Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 18:35, курсовая работа
Качество жизни человека, уровень процветания общества, да и сама возможность существования цивилизации полностью определяется природными условиями и состоянием окружающей среды. Это подтверждается историей развития человечества. Успехи научно-технической революции еще больше подчеркнули зависимость человечества от окружающей среды, так как привели к серьезнейшим за всю историю развития цивилизации нарушениям в среде обитания человека и обозначили возможность наступления глобального экологического кризиса.
В течение года организовано пять выставок картин орнитофауны заказника в школах, СПТУ, в других организациях поселка и в г.Орске .
Проведено три эколого-туристических маршрутов с учащимися школы №1 и№2 п.Светлого, участниками стали 90 школьников.
Заказник имел постоянную связь с местными средствами информации. В 2010 году опубликовано шесть статей, а также с областной газетой Оренбуржье со статьей «Жемчужина Востока» и дважды освещался материал о биологическим заказнике Оренбургским телевидением.
С целью реализации целевой программы «Сохранение, воспроизводство и восстановление численности объектов животного мира» на 2010-2012 годы министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений приобретен фотоаппарат.
Постановлением Правительства Оренбургской области №469-п от 02.07.2010 года продлен срок функционирования биологического заказника «Светлинский» до 2020 года.
В рамках реализации "Концепции развития особо охраняемых природных территорий федерального значения до 2020 года" в 2012 году будут образованы 2 новых заповедника: Ингенманландский (Ленинградская область) и Шайтан-Тау (Оренбургская область).
Шайтантау
Горно-лесостепной массив, расположенный в долинах рек Сакмара и Куруил, представляет собой контрастно расчлененный приречный мелкосопочник с высшей отметкой 577,8 м. Перепад высот на 350-370 м на коротком расстоянии определяет глубокое эрозионное расчленение восточного и западного склонов узкого междуречного плато. Крутые склоны нередко сменяются обрывами, холмы, гряды и горные балки часто увенчаны скалистыми останцами высотой до 10-15 м.
По своему экосистемному покрову Шайтантау являются южным окончанием обширной низкогорно-лесной экосистемы Южного Урала, выдвинутым в пределы степной зоны. Узкие полосы водоразделов здесь заняты горной ковыльно-разнотравной луговой степью, где доминируют ковыли узколистный и Залесского, овсец Шелля, порезник сибирский, горец альпийский, сон-трава. Характерными являются заросли степных кустарников. На крутых склонах южных и западных экспозиций развита каменистая степь. На выходах известняков обычны куртины можжевельника казацкого. Вниз от водораздельной степи к рекам Сакмара, Куруил и Бухарча тянется по склонам сплошная неширокая полоса широколиственных лесов. Западные и южные склоны хребта, а также вершины распадков заняты светлыми дубняками с густым травяным покровом из сныти, вейника, ежевики. По узким, глубоким северным распадкам растут густые липово-ильмовые леса с участием осины и березы. У верхней границы леса, на седловинах и местами на водоразделе господствуют редкостойные березово-осиновые рощицы. На опушках леса и в вершинах логов встречаются одиночные сосны и лиственницы.
На Шайтантау типично лесные виды животных – бурый медведь, белка, рысь, куница, глухарь – соседствуют со степными, такими как сурок-байбак, степная пищуха, слепушонка, степная мышовка, рыжеватый суслик, большой тушканчик. Много лосей и косуль. В поймах рек на высоких осокорях устраивает свои гнезда скопа. Известны на гнездовании балобан и сапсан. В разреженных припойменных лесах и в нагорных дубняках обитает могильник.
В травостое степей Шайтантау присутствуют реликтовые и эндемичные растения, в том числе эндемики пырей инееватый, остролодочник колосистый, гвоздика уральская. Многие из отмеченных здесь видов животных и растений занесены в Красные книги РФ и области. Таковы, например: беркут, могильник, балобан, сурок, пищуха степная, аполлон и др. животные; ковыли Залесского и перистый, тонконог жестколистный и др. растения.
