Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:35, курсовая работа
Качество жизни человека, уровень процветания общества, да и сама возможность существования цивилизации полностью определяется природными условиями и состоянием окружающей среды. Это подтверждается историей развития человечества. Успехи научно-технической революции еще больше подчеркнули зависимость человечества от окружающей среды, так как привели к серьезнейшим за всю историю развития цивилизации нарушениям в среде обитания человека и обозначили возможность наступления глобального экологического кризиса.
Введение
Качество жизни человека, уровень процветания общества, да и сама возможность существования цивилизации полностью определяется природными условиями и состоянием окружающей среды. Это подтверждается историей развития человечества. Успехи научно-технической революции еще больше подчеркнули зависимость человечества от окружающей среды, так как привели к серьезнейшим за всю историю развития цивилизации нарушениям в среде обитания человека и обозначили возможность наступления глобального экологического кризиса.
Все это привело к изменению приоритетов в развитии общества. В конце двадцатого и начале двадцать первого веков пришло понимание, что без сохранения естественной среды обитания людей вся остальная деятельность общества является тупиковой, неизбежно ведущей к вырождению и гибели цивилизации.
Идея разумного взаимодействия общества с природой в настоящее время ни у кого не вызывает сомнений. Она сформировалась под воздействием целого ряда неблагоприятных проявлений в биосфере, что не могло не вызвать тревоги за будущее человечества и привести к резкому повышению активности природоохранных организаций, общественных объединений и частных лиц - энтузиастов природоохранного движения.
Благодаря деятельности природоохранных объединений за последние десятилетия резко активизировалась работа по охране естественных ландшафтов многих стран, сохранению и восстановлению биологического разнообразия, заповедованию всех уникальных и ограничению хозяйственной деятельности в редких и типичных природных территориальных комплексах разных рангов.
Особенно заметными стали успехи в организации особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на локальном, региональном, национальном и международном уровнях. За последние десятилетия в мире практически удвоилось количество ООПТ разных рангов и, что особенно заметно, резко возросла их площадь.
Одновременно с этим возрастает и интерес общества к проблемам экологии. Об этом свидетельствует статистика посещений национальных парков, визит - центров заповедников, экспозиций под открытым небом, а так же немногочисленных экологических троп, маршрутов экотуризма.
1 Характеристика сети особо охраняемых природных территорий Российской Федерации
Развитие сети федеральных ООПТ. Существующая федеральная система особо охраняемых природных территорий формировалась свыше 85 лет и включает: 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,7 млн. га, в том числе 27,2 млн. га сухопутной с внутренними водоемами (1,6% площади России), 35 национальных парков общей площадью 7 млн. га (0,4% площади России), 69 государственных природных заказников общей площадью 12,5 млн. га (0,7% площади России), 28 памятников природы федерального значения общей площадью 0,04 млн. га. Совокупная площадь выше перечисленных особо охраняемых природных территорий составляет 53,2 млн. га (3,1% площади России).
Сеть государственных природных заповедников и национальных парков стала особенно динамично развиваться начиная с 1992 года. За этот период создано 26 новых заповедников, 18 национальных парков, 7 государственных природных заказников федерального значения и 3 памятника природы федерального значения. Общая площадь этих ООПТ составила 27 млн. га. Кроме того, за это время были расширены территории 21 заповедника, в общей сложности на 2,6 млн. га.
Наиболее значимой для сохранения биологического разнообразия категорией ООПТ в России являются государственные природные заповедники.
Первый общегосударственный российский заповедник - «Баргузинский» - был создан на Байкале в 1916 году на площади 200 тыс. га для охраны уникального баргузинского соболя и других ценных охотничье-промысловых животных. В 1992 году в России насчитывалось 78 заповедников общей площадью 20,4 млн. га, а по состоянию на 1 января 2003 года их число возросло до 100 (сотый заповедник - «Эрзи» - был организован в 200 году в Республике Ингушетия). Их площадь достигла 33,7 млн. га, в том числе 27,2 млн. га - сухопутная с внутренними водоемами. Это составляет почти 1,6% от площади Российской Федерации. Таким образом, за 10 лет в стране было создано 22 новых заповедника, а общая площадь заповедных территорий увеличилась на 11 млн. га.
В настоящее время заповедники имеются в 19 (из 21) республиках, в 5 (из 6) краях, в 34 (из 49) областях, в автономной области и в 7 (из 10) автономных округах. Заповедники относятся к категории I по классификации охраняемых природных территорий, принятой МСОП.
