Оценка влияния неблагоприятной экологической ситуации на здоровье населения Курской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 12:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение оценки влияния неблагоприятной экологической ситуации на здоровье населения Курской области.

Содержание

Введение ….............................................................................................................. 3
1. Характеристика окружающей среды Курской области, географическое положение ................................................................................................................. 5 1.1 Географическое положение……………………………………………….5 1.2 Почва………………………………………………………………………..8 1.3 Лесные ресурсы………………………………………………………………9
2. Экологическая ситуация в Курской области …................................................... 11 2.1 Экология………………………………………………………………………11 2.2 Причины нарастания экологической напряженности……………………..12
3. Почва.. ….................................................................................................... 15
2.4 Вода …......................................................................................................... 16
2.5 Воздух …....................................................................................................19
2.6 Лесные ресурсы …..................................................................................... 21
3. Влияние неблагоприятной экологической ситуации на здоровье населения....23
4. Предполагаемые пути выхода из экологического кризиса …............................ 31
Заключение ….........................................................................................................40
Список, использованной литературы ….............................................................. 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экологии (2).doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

    В 1996 году госкомитетом по охране окружающей среды и другими природоохранными органами была продолжена работа, направленная на сохранение и восстановление экосистемы нашего региона: разработаны проекты ряда программ, приняты постановления и распоряжения государственных органов, активно проводилась воспитательная и информационная работа, ужесточен контроль за использованием природных ресурсов, выполнением природоохранных мероприятий. Все это позволило за 1996г. снизить выброс загрязняющих веществ в атмосферу области на 11143,4 тонн, в том числе на Михайловском ГОКе - на 398 тонн, сброс загрязненных сточных вод - более чем на миллион кубометров.

    Куряне  в четвертый раз стали участниками  Общероссийской акции "Дни защиты от экологической опасности" и их работа была отмечена благодарственным письмом Центрального оргкомитета. Работа курских экологов признана на международном уровне: госкомитет по охране окружающей среды Курской области утвержден в качестве участника международной Программы "Партнерство ради Прогресса " (с номерным сертификатом) и по итогам 1996 года в числе 36 российских предприятий и организаций награжден международным призом "Золотой орел " за активное участие в решении экологических проблем.

    В области проведена немалая работа по борьбе с эрозией. Но очень многое предстоит сделать. Для ослабления эрозии почв намечено на всей эродированной  площади внедрить почвозащитную систему земледелия, построить водозадерживающие валы, пруды, водонаправляющие сооружения. Предусматривается ежегодно рекультивировать по 400 га земель, постепенно сокращать использование ядохимикатов и увеличивать применение биологических средств защиты растений.

    На  территории области есть хозяйства, где бережно относятся к земле, проводят необходимые мероприятия и получают высокие урожаи всех сельскохозяйственных культур. Но надо, чтобы всё население области бережно относилось к земле, заботилось о постоянном её улучшении. Вместе с обитающими в ней микроорганизмами почва обеспечивает жизнь на Земле: очищает воду, воздух, создаёт разнообразие пищи, выполняет роль чистильщика, обезвреживая многие бытовые и хозяйственные отбросы. Почва — основное и незаменимое средство производства в сельском хозяйстве. От плодородия наших почв зависит благосостояние народа.

      Для снижения заболеваемости населения  кишечными заболеваниями необходимо ужесточить контроль за источниками питьевого водоснабжения, продуктами питания, улучшением санитарного благоустройства населенных пунктов. Важную роль в этом может играть деятельность неправительственных организаций, организующих общественный экологический контроль за качеством воды в водоисточниках и питьевой воды, информационное обеспечение населения об уровне инфекционных заболеваний и о мерах борьбы с ними.

    Поэтому, в целях улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки, связанной с питьевым водоснабжением населения Курской  области, необходимо:

    1. Привести в надлежащее санитарно-техническое  состояние источники централизованного (водозаборные сооружения) и нецентрализованного (шахтные колодцы) водоснабжения, обеспечивающие население водой питьевого качества.

    2. Разработать и согласовать с  центром госсанэпиднадзора рабочие программы производственного лабораторного контроля качества питьевой воды, подаваемой населению, в соответствии с которыми организовать проведение производственного лабораторного контроля качества питьевой воды.

    В последние годы в области активизировалась деятельность по охране и рациональному использованию водных ресурсов. Проводится определенная работа по сохранению малых рек, переносятся летние лагеря и загоны для животных за пределы прибрежной полосы и водоохранных зон, строятся хранилища для минеральных удобрений, навоза и ядохимикатов, реконструируются старые и строятся новые очистные сооружения.

