Основные экологические проблемы Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:50, реферат

Краткое описание

В структуре земельного фонда продолжились благоприятные в экологическом отношении изменения, связанные со снижением доли пахотных и увеличением доли лесных земель. Общая площадь, занятая природными экосистемами (лесными, луговыми, болотными и водными), в два раза превысила таковую, занятую угодьями, преобразованными хозяйственной деятельностью (пашней, застроенными и нарушенными землями). Данное соотношение естественных и измененных хозяйственной деятельностью природных комплексов способствует сохранению экологического равновесия, а также ландшафтного и биологического разнообразия.

Вложенные файлы: 1 файл

Эко проблемы РБ.docx

— 280.40 Кб (Скачать файл)

3. Экологическая политика и международная деятельность Республики Беларусь в отрасли охраны окружающей среды  
 
 
В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. №190-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения», внесены существенные изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)». В частности, в указанный Закон внесена новая норма, допускающая возможность исчисления плательщиками сумм экологического налога, исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок налога. 
 
Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 302 утвержден Национальный план действий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Республики Беларусь на 2006-2010 годы (НПДООС). В НПДООС включены более 50 мероприятий, направленных на решение задач совершенствования законодательства Республики Беларусь и его гармонизацию с международными договорами, более 40 мероприятий – на развитие прогрессивных технологий и методов, направленных на рациональное природопользование и охрану окружающей среды, мероприятия по строительству и реконструкции 45 объектов природоохранного назначения. Проведена определенная работа по упрощению порядка утверждения лимитов размещения коммунальных отходов производства. Внедрена экологическая сертификация на 122 предприятиях, что способствовало увеличению объемов экспорта отечественной продукции. В настоящее время в рамках реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы совместно с Национальной академией наук Беларуси Минприроды реализует 10 проектов, среди которых проекты по разработке: экологобезопасной технологии и экспериментального оборудования для энерготехнологической переработки бурых углей месторождений Беларуси; технологий использования продуктов термохимической переработки бурых углей; технологии скважинной гидродобычи фосфоритов; технологии добычи калийно-магниевых солей (карналлитов) методом подземного растворения; технологии комплексной добычи и переработки на Белорусском металлургическом заводе магнетитовых концентратов железных руд Околовского (Столбцовский район, Минская область) и Новоселковского (Кореличский район, Гродненская область) месторождений. Конституция Республики Беларусь в совокупности с иными нормативными правовыми актами составляет правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области охраны окружающей среды, важнейшей целью которой является осуществление права людей на благоприятную окружающую среду. Современное законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов достаточно развито и представлено значительным массивом нормативных правовых актов, среди которых центральное место занимают законы: «Об охране окружающей среды» (в редакции от 17 июля 2002 г.), «О государственной экологической экспертизе» (в редакции от 14 июля 2000 г.), «Об отходах» (в редакции от 26 ноября 2000 г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в редакции от 23 мая 2000 г.), «Об охране и использовании животного мира (1996 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1997 г.), «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 12 мая 1999 г.), «О радиационной безопасности» (1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (1999 г.), «О налоге за пользование природными ресурсами» (в редакции от 29 декабря 2000 г.), «Об охране озонового слоя» (2001 г.), «О растительном мире» (2003 г.). Важную роль в сфере регулирования природопользования играют кодексы Республики Беларусь: «О недрах» (1997 г.), Лесной (ред. от 27.02.2004 г.), Водный (1998 г.), «О земле» (ред. От 08.05.2002 г.). Закон Республики Беларусь «О растительном мире» был дополнен рядом нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обращения с объектами растительного мира: Положение о порядке удаления объектов растительного мира, расположенных на землях населенных пунктов, Положение о порядке установления ограничений или запретов в обращении с объектами растительного мира, Положение о порядке ведения государственного кадастра растительного мира, Положение о ботанических коллекциях. 
 
Важной тенденцией стало включение положений об охране окружающей среды в акты, касающиеся иных видов деятельности. С 2001 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс Республики Беларусь, в который вошел раздел «Преступления против экологической безопасности и природной среды».               
 
