Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 14:47, реферат
В настоящее время используются разные нормативы качества окружающей природной среды, и функции их различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие — лимитируют вредные воздействия на природу. Однако их объединяет общность целей, так как они определяют качество не социальной, а природной среды.
В систему оценки техногенного воздействия на окружающую среду входит широкий класс экологических нормативов, включающих предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимые сбросы (ПДС) загрязняющих веществ в водные объекты, размещение твердых отходов, квоты изъятия природных ресурсов, а также многочисленные нормы и регламентации различных сторон хозяйственной деятельности.
Сегодня различают две группы экологических нормативов: предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в природных компонентах и предельно-допустимые уровни (ПДУ) физических свойств природной среды (вкусовые качества, прозрачность, запах, территориальная целостность и т.д.).
Под вредным воздействием понимается нанесение организму временного раздражающего воздействия (появляется головная боль, кашель и др.). К прямому воздействию на организм человека также относится влияние тех загрязняющих веществ, которые накапливаются в организме и при превышении определенной дозы могут вызвать патологические изменения. Под косвенным воздействием подразумеваются такие изменения в окружающей природной среде, которые, не оказывая прямого воздействия на организм человека, ухудшают обычные условия обитания.
В настоящее время в установленном порядке для атмосферного воздуха утверждены нормативы ПДК более чем для 1 500 загрязняющих веществ, для водных объектов — более чем для 2 000 веществ, для почв — более чем для 50. И это количество постоянно растет. В основе разработки ПДК для воздуха лежит определение «порогового» содержания в нем того или иного загрязняющего вещества, при котором ни прямое, ни косвенное воздействие на человека и окружающую среду еще не оказывается.
Разработанные и утвержденные в установленном порядке нормативы выступают в качестве стандартов. Основным правовым документом является Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», которым установлены нижеследующие нормативы.
• Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы.
• Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы. Предельно допустимый выброс вредных веществ в атмосферу (ПДВ) устанавливают для каждого источника её загрязнения при условии, что выбросы вредных веществ от него и от совокупности других источников города или других населенных пунктов, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию загрязнителей, превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира. Они устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ. Если в воздухе городов и других населенных пунктов концентрация вредных веществ превышает ПДК, а значение ПДВ, по причинам объективного характера, в настоящее время не может быть достигнуто, вводятся поэтапные снижения выбросов. Таким образом на каждом этапе для обеспечения величин ПДВ устанавливают временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ) на уровне выбросов предприятий с наилучшей технологией производства, аналогичных по мощности и технологическим процессам (ГОСТ 17.2.3.02-78). Аналогичным образом разрабатываются нормативы по предельно допустимым сбросам (ПДС) и временно согласованным сбросам (ВСС) в водные объекты.
• Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) шума, вибрации, полей или иных вредных физических воздействий. Они устанавливаются на уровне, обеспечивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающую природную среду.
• Нормативы предельно допустимого уровня безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания, предельно допустимого уровня радиационного облучения населения. Данные нормативы устанавливаются в величинах, не представляющих опасности для здоровья и генетического фонда человека.
• Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве. Указанные нормы устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.
• Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Они устанавливаются путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии.
• Экологические требования к продукции. Они устанавливаются для предупреждения вреда окружающей природной среде, здоровью и генетическому фонду человека. Данные требования должны обеспечить соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использования продукции.
• Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Они устанавливаются с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.
• Нормативы санитарных и защитных зон. Они устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и других воздействий.
Особенность установления нормативов ПДК для почв состоит в том, что почвы, во-первых, способны накапливать значимое количество загрязняющих веществ (эмиссия в почвы), а во-вторых, накопленные в почве ингредиенты действуют на человека косвенным путем через контактирующие с почвой природные среды (эмиссия из почвы) путем жизнедеятельности почвенных организмов, прямого испарения с водой, диффузии, ветровой эрозии и т.д. Поэтому при определении величины допустимого содержания загрязняющего вещества в почве используются, наряду с показателем его влияния на почвенный микробиоценоз и процесс самоочищения почвы (общесанитарный показатель), еще три специфических показателя:
• транслокационный (миграция химических веществ из почвы в растения);
• миграционный воздушный (миграция химических веществ из почвы в атмосферный воздух);
• миграционный водный (миграция химических веществ из почвы в грунтовые воды).
Нормативы ПДК загрязняющих веществ в почве устанавливаются с учетом лимитирующего показателя их вредности. На первом месте по важности нормирования стоят пестициды и их метаболиты, затем нефтепродукты, сернистые вещества и т.д. При выборе индикаторных растений для обоснования нормативов ПДК в почве предпочтение отдается растениям, представленным в пищевом рационе населения.
Система нормативов ПДК для вод включает три группы показателей, установленных для хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного водопользования. Каждый водопользователь предъявляет свои требования к качеству воды, исходит из своих интересов и технических возможностей. В практике рыбохозяйственного нормирования, так же как и при гигиеническом нормировании, были приняты следующие показатели вредности:
• санитарный, заключающийся в нарушении исторически сложившихся в водоеме экологических условий;
• токсикологический, отражающий прямую токсичность вещества для водных организмов;
• санитарно-токсикологический;
• органолептический;
• рыбохозяйственный, заключающийся в порче товарных качеств рыбы и других промысловых гидробиот.
Постановка задачи по соблюдению пороговых нормативов содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, воде, водоемах и почвах и поступления загрязняющих веществ от предприятия при его эксплуатации привела к практике распределения квот и долей между субъектами хозяйствования на право загрязнять окружающую среду.