Система российских национальных парков начала формироваться в 1983 году с организации первого парка - «Сочинского», в том же году был создан и национальный парк «Лосиный остров». В 1996 году в Российской Федерации насчитывалось уже 30 национальных парков общей площадью 6,6 млн. га, а к настоящему времени образовано 35 национальных парков общей площадью 7 млн. га, что составляет 0,4% от площади страны.
Всего с 1992 года по 2002 год создано 18 национальных парков общей площадью 3241,1 тыс. га.
По территории России национальные парки распределены неравномерно: в основном они сосредоточены в Европейской части и на Урале. На юге Сибири всего 6, в Центральной Сибири, на Дальнем Востоке и в российской Арктике их нет вообще.
Сегодня в России национальные парки расположены на территории 13 республик, 2 краев, 20 областей и 1 автономного округа. Площадь национальных парков колеблется от 6,6 тыс. га («Куршская коса» в Калининградской области) до 1,9 млн. га («Югыд ва» в Республике Коми).
В течение последних 10 лет проводилась работа по расширению уже существующих заповедников и национальных парков. За это время была расширена площадь одного национального парка («Паанаярви»), и ежегодно, в среднем на 130 тыс. га, увеличивалась площадь 2-3 заповедников. Только в 2002 году не была расширена площадь ни одного заповедника и ни одного национального парка.
Распоряжением № 725-р Правительства Российской Федерации от 23 мая 2001 года одобрен Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, в соответствии с которым на территории Российской Федерации предусмотрено до 2010 года организовать 9 новых заповедников и 12 национальных парков Основные направления развития и организации деятельности государственных природных заповедников РФ на период до 2010 года. Планировалось, что их создание должно проходить в два этапа (с учетом уже проведенных проектно-изыскательных работ):
1. В 2003-2006 гг. планировалось организовать государственных природных заповедников и национальных парков:
- «Ингерманландский» (Ленинградская область);
- «Кологривский лес» (Костромская область);
- «Сайлюгемский» (Республика Алтай);
- «Южнотаежный пихтовый» (Томская область);
- «Удэгейская легенда» (Приморский край);
- «Зов тигра» (Приморский край);
- «Анюйский» (Хабаровский край);
- «Шантарские острова» (Хабаровский край);
- «Берингия» (Чукотский автономный округ);
- «Калевальский» (Республика Карелия);
- «Бузулукский бор» (Оренбургская область);
- «Онежское Поморье» (Архангельская область) Филипс А. Устойчивый туризм на охраняемых природных территориях. М., 2005. С. 61..
2. В 2007-2010 гг. планировалось организовать государственных природных заповедников и национальных парков:
- «Ставропольский лесостепной» (Ставропольский край);
- «Эльтонский» (Волгоградская область);
- «Барабинский» (Новосибирская область);
- «Шайтан-тау» (Оренбургская область);
- «Утриш» (Краснодарский край);
- «Заволжье» (Чувашская Республика);
- «Русская Арктика» (Архангельская область);
- «Придеснянский» (Брянская область);
- «Сенгилеевские горы» (Ульяновская область).
Кроме того, в 2003-2010 гг. планировалось продолжить работу по расширению территорий существующих государственных природных заповедников, в том числе путем создания биосферных полигонов. Особое внимание следует уделить расширению территорий следующих заповедников: Кавказского (Краснодарский край и Республика Адыгея), Тебердинского (Карачаево-Черкесская Республика), Катунского (Республика Алтай), «Кедровая падь» (Приморский край), Ханкайского (Приморский край), «Большая Кокшага» (Республика Марий Эл), Нижнее-Свирского (Ленинградская область), «Шульган-Таш» (Республика Башкортостан), Астраханского (Астраханская область), Богдинско-Баскунчакского (Астраханская область), «Черные земли» (Республика Калмыкия), Ростовского (Ростовская область), Дагестанского (Республика Дагестан), Курильского (Сахалинская область), Саяно-Шушенского (Красноярский край), Лапландского (Мурманская область), «Белогорье» (Белгородская область).
К концу 2010 года предполагалось разработать и утвердить новую перспективную схему развития сети государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2015 года. При этом учесть особую актуальность создания таких объектов в Хабаровском крае, Сахалинской области, Республике Саха, Иркутской области, Красноярском крае, Алтайском крае, Мурманской области, Республике Карелия, Московской области.