Необходимость охраны экосистем хребта обосновывается в трудах многих исследователей: И.М. Крашенинникова (1939), С.В. Кирикова (1959), Е.В. Кучерова (1991), А.А. Чибилева (1987, 2000) и других. Южная часть хребта находится в пределах Оренбургской области и вошла в состав перспективного государственного заповедника «Шайтантау». Проекты организации заповедника на площади около 10,8 тыс. га (из них 7,9 тыс. га – на прилегающей территории Республики Башкортостан) подготовлены в 1991-1992 годах. При доработке проекта в 1994-1995 годах его площадь сократились в два раза (9521 га) за счет исключения земель сельскохозяйственного назначения. Включение территории в перечень перспективных федеральных ООПТ до 2010 года в некоторое мере активизировало деятельность по организации заповедника. В 2007 г. при МПР РФ сформирована рабочая группа по подготовке проектной документации и постановке земель на кадастровый учет. Организация заповедника была намечена на 2009 год.
Концепции развития особо охраняемых природных территорий федерального значения до 2020 года
Впервые в истории российской системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) правительством страны официально утверждена целостная концепция ее развития (пусть только в отношении федеральных ООПТ). «Концепция развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 года» и «План мероприятий» по ее реализации утверждены распоряжением Правительства РФ (от 22 декабря 2011 г. № 2322-р).
И сам факт принятия Концепции, и большинство ее положений представляются однозначно нужными и полезными для сохранения природы и развития системы ООПТ. Тем не менее часть предложений вызвала критику со стороны природоохранных неправительственных организаций (прежде всего, Гринпис России)*. Опасение вызывает то, что предлагаемые изменения могут ослабить защищенность ООПТ и открыть новые возможности для их освоения туристическим и иным бизнесом, а также явное несоответствие декларируемых принципов реальной политике Минприроды России в отношении подбора кадров и финансирования федеральных ООПТ.
Согласно преамбуле Концепции, в настоящее время в России существует около 12 тыс. ООПТ различных уровней и категорий. Сколько из них степных – точно никто не знает, но можно уверенно сказать, что доля их невелика. Не раз приводившиеся показатели: степи вместе с лугами занимают чуть более 1 % площади всех федеральных ООПТ; из 101 действующего заповедника более или менее значительные степные территории представлены только в 10 (еще в 12–14 имеются незначительные степные фрагменты), и лишь один заповедник можно назвать полностью степным. Только около 0,11 % территории степной зоны России (вместе со степными высотными поясами в горах) находится в границах ООПТ, причем большинство этих ООПТ сохраняет не степные, а различные интразональные и азональные экосистемы. Но и попадание в пределы ООПТ не обязательно гарантирует степям адекватную защиту, потому что действующие в российских ООПТ режимы очень часто не приспособлены к сохранению степных экосистем и могут приводить даже к ухудшению их состояния.
В целях дальнейшего развития географической сети ООПТ до 2020 г. Концепцией предусматривается: создать 11 заповедников, 20 национальных парков и 3 федеральных заказника; провести расширение территорий существующих 11 заповедников и 1 национального парка; рассмотреть предложения о возможности преобразования в национальные парки ряда особо охраняемых природных территорий иных категорий; обеспечить наличие охранных зон вокруг территорий всех заповедников и национальных парков. В какой-то мере эти планы коснутся и степных территорий. В самой концепции не затрагивается вопрос о географических или экологических приоритетах расширения сети ООПТ. Зато в «Плане мероприятий…» дан список конкретных объектов, планируемых к созданию или расширению. Список включает в том числе несколько степных или, по крайней мере, частично степных территорий. Это планируемые новые заповедники: Саратовский степной (Саратовская обл., предполагаемый год создания – 2017), Степной (Омская обл., 2019 г.) и Джидинский (Республика Бурятия, 2016 г.). Не ясно, будут ли степные экосистемы представлены в планируемых Барабинском заповеднике (Новосибирская обл., 2014 г.) и национальных парках «Сенгилеевские горы» (Ульяновская обл., 2013 г.) и «Горная Колывань» (Алтайский кр., 2017 г.). Первоначально предполагалось включение в эти ООПТ степных участков, но не известно, попадут ли они в окончательно согласованные границы. Планируемое расширение Дагестанского (Республика Дагестан, 2012 г.), Даурского (Забайкальский кр., 2013 г.) и Сохондинского (Забайкальский кр., 2016 г.) заповедников также может касаться и степных участков. В отношении Даурского заповедника это несомненно так. Предусмотренное планом создание государственного природного заказника федерального значения «Долина дзерена» (Забайкальский кр., 2011 г.), почти вся территория которого занята степями, уже фактически состоялось (см. о создании заказника для охраны дзерена в этом номере).