Третью группу так называемых «экологических» норм составляют требования к процессу организации и ведения хозяйственной деятельности с целью недопущения нерегулируемого воздействия на окружающую среду. Этими нормами обуславливаются все стадии подготовки обосновывающей документации о развитии хозяйственной деятельности — природопользования, эксплуатации предприятия, а также организации контроля за его эксплуатацией. Группа процедурных норм (ПН) представлена следующими их видами и правилами:
• технические нормы;
• градостроительные нормы;
• рекреационные нормы;
• организационные нормы;
• распорядительные нормы;
• терминологические нормы.
Подводя итог вышеприведенному анализу используемых в России «экологических» нормативов можно отметить, что система применяемых ПДК является более жесткой по сравнению с зарубежными (табл. 2.6.), но принятые экологические нормативы во многих случаях не соблюдаются.
Таблица
2.6
Сравнительная характеристика предельно
допустимых (среднесуточных) концентраций
(ПДК) загрязняющих веществ в отдельных
странах
Страна |
Вид загрязняющего вещества | |||
сернистый ангидрид |
диоксид азота |
оксид углерода |
пыль | |
Россия |
0,05 |
0,04 |
3,0 |
0,15 |
Япония |
0,12 |
0,08 |
12,5 |
0,1 |
Австрия |
0,2 |
0,1 |
7,0 |
0,12-0,2 |
Швейцария |
0,1 |
0,08 |
8,0 |
0,15 |
Германия |
0,14 |
0,08 |
10,0 |
0,15 |
Канада |
0,12 |
0,16 |
нд |
0,2 |
К недостаткам существующей системы экологического нормирования можно отнести отсутствие четкой связи с экономическими инструментами защиты природы. Подтверждением тому является значительное превышение ПДК в отдельных городах и регионах страны.
Система нормативов, относящихся к охране окружающей среды, должна отвечать следующим требованиям:
• выполнимость и контролируемость нормативов при современном техническом уровне производства и прибороизмерительной базы;
• экономическая обоснованность их достижения.
Система ПДК не отвечает перечисленным требованиям, однако отказываться от нее нет необходимости, так как ПДК характеризуют тот уровень, ниже которого концентрация вредных веществ безопасна для здоровья населения. ПДК, по сути дела, представляют собой нормы-ориентиры (стандарты), указывающие направление и конечную цель, к которой следует стремиться предприятиям в экологической политике.
Поскольку достижение указанных норм может быть осуществлено через определенные последовательные этапы, общество нуждается в промежуточных вешках, их обозначающих. Этим целям служат прогрессивные нормативы выбросов (сбросов), устанавливаемые на определенный срок, например, на 5 лет. После завершения срока и выполнения требований вводятся новые нормативы с более жесткими требованиями и так вплоть до достижения источниками загрязнения экологических стандартов. При этом появляется возможность не только ставить перед руководителями предприятий конкретные текущие среднесуточные и долгосрочные задачи по сокращению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, но и целенаправленно управлять этими процессами.
В соответствии с существующим законодательством Российской Федерации при нарушении требований нормативов качества окружающей среды выброс, сброс вредных веществ или иные виды воздействия на окружающую среду могут быть ограничены или прекращены по предписанию природоохранных органов, а также органов санитарно-эпидемиологического надзора. Поэтому экологическое нормирование играет исключительно важную роль в переходе к устойчивому развитию.
Формы
экологического нормирования качества
окружающей среды могут быть различными
— от «запретительно-
Все
перечисленные выше «экологические» нормы
относятся к нормам «запретительно-
В зависимости от сферы действия они подразделяются на группы: санитарно-гигиенические, строительные (СНиПы) и др. Эти нормы обязательно учитываются при разработке проектной документации — до последнего времени они были эффективными рычагами природоохранной деятельности в строительстве.
Наиболее полно весь комплекс санитарно-гигиенических требований представлен в сфере санитарно-эпидемиологического надзора («Справочник предельно-допустимых концентраций вредных веществ в пищевых продуктах и среде обитания» — М., 1993). Качество окружающей среды оценивается в рамках санитарно-гигиенических норм по санитарно-химическим, физико-физиолого-гигиеническим и микробиологическим показателям. Например, в целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения. Имеющиеся сегодня сведения о предельно допустимых концентрациях (ПДК, мг/м3) позволяют осуществлять постоянный лабораторный контроль за степенью загрязнения воздуха на промышленных предприятиях. По степени воздействия на организм вредные вещества делятся на четыре класса опасности: 1-й - вещества чрезвычайно опасные; 2-й - высокоопасные; 3-й — умеренно опасные; 4-й — малоопасные. При совместном присутствии в атмосфере воздуха нескольких веществ, обладающих суммацией действия, сумма их концентраций не должна превышать 1 (единицы) при расчете по формуле:
С1/ПДК1+ С2/ПДК2+.....Сn/ПДКn = 1,
где: С1; С2, Сn — фактические концентрации веществ в атмосферном воздухе; ПДК1; ПДК2, ПДКn — предельно допустимые концентрации тех же веществ.
Подобная же система показателей используется и для оценки загрязнения воды - ПДК, мг/л, и почв - ПДК, мг/кг, воздушно-сухой почвы. Устанавливаются лимитирующие показатели вредности веществ-загрязнителей в воде: санитарно-токсикологический, общесанитарный, органолептический, а для веществ-загрязнителей почвы: миграционный воздушный, миграционный водный, общесанитарный, транслокационный.
Информация о работе Оценка и нормативы качества природной среды