Из 69 государственных природных заказников федерального значения (общая площадь 12,5 млн. га) 57 заказников площадью 6,5 млн. га, находится в ведении и управлении Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Еще 11 (общая площадь свыше 6 млн. га) находится в ведении и управлении Министерства природных ресурсов России, из них 8 административно подчинены государственным природным заповедникам: «Южно-Камчатский» - Кроноцкому заповеднику (Камчатская область), «Малые Курилы» 0 Курильскому заповеднику (Сахалинская область), «Верхнее-Кондинский» - заповеднику «Малая Сосьва» (Ханты-Мансийский автономный округ), «Елогуйский» - Центрально-сибирскому (Красноярский край), «Североземельский» - заповеднику «Большой Арктический» (Таймырский автономный округ), «Цасучейский бор» - Даурскому (Читинская область), «Цейский» - Северо-Осетинскому (Республика Северная Осетия), «Кабанский» - Байкальскому (Республика Бурятия).
Виды особо охраняемых природных территорий. Определения «земель ООПТ» ни в законодательстве, ни в литературе не содержится. Земли ООПТ, исходя из смысла ст. 95 Земельного кодекса можно определить, как участки земной поверхности, в границах которых располагаются природные комплексы и объекты, получившие в установленном порядке статус ООПТ.
Согласно Земельному кодексу в составе земель Российской Федерации по целевому назначению выделяется категория земель особо охраняемых территорий и объектов, к которой относятся земли:
- особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
- природоохранного назначения;
- рекреационного назначения;
- историко-культурного назначения;
- иные особо ценные земли.
2 Неправительственные организации: вклад в развитие территориальной природы России
На всем протяжении истории отечественного заповедного дела общественные организации оказывали значительное содействие особо охраняемым природным территориям. Многие десятилетия большую работу в этом направлении проводило Всероссийское общество охраны природы, у истоков которого стояли выдающиеся деятели российского заповедного дела.
В настоящее время в России среди многочисленные общественных природоохранных органиэации.вносящих существенный вклад в дело территориальной охраны природы,следует особо отметить следующие:
Социально-экологический союз (СоЭС)— крупнейшая общественная природоохранная организация, созданная в 1988 году. Зарегистрирована и действует как международная организация, имеющая в качестве коллективных членов более 240 объединении на территории России, другу государств бившего СССР и некоторых стран дальнего зарубежья. В России ряд структур,входящих в состав СоЭС на местах, ведут значительную работу в области проектирования и создания новых особо охраняемых природных территорий, реализации на них энолого-просветительских проектов,организуя акции, направленные на их защиту. Так, коллективный член СоЭС — экологические центр «Дронт (Нижний Новгород) имеет в своем составе группу профессионалов, работающих на постоянной основе в тесном контакте с органами власти, и в немалой стпени определяет региональную политику в области заповедного дела. Исключительный интерес представляет созданный СоЭС (впервые в отечественной практике) прецедент: в Амурской области на территории Муравьевского заказника СоЭС взял в аренду земельный участок, имеющий большую ценность для сохранения популяции редких видов птиц. На нем он организовал неправительственную ООПТ – «Муравьевский парк устойчивого развития». Кроме того, СоЭС учредил специализированную неправительственную организацию — благотворительныи фонд «Центр охраны дикой природы (Москва)
Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы» — неправительственная организация, специализирующаяся в области сохранения биоразнообразия и заповедчого дела. Реализует проекты по сохранению старовозрастных лесов Европейского Севера, организации и поддержке природных эаказников, по информационному и консультативно-методическому обеспечению государственных природных заповедников, национальных парков и других природоохранных структур. Издает информационный бюллетень «Заповедники и национальные парки», научно-популярный и научно-практический журнал «Охрана дикой природы». Является инициатором и координатором всероссийской акции «Марш парков» проводимой ежегодно в апреле и направленной на пропаганду заповедников и национальных парков и повышение их престижа в обществе. При поддержке британского правительственного фонда «Ноу-Хау» организовал работу по подготовке планов управления и развития («менеджмент-планов») для Центрально-Лесного и Казунсного государственных природных биосферных заповедников, национальных парнов «Смоленское Поозерье» и «Угра». При поддержке фонда был разработан проект Временного положения о порядке проведения тендеров на предоставление в аренду участков и/или объектов в границах национального парка «Угра» и его охранной зоне, в дальнейшем использованный государственными структурами при подготовке аналогичных документов для других нацональных парков. Также в сотрудничестве с МПР Росии эта общественная организация занималась разработкой проекта Стратегии управления национальными парками Росии, в рамках этой работы ею был подготовлен и издан комплект концептуально-методологических материалов по данному вопросу.
Информация о работе Особо охраняемые природные территории Оренбургской области