Достижением Концепции можно считать то, что в документе такого уровня зафиксирован целый ряд важных положений относительно роли и значения ООПТ вообще. Признается, что особо охраняемые природные территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. В Российской Федерации создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Указано, что Экологическая доктрина РФ рассматривает создание и развитие ООПТ разных уровней и режимов в числе основных направлений государственной политики в области экологии. Развитие и совершенствование сети ООПТ обеспечивает выполнение Российской Федерацией международных обязательств в сфере охраны окружающей среды.
Впервые в нормативно-правовом документе вводится понятие и формулируется перечень экологических услуг, оказываемых ООПТ. Это в перспективе открывает новые возможности для обоснования ценности степных территорий и необходимости их охраны. Определено, что с учетом возрастания угрозы природных катастроф и изменения природной среды в результате хозяйственной деятельности основным предназначением особо охраняемых природных территорий является предоставление востребованных обществом услуг в области: поддержания экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью; воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов; поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации; реализации эколого-просветительских программ; проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук.
В сфере совершенствования законодательства об ООПТ Концепция конспективно перечисляет основные направления изменений, среди которых потенциально наиболее существенные последствия для степных ООПТ могут иметь следующие: регламентация режима особой охраны земельных участков, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации; создание и функционирование охранных зон заповедников и национальных парков; уточнение особенностей организации и функционирования природных парков. Однако будут ли эти последствия позитивными или негативными, невозможно сказать, пока не станет известно, в чем заключаются предполагаемые изменения законодательства.
Концепция предлагает ряд мер в сфере совершенствования государственного управления системой ООПТ. Часть этих мер будет, видимо, полезна всей системе. Кроме прочего, предлагается: внедрить методически единую обязательную систему разработки среднесрочных (пятилетних) планов управления для каждого заповедника и национального парка и систему аудита, проводимого по специально разработанной методике, с привлечением экспертов из природоохранных и научных государственных и общественных организаций (в настоящее время такая система отрабатывается в рамках проекта по степным ООПТ ПРООН/ГЭФ/Минприроды России). Особо отметим намерение реорганизовать систему федеральных заказников, в том числе путем преобразования части их в региональные. Из 69 федеральных заказников в России 15 в той или иной мере включают степные территории – указанные преобразования могут коснуться и их.
Предложены также комплексы мер для устойчивого экономического и финансового обеспечения системы ООПТ, регулирования использования природных ресурсов на ООПТ, кадровой политики, организации эффективной охраны природных комплексов и объектов, организации научно-исследовательской деятельности на ООПТ, эколого-просветительской деятельности и работы с населением, сохранения культурного наследия.
Отдельным разделом прописано развитие познавательного туризма на ООПТ. Многие меры в этой сфере представляются оправданными и полезными. В частности, предлагается провести оценку предельно допустимых нагрузок и определить пути минимизации негативного воздействия на природные экосистемы; разработать и внедрить систему добровольной сертификации экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов. Однако целая серия предложений направлена на поощрение туристического бизнеса, развитие инфраструктуры обслуживания посетителей. Вполне уместные в соответствующих зонах национальных парков, эти меры совершенно неприемлемы в заповедниках и на большой части территорий национальных парков. Практика развития туристического обслуживания в ООПТ России показала, что эти положения могут быть поняты расширительно и их реализация может оказаться опасной, в том числе для степных ООПТ
22
Информация о работе Особо охраняемые природные территории Оренбургской области