    Существует  несколько видов очистки сточных  вод. Механический способ очистки предусматривает  удаление нерастворимых веществ  из сточных вод через отстойники. При химическом способе в сточные воды добавляют вещества, которые вступают в реакции с растворами загрязнений и вызывают выпадение их в осадок в отстойниках. Биологический метод заключается в использовании микроорганизмов для улавливания загрязнений, не выпадающих в осадок.

    Для повышения продуктивности лесов  предприятия Управления лесами выполняют  комплекс лесохозяйственных мероприятий  по своевременному восстановлению лесов  высокоценными породами (дуб, сосна), реконструкции малоценных и низкопродуктивных насаждений, проведению рубок ухода и санитарных рубок. В лесах сельхозпредприятий и сельских населенных пунктов  нередки случаи  самовольных порубок и захламления, лесохозяйственные мероприятия не проводятся.

    При заготовке лекарственного сырья надо помнить, что нельзя срезать все растение и тем более вырывать с корнем. Надо срезать только цветущую часть стебля. Неурегулированный сбор лекарственных растений может привести к их исчезновению.

     Специалистами ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» осуществляется лабораторный контроль природных и техногенных источников ионизирующего излучения с целью предупреждением возможного неблагоприятного воздействия на здоровье населения. Ежедневно всеми учреждениями Центра измеряется уровень гамма-излучения в контрольных точках населенных пунктов. Особое внимание уделяется наблюдаемой зоне Курской АЭС и зоне загрязнения радионуклидами вследствие аварии на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году (Фатежский, Поныровский, Дмитриевский, Хомутовский, Железногорский районы и г. Железногорск). «За все время эксплуатации Курской АЭС с 1974 года уровень гамма-излучения в зоне размещения станции не превышал 0,10 – 0,12 мкЗв/час. В загрязненной зоне уровень гамма-излучения не превышает 0,14 мкЗв/час, при допустимом уровне до 0,3 мкЗв/час в соответствии с ОСПОРБ-99.

    Для расчета доз внутреннего облучения  населения из всех районов области  исследуются пробы пищевых продуктов  местного производства на содержание цезия-137 и стронция-90. В 2002 году было исследовано 3670 проб, в 2006 году 2354 пробы. Снижение количества ежегодно исследуемых проб пищевых продуктов объясняется стабилизацией радиационной обстановки в области».1

     Основными направлениями перехода области  к устойчивому развитию являются:

     -  создание правовой основы перехода  к устойчивому развитию, включая  совершенствование действующего  законодательства, определяющего, в  частности, экономические механизмы  регулирования природопользования  и охраны окружающей среды;

     - разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;

     - оценка хозяйственной емкости  локальных и региональных экосистем  страны, определение допустимого  на них антропогенного воздействия; 

    - формирование эффективной системы  пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.

      В области на решение этой комплексной  проблемы направлен ряд нормативно-правовых актов (в том числе и федерального уровня) и региональных программ, однако многие вопросы далеки от решения. Это связано с тем, что число конкретных задач, которые необходимо решить для достижения экологической безопасности населения области, практически безгранично, а средства всегда ограничены. Следовательно, одновременное осуществление всех необходимых оздоровительных и природоохранных мероприятий невозможно. Поэтому определение и реализация стратегий и технологий, позволяющих ранжировать проблемные области и на этой основе устанавливать приоритеты экологической политики, является первостепенной задачей. То есть, в первую очередь эти действия должны быть ориентированы на те факторы, которые представляют наибольшую опасность для здоровья населения. Выявление таких приоритетных факторов является одной из первоочередных задач экологической политики и политики, нацеленной на улучшение качества здоровья граждан. В этом плане для проведения целенаправленной политики по укреплению здоровья граждан России необходимы скоординированные межведомственные усилия с участием общественных организаций для уменьшения воздействия неблагоприятных факторов окружающей и производственной среды.

