить конкретную оценку, можно выделить базирующиеся на рыночной оценке, ренте, затратном подходе, альтернативной стоимости и общеэкономической ценности (стоимости).

Каждый из подходов имеет  достоинства и недостатки. Наиболее перспективной, комплексной оценкой  экономисты-экологи считают концепцию  экономической ценности (стоимости). Однако применение этой оценки представляется сложной, а по некоторым показателям невозможной.

Для общества важен подсчет  экономического ущерба от деградации окружающей среды. Он измеряется как  в натуральном, так и в стоимостном  виде. Экономический ущерб вместе с затратами на предотвращение загрязнения  составляет экологические издержки производства

 

Список использованной литературы

  1. Бигон, М. Экология.- М.: Мир, 2003. – 213 с.
  2. Кормилицын, М. С. Основы экологии. - М.: МПУ, 2002. – 312 с.
  3. Воронцов А. И., Щетинский Е. А., Никодимов И. Д. Охрана природы. – М.: Агропромиздат, 2004. – 254 с.
  4. Макевнин С. Г., Вакулин, А. А.. Охрана природы. – М.: Агропромиздат, 2002. – 80 с.
  5. Экология и природопользование. Учебник / Под ред. Алескина А.А. – М.: Инфра-М, 2003. – 213 с.
  6. Криксунов, Е.А. Экология. Учебник.– М.: Инфра-М, 2005. – 517 с.



Информация о работе Основные понятия и классификация природных ресурсов