Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 19:09, реферат

Краткое описание

Следует отметить, что в 80-е годы в стране не было целостного экономического механизма природопользования. Его отдельные элементы действовали разрознено, без взаимодействия друг с другом. Из-за отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов предприятия не были заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования предоставляемых им природных ресурсов и снижении загрязнения. Во многих случаях экономический ущерб, который наносился предприятиями окружающей среде, не оказывал заметного влияния на результаты их деятельности. С целью улучшения сложившегося положения в принятом в 1988 г. постановлении Правительства «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» были определены главные задачи в области развития экологической политики, при этом в качестве приоритетной задачи был определен переход от административных к преимущественно экономическим инструментам охраны окружающей среды.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 2
1.Методы управления охраной окружающей среды………………. .3
2.Система платежей за загрязнение окружающей среды в России...6
3.Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками…………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.27 Кб (Скачать файл)

                                                      Содержание.

Введение………………………………………………………………. 2

1.Методы управления охраной  окружающей среды………………. .3

2.Система платежей за  загрязнение окружающей среды  в России...6

3.Плата за загрязнение  атмосферы стационарными и передвижными  источниками…………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………12

Список литературы…………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

                                                    Введение.

Следует отметить, что в 80-е годы в стране не было целостного экономического механизма природопользования. Его отдельные элементы действовали разрознено, без взаимодействия друг с другом. Из-за отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов предприятия не были заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования предоставляемых им природных ресурсов и снижении загрязнения. Во многих случаях экономический ущерб, который наносился предприятиями окружающей среде, не оказывал заметного влияния на результаты их деятельности. С целью улучшения сложившегося положения в принятом в 1988 г. постановлении Правительства «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» были определены главные задачи в области развития экологической политики, при этом в качестве приоритетной задачи был определен переход от административных к преимущественно экономическим инструментам охраны окружающей среды.

Несмотря на очевидную с точки зрения экономической теории необходимость усиления экономической ответственности производителей за их воздействие на окружающую среду, а также имеющийся к середине 80-х годов мировой опыт платного природопользования, вопрос о введении платы за загрязнение в бывшем СССР представлялся остро дискуссионным. Это было связано как с неразвитостью экономических методов в сфере природопользования, так и с отсутствием необходимой правовой и нормативной базы. Введение платы за загрязнение рассматривалось чуть ли не как «признание» права на загрязнение, что противоречило официальным политико-идеологическим канонам того времени. К тому же практически отсутствовали методические проработки по введению такой платы.

 

 

 

 

 

                                               

 

                                          1. Методы управления  
                                        охраной окружающей среды.

Механизм управления природоохранной деятельностью на Западе отрабатывался с конца прошлого века, и каждая из развитых стран разработала свою модель. Этот механизм представляет собой весьма разветвленную систему, включающую правовое обеспечение, административные и экономические методы управления качеством окружающей среды. Все методы охраны окружающей природной среды можно разделить на три группы:

  • нефискальные методы - это введение природоохранных обязательных условий; изменение правовых условий с учетом экологического фактора; кооперация деятельности на широкой основе; непринудительное побуждение природопользователей к природосовместимым действиям; обеспечение приемуществ природопользователям, использующих природосберегающие продукты и способы производства;
  • методы, связанные с государственными доходами (лицензирование природопользования; налоги на загрязнение окружающей природной среды);
  • методы, связанные с государственными расходами - это природоохранные целевые инвестиции; госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих косвенное отношение к охране окружающей природной среды; экологонаправленная политика занятости населения; непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы; государственная поддержка экологических направлений НИОКР; государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды.

Экономические методы управления, представленные в таблице 1, позволяют предпринимателю предоставить свободу в совершении природоохранных действий в соответствии с его выгодой.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Экономические методы управления охраной окружающей среды.

Страна

Плата за загрязнение  
(загрязнитель платит)

Плата  
потре- 
бителя

Плата за  
продук- 
цию

Стра- 
ховая  
плата

Диффере 
циация  
оборотного  
налога

воз- 
духа

во- 
ды

отхо- 
дами

шу- 
мом

Австрия

 

+

+

+

+

 

+

 

Великобритания

     

+

+

+

   

Германия

+

+

 

+

+

+

   

Дания

       

+

+

+

+

Италия

 

+

   

+

+

   

Канада

       

+

     

Нидерланды

 

+

+

+

+

+

+

+

Норвегия

       

+

+

+

+

США

   

+

+

+

 

+

 

Франция

+

+

 

+

+

+

   

Финляндия

       

+

+

   

Швеция

       

+

+

+

+

Япония

+

   

+

       

 

 

Эти методы нацеливают на улучшение состояния окружающей среды в соответствии с требованиями общества. В то же время сами экономические методы основываются на своеобразных ценах и важно правильно их установить.