      «При  ранжировании факторов окружающей среды  по степени риска для здоровья населения необходимо учитывать, что  неблагоприятные факторы окружающей среды достаточно редко выступают в качестве основной причины развития заболеваний, значительно более распространены другие, не столь специфические заболевания, которые можно назвать экологически зависимыми. К таким эффектам на здоровье можно отнести случаи, когда загрязнение окружающей среды способствует возникновению или утяжелению заболевания, но основным непосредственным причинным фактором его является другой фактор (факторы), например, инфекционный агент, переохлаждение, генетические нарушения, гормональные сдвиги и др. То есть, химические загрязнители окружающей среды могут выполнять различную роль в этиологии возникновения заболеваний и не всегда являются этиологическим или причинным фактором, определяющим развитие специфического, конкретного заболевания».2

      Для диагностики же экологически зависимых заболеваний необходимо учитывать особенности длительного воздействия химических веществ в низких концентрациях, вызывающих неспецифические, часто обратимые изменения в состоянии организма задолго до того, как произойдут патологические нарушения. Поэтому при изучении воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на состояние здоровья населения целесообразно выявлять первичные, функциональные изменения в организме, а не только наличие явно выраженных эффектов и различных заболеваний. Соотношение между клиническими, субклиническими и бессимптомными стадиями заболеваний колеблется в широких пределах в зависимости от специфических особенностей факторов окружающей среды, интенсивности, длительности и механизмов их воздействия. Субклинические сдвиги и физиологические изменения неясного значения определяются только в специальных исследованиях с помощью лабораторных и других диагностических приемов. В последнее время для этой цели широкое распространение получили биологические маркеры, свидетельствующие о наличии тех или иных предвестников заболеваний.

      Оценка  риска в последние годы во многих странах и международных организациях рассматривается как ведущий  аналитический инструмент, используемый для характеристики воздействия  неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье населения, а также для разработки оптимальных управленческих решений. Целесообразность внедрения методов оценки риска в практику здравоохранения и в разработку эффективной природоохранной политики диктуется рядом причин, среди которых особо следует выделить две основные: 1) необходимость использования при принятии управленческих решений аналитических данных (показателей), количественно отражающих потенциальный и реальный ущерб здоровью от загрязнения окружающей среды; 2) недостаточная обоснованность способов трансформации и интерпретации полученной информации для ее представления в доступном, понятном и, главное, в пригодном для быстрого принятия управленческих решений виде, в первую очередь, лицам, ответственным за проведение оздоровительных мероприятий, а также СМИ и заинтересованной общественности.

      Для снижения числа экологически зависимых  изменений состояния здоровья населения  нашей области могут сделать  многое Общественные экологические  организации. Возможным направлением активности Общественных экологических организаций (далее ОЭО) в сотрудничестве с ВУЗами, экспертами по оценке риска, врачами-эпидемиологами в регионе может быть оказание помощи административным структурам при обосновании управленческих природоохранных решений на основании данных об ущербе здоровью населения от воздействия загрязненной окружающей среды.

      Общественные  экологические организации могут  инициировать (совместно с экспертами-медиками и экономистами) проведение оценки экономического ущерба для здоровья населения от воздействия загрязненной окружающей среды (с учетом прямых затрат на лечение, недополученной зарплаты и увеличения социальных рисков).

      Эколого-эпидемиологические работы проводятся силами специализированных научных организаций медицинского и биологического профиля, но достаточно много могут сделать и неправительственные экологические и медицинские организации. Такая работа действительно проводится ОЭО в различных регионах страны. Она направлена на решение различных конкретных задач — информирование населения о состоянии окружающей среды, о том, какие именно неблагоприятные факторы представляют наибольшую опасность для здоровья, какие профилактические мероприятия может использовать само население или требовать их осуществления от местных властей и руководителей предприятий. Например, в населенных пунктах с загрязненной питьевой водой быстро решить вопрос о новом источнике водоснабжения или замене устаревших водопроводных систем достаточно дорого и сложно, но можно пропагандировать использование фильтров в квартирах и требовать от органов власти установки водоочистительных установок в детских садах, школах, больницах, домах ветеранов.

      Многие  самые крупные достижения по снижению загрязнения окружающей среды были достигнуты при непосредственном участии ОЭО. Например, запрет на использование этилированного бензина стал возможен в результате многочисленных эпидемиологических исследований, инициированных ОЭО. В США была создана специальная сеть ОЭО по этой проблеме практически по всех штатах и крупных городах.

      ОЭО в нашей области, как и во всей России, могут сыграть важную роль, привлекая внимание к предприятиям, деятельность которых привела к  нарушениям состояния здоровья. Крайне важно, чтобы данные о состоянии  здоровья были получены с использованием современных эпидемиологических технологий, что сделает доводы более аргументированными.

Информация о работе Оценка влияния неблагоприятной экологической ситуации на здоровье населения Курской области