В 2003 г. внесены изменения в Закон Республики Беларусь «О туризме», в котором закреплены основы осуществления туристической деятельности с учетом требований законодательства об охране окружающей среды. Эколого-правовые нормы включены в ряд иных законодательных актов: Кодекс внутреннего водного транспорта, Закон «О магистральном трубопроводном транспорте», Закон «О техническом нормировании и стандартизации» и др. Республики Беларусь ведет активную работа по ратификации международных договоров в области окружающей среды и выполнению принятых на себя обязательств. Нормы международных правовых актов в сфере охраны окружающей среды находят отражение в республиканском законодательстве. Ряд нормативных правовых актов в этот период был принят в целях совершенствования системы государственного контроля в области охраны окружающей среды. Так, была образована Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. Основными задачами инспекции являются: осуществление контроля за охраной и использованием древесно-кустарниковой растительности и других дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях; принятие мер по обеспечению воспроизводства диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, их рационального использования, сохранения биологического разнообразия. Международное сотрудничество в области окружающей среды Отличительной особенностью экологических проблем является то, что они не признают территориальных и политических границ и для своего решения требуют совместных усилий многих государств. Эти усилия должны быть направлены на взаимодействие экономических, социальных и экологических факторов в интересах устойчивого развития общества, цель которого состоит в том, чтобы обеспечить потребности не только нынешнего, но и будущих поколений. Следуя рекомендациям и принципам основных документов, принятых конференциями ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. в Рио-де-Жанейро и в 2002 г. в Йоханнесбурге, Республика Беларусь постепенно переходит на принципы устойчивого развития. В 2004 году принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года, которая определила расширение международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и природопользования в качестве одного из перспективных направлений осуществления экологической политики. Основными целями международного сотрудничества являются: - выполнение требований и обязательств в рамках подписанных международных договоров в области охраны окружающей среды; - привлечение средств международных финансовых институтов и стран-доноров для реализации масштабных мероприятий в рамках международных договоров. Республика Беларусь является участницей 20 международных природоохранных конвенций и протоколов. Выполнение любого международного договора начинается с принятия решения об органе государственного управления, который будет отвечать за научное и административное обеспечение деятельности в его рамках. Как правило, таким органом для природоохранных международных договоров является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Органом, ответственным за научное обеспечение, назначается Национальная академия наук Беларуси, как, например, в случае с Конвенцией о биологическом разнообразии, или другое научное учреждение. Это связано с тем, что выполнение положений конвенции требует проведения научных исследований, а также сбора и обработки фактических данных. Для осуществления положений международного договора создаются рабочие группы, комиссии или советы как на министерском, так и на межведомственном уровнях, которые отвечают за разработку плана действий по выполнению обязательств страной в рамках договора. Такие группы или советы созданы для выполнения Конвенции по борьбе с опустыниванием и Конвенции о стойких органических загрязнителях (Стокгольмской конвенции) и др. Планы действий по выполнению обязательств разработаны для Конвенции о биологическом разнообразии, Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, Орхусской конвенции. Ведется разработка планов для Базельской и Стокгольмской конвенций. 
 
