Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 14:47, реферат
В настоящее время используются разные нормативы качества окружающей природной среды, и функции их различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие — лимитируют вредные воздействия на природу. Однако их объединяет общность целей, так как они определяют качество не социальной, а природной среды.
Сегодня при разработке проектной документации обязательно учитываются не только опасность химического загрязнения, но и загрязнения физического. Для этого используется система радиационного нормирования. Ионизирующая радиация (радиационный фон) действует разрушительным образом на живое вещество и является одной из причин гибели живых организмов. Основным критерием, характеризующим степень радиационной безопасности человека, является среднегодовое значение эффективной дозы. Международной комиссией по
радиологической медицине рекомендована, в качестве предельной, доза облучения населения, равная 0,1 бэр/год.
К основным путям облучения человека (как основного объекта защиты), которые должны учитываться при оценке реальных эффективных доз, относятся:
а) внешнее облучение от гамма-излучающих радионуклидов в радиоактивном облаке;
б) внешнее облучение от аэрозольных и твердых выпадений;
в) внутреннее облучение по пищевым цепочкам и по ингаляционному пути. Несмотря на детальную проработанность этих норм, сегодня они оказались недостаточно эффективными из-за изменившейся экологической ситуации и практически не связаны с состоянием экосистем.
Для оценки качества состояния растительности используют многочисленные параметры. Среди них:
• уменьшение биологического разнообразия (индекс разнообразия Симпсона, % от нормы);
• плотность популяции вида — индикатор антропогенной нагрузки (%);
• площадь коренных ассоциаций (% от общей площади);
• лесистость (% от оптимальной зональной);
• плотность зеленых насаждений в крупных городах и промышленных центрах (%).
Нормативы ПДК для растительности представлены концентрациями загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в зоне лесных насаждений. На сегодня нормативы ПДК для леса достаточно полно разработаны только для особо охраняемых территорий (например, для территории, где расположена музей-усадьба Ясная Поляна) или для зон чрезвычайной экологической ситуации (например, для лесов в окрестностях г. Братска). В дальнейшем можно ожидать, что аналогичные нормативные требования будут распространены и на другие районы.
Сегодня учеными установлено, что лес реагирует на более низкие концентрации содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, чем человек.
Сравнение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе для человека и древесных пород приведено в табл. 2.7.
Таблица
2.7
Предельно допустимые, максимальные
разовые и средние концентрации вредных
веществ для человека (ПДК) и древесных
пород (ПДК-Л) в воздухе
Вредные вещества |
Предельно допустимые концентрации, мг/м3 | |||
для человека |
для древесных пород | |||
максимальные разовые |
среднесуточные |
максимальные разовые |
среднесуточные | |
Азота оксиды |
0,085 |
0,04 |
0,04 |
0,02 |
Ангидрид сернистый |
0,5 |
0,05 |
0,3 |
0,015 |
Аммиак |
0,2 |
0,04 |
0,1 |
0,04 |
Бензол |
0,5 |
0,1 |
0,1 |
0,05 |
Взвешенные вещества (пром. пыль, цемент) |
0,5 |
0,05 |
0,2 |
0,05 |
Метанол |
— |
0,2 |
0,1 | |
Оксид углерода |
5,0 |
3,0 |
5,0 |
3,0 |
Пары серной кислоты |
0,3 |
0,1 |
0,1 |
0,03 |
Сероводород |
0,008 |
0,008 |
0,008 |
0,008 |
Соединения фтора газообразные (в пересчете на фтор) |
0,02 |
0,005 |
0,02 |
0,003 |
Формальдегид |
0,035 |
0,003 |
0,02 |
0,003 |
Хлор |
0,1 |
0,03 |
0,025 |
0,015 |
Существенным недостатком системы экологического нормирования является также отсутствие интегральных показателей предельно допустимого воздействия на отдельные компоненты природной среды и экосистемы в целом. Для обеспечения устойчивого (ноосферного) развития важно знать границу количественного изменения нормативов экосистемы, при котором сохраняется биологическое разнообразие в экосистеме, продолжаются процессы обмена веществ и энергии и не меняется способ функционирования различных ее компонентов.
Все перечисленные показатели и, прежде всего, ПДК, допустимая суточная доза (ДСД) токсичных загрязнителей и др. не охватывают и не отражают всех аспектов влияния загрязнителей не только на здоровье человека, но и на экосистему и ее компоненты. Отсутствие их учета привело к снижению качества среды, ее деградации, коррозионной активности по отношению к строительным системам. Поэтому оценка воздействия различных загрязнителей на здоровье человека и на окружающую среду только по рассмотренным выше нормам недостаточна. Кроме того, все рассмотренные нормативы разработаны для поддержания существующего уровня потребительского отношения к природопользованию и недостаточны для обеспечения сохранения устойчивости экосистем в целом.
С помощью общих, унифицированных экологических нормативов, снижая нагрузки на окружающую среду, можно гармонизировать управление внешними торгово-экономическими отношениями. Ныне эффективная внешнеторговая политика любой страны практически немыслима без установления системы прогрессивных экологических нормативов на экспортные изделия, материалы, сырье, без их согласования с нормативами главных торгово-экономических партнеров, без постоянной корректировки по мере обновления нормативов у партнеров.
