Оценка и нормативы качества природной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 14:47, реферат

Краткое описание

В настоящее время используются разные нормативы качества окружающей природной среды, и функции их различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие — лимитируют вредные воздействия на природу. Однако их объединяет общность целей, так как они определяют качество не социальной, а природной среды.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 53.15 Кб (Скачать файл)

Сегодня при разработке проектной документации обязательно учитываются не только опасность химического загрязнения, но и загрязнения физического. Для этого используется система радиационного нормирования. Ионизирующая радиация (радиационный фон) действует разрушительным образом на живое вещество и является одной из причин гибели живых организмов. Основным критерием, характеризующим степень радиационной безопасности человека, является среднегодовое значение эффективной дозы. Международной комиссией по

радиологической медицине рекомендована, в качестве предельной, доза облучения населения, равная 0,1 бэр/год.

К основным путям облучения человека (как основного объекта защиты), которые должны учитываться при оценке реальных эффективных доз, относятся:

а) внешнее облучение от гамма-излучающих радионуклидов в радиоактивном облаке;

б) внешнее облучение от аэрозольных и твердых выпадений;

в) внутреннее облучение по пищевым цепочкам и по ингаляционному пути. Несмотря на детальную проработанность этих норм, сегодня они оказались недостаточно эффективными из-за изменившейся экологической ситуации и практически не связаны с состоянием экосистем.

Для оценки качества состояния растительности используют многочисленные параметры. Среди них:

• уменьшение биологического разнообразия (индекс разнообразия Симпсона, % от нормы);

• плотность популяции вида — индикатор антропогенной нагрузки (%);

• площадь коренных ассоциаций (% от общей площади);

• лесистость (% от оптимальной зональной);

• плотность зеленых насаждений в крупных городах и промышленных центрах (%).

Нормативы ПДК для растительности представлены концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в зоне лесных насаждений. На сегодня нормативы ПДК для леса достаточно полно разработаны только для особо охраняемых территорий (например, для территории, где расположена музей-усадьба Ясная Поляна) или для зон чрезвычайной экологической ситуации (например, для лесов в окрестностях г. Братска). В дальнейшем можно ожидать, что аналогичные нормативные требования будут распространены и на другие районы.

Сегодня учеными установлено, что лес реагирует на более низкие концентрации содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, чем человек.

Сравнение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для человека и древесных пород приведено в табл. 2.7.

Таблица 2.7 
Предельно допустимые, максимальные разовые и средние концентрации вредных веществ для человека (ПДК) и древесных пород (ПДК-Л) в воздухе 

 

Вредные вещества

Предельно допустимые концентрации, мг/м3

для человека

для древесных пород

максимальные разовые

среднесуточные

максимальные разовые

среднесуточные

Азота оксиды

0,085

0,04

0,04

0,02

Ангидрид сернистый

0,5

0,05

0,3

0,015

Аммиак

0,2

0,04

0,1

0,04

Бензол

0,5

0,1

0,1

0,05

Взвешенные вещества (пром. пыль, цемент)

0,5

0,05

0,2

0,05

Метанол

 

0,2

0,1

Оксид углерода

5,0

3,0

5,0

3,0

Пары серной кислоты

0,3

0,1

0,1

0,03

Сероводород

0,008

0,008

0,008

0,008

Соединения фтора газообразные (в пересчете на фтор)

0,02

0,005

0,02

0,003

Формальдегид

0,035

0,003

0,02

0,003

Хлор

0,1

0,03

0,025

0,015


Существенным недостатком системы экологического нормирования является также отсутствие интегральных показателей предельно допустимого воздействия на отдельные компоненты природной среды и экосистемы в целом. Для обеспечения устойчивого (ноосферного) развития важно знать границу количественного изменения нормативов экосистемы, при котором сохраняется биологическое разнообразие в экосистеме, продолжаются процессы обмена веществ и энергии и не меняется способ функционирования различных ее компонентов.

Все перечисленные показатели и, прежде всего, ПДК, допустимая суточная доза (ДСД) токсичных загрязнителей и др. не охватывают и не отражают всех аспектов влияния загрязнителей не только на здоровье человека, но и на экосистему и ее компоненты. Отсутствие их учета привело к снижению качества среды, ее деградации, коррозионной активности по отношению к строительным системам. Поэтому оценка воздействия различных загрязнителей на здоровье человека и на окружающую среду только по рассмотренным выше нормам недостаточна. Кроме того, все рассмотренные нормативы разработаны для поддержания существующего уровня потребительского отношения к природопользованию и недостаточны для обеспечения сохранения устойчивости экосистем в целом.