Например, для выполнения положений Рамочной конвенции ООН об изменении климата Республика Беларусь изучает изменение климата на своей территории и оценивает влияние глобального потепления на природную и социально-экономическую сферу. Ведется разработка инвентаризации парниковых газов. Готовятся национальные сообщения об изменении климата и выбросах парниковых газов, которые периодически направляются в Секретариат конвенции для оценки степени выполнения национальных обязательств. В рамках выполнения Республикой Беларусь Венской конвенции об охране озонового слоя над территорией страны с 1996 года ведется регулярный мониторинг состояния озоносферы. Результаты измерений передаются в Международный центр данных по озону и ультрафиолетовому излучению, который находится в Торонто (Канада), в Главный информационный центр Национальной системы мониторинга окружающей среды. С апреля 2004 года прогноз ультрафиолетового индекса передается также и в национальные средства массовой информации. К Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Республика Беларусь присоединилась, поскольку одним из факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье людей, является загрязнение воздуха, которое обусловлено выбросами не только собственных источников, но и трансграничным переносом воздушных масс. Республика Беларусь ратифицировала также три протокола к Конвенции. К настоящему времени обязательства, взятые страной по ратифицированным протоколам, выполнены, и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рассматривает целесообразность присоединения к ряду новых. Минприроды Республики Беларусь продолжает совершенствовать нормативную и законодательную базу по выполнению требований Конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением. В рамках Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС), Республика Беларусь ведет регулирование численности особей различных видов дикой флоры и фауны, которые подпадают под действие договора, а также регламентирует вопросы ввоза и вывоза этих видов. Научную основу для деятельности в рамках конвенции обеспечивают научно-исследовательские институты НАН Беларуси. В секретариат Конвенции СИТЕС представляются годовые отчеты о выдаче разрешений на перемещение образцов СИТЕС через таможенную границу республики, сведения о разведении видов СИТЕС в зоопарках страны, о состоянии популяций, охране и использованию ряда видов, подпадающих под действие Конвенции. Научное сопровождение Рамсарской конвенции обеспечивает целый ряд организаций, среди которых Институт зоологии и Институт экспериментальной ботаники им. В.Ф.Купревича НАН Беларуси, Институт проблем использования природных ресурсов и экологии, биологический и географический факультеты БГУ, Белгипроводхоз, Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов. В рамках данной конвенции республика ведет деятельность по расширению сети особо охраняемых природных территорий, присвоению им статуса так называемых Рамсарских территорий. Для реализации принципов Орхусской Конвенции в Республике Беларусь осуществлен проект ТACIS «Экологическая информация, образование и информированность общественности». Выполнение проекта предусматривало улучшение систем обучения целевых групп (государственные органы управления и общественность), определение процедуры участия общественности в процессе принятия экологически значимых решений.  
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
В заключении не хотелось бы говорить вновь о проблемах экологии в стране, хотелось бы высказать свою точку зрения на данную проблему. 
 
Я считаю, что проблема есть, пока о ней никто не знает. Знание, просвещённость общества в экологическом положении республики не снимет всех проблем, но, по крайней мере, заставит задуматься некоторых особенно ответственных людей в том, что они делают и что могли бы сделать. Ведь у многих есть дети, внуки, сёстры, братья, имеется в виду молодое поколение, которому дальше жить и помнить тех, кто живёт сейчас и также растить детей, но здоровых и крепких детей. Я считаю, что пропаганда защиты, охраны природы заставит задуматься и тех, кто разжёг костёр в лесу, кто бросил сигарету в траву, кто выбросил мусор не в мусорный ящик. И главное, решение экологических проблем – это общегосударственная и общемировая проблема, лишь сообща, плечо в плечо её можно решить.  
 
На сегодняшний день Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды ведет целенаправленную работу по обеспечению доступа граждан к экологической информации, вовлечению общественности в решение проблем окружающей среды. В настоящее время в республике используются современные формы и методы распространения экологической информации. Минприроды является учредителем массового общественно-политического журнала «Родная прырода». Специальные экологические рубрики ведут «Народная газета», «Белорусская нива» и 120 местных газет. Заметную роль в повышении уровня экологических знаний населения, бережного отношения к природе играют рекламные видеоролики на природоохранную тематику, размещенные на телевидении. Среди них такие сюжеты, как «Об опасности, которую могут причинить приборы, содержащие ртутные соединения», «Об охране рыбных ресурсов», «О запрещении выжигания сухой растительности», «О сохранении лесных ресурсов», «Красная книга Республики Беларусь» и др.  
 
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
1. Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 февраля 1995 г. №5 "Об утверждении Положения о контроле радиоактивного загрязнения от чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь"  
 
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 декабря 1999 г. N 1870  
 
3. Экологические проблемы Республики Беларусь и пути их решения/ Челноков А.А., Ющенко Л.Ф., Фридлянд М.Е. – Мн.,1999. – 47с. 
 
 4. Сахаровские чтения 2005 года: экологические проблемы 21 века/ под общ. Редакцией С.П. Кундаса, А.Е. Океанова, В.Е. Шевчука. Ч1 -266с.  
 
5. http://un.by/theme/yearofderertification/inBelarus/  
 
6. http://www.niimelio.niks.by/info/news/sovr_sost_kan_rek_karn.htm  
 
7. www.minpriroda.by

 


Информация о работе Основные экологические проблемы Беларуси