В последние годы в мировой практике охраны окружающей среды активно внедряется и используется «экологически-управленческая» форма регулирования или, как ее принято сейчас называть, «Система экологического менеджмента» (СЭМ). «СЭМ является комплексом целей, методов и средств работы, с помощью которых предприятие пытается улучшить учет экологических обстоятельств в своей деятельности». Информация о том, какими могут быть СЭМ, представлена в британском стандарте по организации экологического менеджмента BS 7750, в директиве Европейского Союза по экологическому менеджменту в «Eco-Management and Audit Scheme» (EMAS) и в международной программе для химической промышленности «Responsible Care». В 1990 году опубликован стандарт ISO-14000, на основе которого должны создаваться системы экологического менеджмента. Для действия СЭМ сегодня необходимы две категории конкретных показателей качества среды: первая категория должна характеризовать опасные влияния экологических факторов на здоровье человека, вторая - оценивать и учитывать суммарные нагрузки на природную среду, возможности экосистемы выдерживать эти нагрузки, сохраняя при этом экологическую устойчивость. В этом случае возможно говорить о качестве окружающей среды как интегральном свойстве, которое определяется наличием качественных ресурсов (чистого воздуха, чистой питьевой воды, экологически чистых продуктов питания, экологически безопасных для человека строительных материалов, принципиально исключающих содержание в них опасных загрязнителей) для жизнедеятельности человечества и сегодня, и в необозримом будущем.
Поэтому основное внимание в строительстве должно быть уделено регулированию природоохранной деятельности с учетом комплекса экологических проблем и требований. Прежде всего строители должны стремиться организовать свою деятельность по принципам устойчивого развития экосистем за счет поддержания компонентного экологического равновесия и соблюдения территориальных норм размещения техногенных объектов для сохранения территориального равновесия. Существующая сегодня городская служба экологического мониторинга и созданная служба географической информационной системы (ГИС) позволяют строителям легко ориентироваться, оценивая состояние природной системы города и техногенные нагрузки на застраиваемых территориях.
Успех внедрения появившейся и у нас в последние годы системы экологического менеджмента зависит от знания и понимания методологии СЭМ, касающейся сферы «устойчивого развития экосистем», представленной в международных стандартах серии ИСО-14000.
Основные
положения платы
за загрязнение природной среды определены
постановлением Правительства РФ от
12.06.03 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы
в атмосферный воздух
загрязняющих веществ стационарными и
передвижными источниками, сбросы
загрязняющих веществ в поверхностные
и подземные водные объекты, размещение
отходов производства и потребления»,
в котором утверждены порядок расчета
размеров платежей и порядок перечисления
природопользователями платежей за
загрязнение окружающей природной среды.
С
экономической точки
зрения система платежей за загрязнение
строится по принципу компенсации ущерба,
причиняемого загрязнением природной
среды.
Плата
за загрязнение
окружающей природной среды – это форма
частичного возмещения экономического
ущерба, возникающего при осуществлении
природопользователем хозяйственной,
управленческой и иной деятельности в
пределах установленных нормативов
(лимитов) негативного воздействия на
качество окружающей природной среды,
а
также при их несоблюдении, если оно не
привело к значительным экологическим
последствиям, требующим специального
расследования.
В
настоящее время
действующими являются базовые нормативы
платы в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 12.06.2003 г. №344. В 2005
году было создано постановление правительства
РФ №410
о внесении изменений в приложение №1
к постановлению правительства РФ №344.
Для
учета различного
экологического состояния регионов введены
специальные коэффициенты
экологической ситуации и экологической
значимости территории (Кэкол),
которые учитывают состояние атмосферного
воздуха, почвы и водных объектов и
зависят от степени загрязнения и деградации
природной среды в данном регионе.
Общая
сумма платы за
выбросы загрязняющих веществ складывается
из трех частей:
П
= Пн + Пл
+ Псл,
где
Пн – плата
за массу загрязняющих веществ в размерах,
не превышающих предельно допустимый
норматив (ПДВ, ПДС), руб;
Пл – плата за
массу загрязняющих веществ в пределах
установленных лимитов (ВСС), руб;
Псл – плата за
сверхлимитную массу, руб.
При
этом плата за
сверхлимитный сброс (выброс) в 5 раз превышает
плату за лимитный и в 25 раз
превышает плату за предельно допустимый
сброс (выброс).
Состав
платежей для
конкретного случая полностью зависит
от размера фактической массы загрязнений
(mф), попадающих в окружающую среду.
Если для всех ЗВ mф £ mн, то общая сумма платы:
n П = Пн = å Нбi mфi Кэкол Кинд
i =1
где i…n — вид и количество видов загрязняющих веществ;
Нбi – базовый норматив платы за выброс
одной тонны i-го загрязняющего вещества
в пределах
допустимых норм, руб/т [10];
mфi — фактическая масса i-го загрязняющего вещества, т/год;
mн – предельно допустимый выброс
или предельно допустимый
сброс ЗВ, т/год;
Кэкол -
коэффициент экологической ситуации и
экологической значимости территории;
Кинд -
коэффициент индексации платы.
Размер
платы за выброс загрязняющих веществ
учитывает допустимый норматив выброса
загрязняющих веществ, коэффициенты экологической
ситуации и экологической
значимости состояния атмосферного объекта
(для Республики Коми принят равным
1,4). Нормативы платы за выбросы применены
с использованием дополнительного
коэффициента 2 для районов Крайнего Севера
и приравненных к ним местностей.
Коэффициент индексации платы за загрязнение
окружающей среды на 2007 г. равен 1,48(№344)
и 1,21(№410)
Если
mф £ mл , то общая сумма платы:
n
П
= Пн + Пл
= Пн + 5 å Нбi (mфi – mHi) Кэкол Кинд
i = 1
где
mл - временно согласованный выброс,
т/год.
Информация о работе Оценка и нормативы качества природной среды