С помощью общих, унифицированных экологических нормативов, снижая нагрузки на окружающую среду, можно гармонизировать управление внешними торгово-экономическими отношениями. Ныне эффективная внешнеторговая политика любой страны практически немыслима без установления системы прогрессивных экологических нормативов на экспортные изделия, материалы, сырье, без их согласования с нормативами главных торгово-экономических партнеров, без постоянной корректировки по мере обновления нормативов у партнеров.

В последние годы в мировой практике охраны окружающей среды активно внедряется и используется «экологически-управленческая» форма регулирования или, как ее принято сейчас называть, «Система экологического менеджмента» (СЭМ). «СЭМ является комплексом целей, методов и средств работы, с помощью которых предприятие пытается улучшить учет экологических обстоятельств в своей деятельности». Информация о том, какими могут быть СЭМ, представлена в британском стандарте по организации экологического менеджмента BS 7750, в директиве Европейского Союза по экологическому менеджменту в «Eco-Management and Audit Scheme» (EMAS) и в международной программе для химической промышленности «Responsible Care». В 1990 году опубликован стандарт ISO-14000, на основе которого должны создаваться системы экологического менеджмента. Для действия СЭМ сегодня необходимы две категории конкретных показателей качества среды: первая категория должна характеризовать опасные влияния экологических факторов на здоровье человека, вторая - оценивать и учитывать суммарные нагрузки на природную среду, возможности экосистемы выдерживать эти нагрузки, сохраняя при этом экологическую устойчивость. В этом случае возможно говорить о качестве окружающей среды как интегральном свойстве, которое определяется наличием качественных ресурсов (чистого воздуха, чистой питьевой воды, экологически чистых продуктов питания, экологически безопасных для человека строительных материалов, принципиально исключающих содержание в них опасных загрязнителей) для жизнедеятельности человечества и сегодня, и в необозримом будущем.

Поэтому основное внимание в строительстве должно быть уделено регулированию природоохранной деятельности с учетом комплекса экологических проблем и требований. Прежде всего строители должны стремиться организовать свою деятельность по принципам устойчивого развития экосистем за счет поддержания компонентного экологического равновесия и соблюдения территориальных норм размещения техногенных объектов для сохранения территориального равновесия. Существующая сегодня городская служба экологического мониторинга и созданная служба географической информационной системы (ГИС) позволяют строителям легко ориентироваться, оценивая состояние природной системы города и техногенные нагрузки на застраиваемых территориях.

Успех внедрения появившейся и у нас в последние годы системы экологического менеджмента зависит от знания и понимания методологии СЭМ, касающейся сферы «устойчивого развития экосистем», представленной в международных стандартах серии ИСО-14000.

 

 

Практическая часть

Расчет платежей за загрязнение атмосферного воздуха в результате 
функционирования филиала южные электрические сети ОАО «АЭК Комиэнерго»

  1. Сведения о предприятии  
    «Комиэнерго» по 
    результатам рейтингов известных аналитических изданий на протяжении последних 
    лет регулярно входит в число 200 крупнейших компаний России.

 

Рыночная стоимость 
«Комиэнерго» за последние восемь лет выросла более чем в 10 раз. По этому 
показателю компания вошла в число 75 лидеров роста в России.

 

В 2007 году по решению 
экспертов и членов Экспертного Совета Международного Форума бухгалтеров и 
аудиторов, по результатам данных финансовой деятельности в 2006-2007 годах, 
компания «Комиэнерго» удостоена звания «Предприятие высокой организации 
финансовой деятельности».

 

В территориальном 
отношении энергосистема состоит из пяти энергоузлов: Воркутинский, Интинский, 
Печорский, Ухтинский, Южный. Все узлы имеют генерирующие источники и соединены 
системообразующими одноцепными ВЛ 220 кВ. По межсистемной линии электропередачи 
напряжением 220 кВ энергосистема связана с Единой Энергосистемой России. Более 
половины полезного отпуска электроэнергии потребляет промышленность Республики 
Коми. «Комиэнерго» ежегодно осуществляет передачу около 6 млрд. кВт.ч 
электроэнергии потребителям Республики Коми.

 

Предприятия Комиэнерго 
являются крупными источниками загрязнения атмосферного воздуха. Основные 
загрязняющие вещества, поступающие в атмосферу – это диоксид серы, оксид 
углерода, оксиды азота, твердые вещества, газообразные и жидкие вещества.

 

Каков перечень 
образующихся загрязняющих веществ на Комиэнерго, какова степень их улавливания 
и какое для этого используются газоулавливающее оборудование, какой вклад 
вносит Комиэнерго в загрязнение атмосферного воздуха – это не полный перечень 
вопросов, на которые хотелось бы получить ответы.

 

 

Задачами курсового проекта являлись:

 

1.  
Оценка 
воздействия на атмосферный воздух (выявление источников загрязнения, перечня 
загрязняющих веществ, способов их улавливания и очистки перед выбросом в 
атмосферный воздух) в результате деятельности филиала «Комиэнерго» 
«Южные электрические сети».

 

2.  
Разработка 
современной технологической схемы очистки атмосферного воздуха, подбор 
аппаратурного оформления, обеспечивающего высокую степень очистки.

 

3.  
Расчет 
эколого-экономических показателей (ущерба, наносимого атмосферному воздуху и 
платы за загрязнение атмосферного воздуха) в результате деятельности филиала 
«Комиэнерго» «Южные электрические сети».

 

 

  1. Расчёт платы за загрязнение атмосферного воздуха 
    Законом РФ «Об охране 
    окружающей природной среды» установлен порядок платности природопользования, 
    который включает плату за природные ресурсы и плату за загрязнение окружающей 
    природной среды.

Основные положения платы 
за загрязнение природной среды определены постановлением Правительства РФ от 
12.06.03 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух 
загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы 
загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение 
отходов производства и потребления», в котором утверждены порядок расчета 
размеров платежей и порядок перечисления природопользователями платежей за 
загрязнение окружающей природной среды.

С экономической точки 
зрения система платежей за загрязнение строится по принципу компенсации ущерба, 
причиняемого загрязнением природной среды.

Плата за загрязнение 
окружающей природной среды – это форма частичного возмещения экономического 
ущерба, возникающего при осуществлении природопользователем хозяйственной, 
управленческой и иной деятельности в пределах установленных нормативов 
(лимитов) негативного воздействия на качество окружающей природной среды, а 
также при их несоблюдении, если оно не привело к значительным экологическим 
последствиям, требующим специального расследования.

В настоящее время 
действующими являются базовые нормативы платы в соответствии с Постановлением 
Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344. В 2005 году было создано постановление правительства РФ №410 
о внесении изменений в приложение №1 к постановлению правительства РФ №344.

Для учета различного 
экологического состояния регионов введены специальные коэффициенты 
экологической ситуации и экологической значимости территории (Кэкол), 
которые учитывают состояние атмосферного воздуха, почвы и водных объектов и 
зависят от степени загрязнения и деградации природной среды в данном регионе.

Общая сумма платы за 
выбросы загрязняющих веществ складывается из трех частей:

П = Пн + Пл 
+ Псл,

где Пн – плата 
за массу загрязняющих веществ в размерах, не превышающих предельно допустимый 
норматив (ПДВ, ПДС), руб;

Пл – плата за 
массу загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов (ВСС), руб;

Псл – плата за 
сверхлимитную массу, руб.

При этом плата за 
сверхлимитный сброс (выброс) в 5 раз превышает плату за лимитный и в 25 раз 
превышает плату за предельно допустимый сброс (выброс).

Состав платежей для 
конкретного случая полностью зависит от размера фактической массы загрязнений (mф), попадающих в окружающую среду. Если для всех ЗВ mф £ mн, то общая сумма платы:  

n П = Пн = å Нбi   mфi  Кэкол   Кинд  

   i =1

где i…n — вид и количество видов загрязняющих веществ;

Нбi – базовый норматив платы за выброс 
одной тонны i-го загрязняющего вещества в пределах 
допустимых норм, руб/т [10];

mфi — фактическая масса i-го загрязняющего вещества, т/год;

mн – предельно допустимый выброс или предельно допустимый 
сброс ЗВ, т/год;

Кэкол - 
коэффициент экологической ситуации и экологической значимости территории;

Кинд - 
коэффициент индексации платы.

Размер 
платы за выброс загрязняющих веществ учитывает допустимый норматив выброса 
загрязняющих веществ, коэффициенты экологической ситуации и экологической 
значимости состояния атмосферного объекта (для Республики Коми принят равным 
1,4). Нормативы платы за выбросы применены с использованием дополнительного 
коэффициента 2 для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 
Коэффициент индексации платы за загрязнение окружающей среды на 2007 г. равен 1,48(№344) и 1,21(№410)

Если mф £ mл , то общая сумма платы:                              

 
   n

П = Пн + Пл 
= Пн + 5 å Нбi (mфi – mHi)  Кэкол   Кинд                               

 
  i = 1

где mл - временно согласованный выброс, 
т/год.

Информация о работе Оценка и нормативы качества природной среды