Платежи, например, выполняют перераспределительные функции, так как их уровень обычно относительно низок, чтобы повлиять на поведениеприродопользователей, а перечисленные средства обычно используются на строительство очистных сооружений, научные исследования. Поскольку они не выполняют стимулирующей функции, а соответствуют принципу "загрязнитель платит", то используются в редких случаях, о чем свидетельствуют данные таблицы. Платежи за загрязнение окружающей среды во Франции составляют лишь 0,03% от ВНП, в Германии - 0,015% от ВНП.

В отношении крупных предприятий-загрязнителей применяется "плата потребителя" - плата за пользование очистными сооружениями (плата за услуги местных властей). Этот метод используется почти во всех странах (см. таблицу).

Метод "плата за продукцию" представляет надбавку к цене продукции, которая в процессе производства или потребления загрязняет окружающую природную среду (например, моторные масла).

"Страховая  плата", к которой прибегают некоторые страны, это система залогов. Плата включается в цены на потенциально опасную продукцию. При сборе, утилизации страховая сумма (залог) возвращаются потребителю (сбор тары, аккумуляторов, электрических батареек и так далее). К этому же методу следует отнести принцип "пузыря". Напомню, что этот принцип состоит в покупке и продаже прав на фактическое или потенциальное загрязнение окружающей природной среды.

"Дифференциация оборотного налога" - это значительный набор льготных налогов на производителей "чистой" продукции и завышенные нормативы налога на предприятия, выпускающие "грязную" продукцию.

Рассмотренные выше экономические методы управления охраной окружающей среды могут быть использованы и в России, но с поправкой на экономическую нестабильность и сложность экологической обстановки.

По мнению многих экономистов, наиболее эффективным средством могут стать государственные субсидии в виде мягких кредитов и налоговых льгот. Принцип "пузыря" также считается (несмотря на отрицательные нравственные корни) перспективным методом.

                                2. Система платежей за загрязнение  
                                     окружающей среды в России.

Плата за загрязнение окружающей среды в нашей стране начала вводится в виде эксперимента в 29 регионах с 1990 года. Было предложено установить платежи за выброс в атмосферу загрязняющих веществ, сброс в водные объекты загрязняющих веществ, размещение твердых отходов.

Кратко представим эту систему в целом и по объектам загрязнения.

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливались два вида нормативов платы:

за допустимые (в пределах установленных лимитов) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов;

за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение твердых отходов.

Источником платы за допустимые выбросы и сбросы становилась прибыль, а платы за сверхнормативные выбросы (сбросы) - хозрасчетный доход предприятия.

В ходе эксперимента намечалось решить ряд задач и опробировать три базовых метода и несколько их модификаций. На практике было применено два метода: 1) ставки платежей рассчитывались, исходя из экономического ущерба от загрязнения окружающей среды; 2) исходя из затрат, необходимых для достижения определенных экологических целей (вариант Госкомприроды СССР).

Как показал эксперимент, первый метод оказался непосильным для предприятий. Однако использование этих экономических методов показали их действенность и эффективность в решении экологических вопросов.

После проведения эксперимента в России в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 9.01.91 г. № 13 повсеместно была введена плата за загрязнение окружающей природной среды. В общем виде действующая система представлена на рис. 1.

Рис. 1

 

При расчете нормативной платы за загрязнение принят затратный подход (второй метод по эксперименту).

Базовые нормативы платы за загрязнение (дифференцированные ставки) корректируются с помощью коэффициентов экологической ситуации и значимости, а также ежегодно коэффициентом индексации (с учетом изменений экологической ситуации, цен и инфляции).

Все согласование предельно допустимых нормативов, определение лимитов осуществляется на региональном уровне исполнительными органами в лице комитетов по охране природы. С учетом накопленного опыта взимания платежей были внесены изменения в порядок их определения и взимания.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещения отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхнормативная.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы, размещение отходов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Таким образом, платежи в этой части возмещаются потребителями.

Платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. А при отсутствии прибыли - за счет всех имеющихся средств у предприятия.

В настоящее время в силу реально существующих экономических условий действуют ограничения. Так, если рентабельность не превышает 25%, то максимальный процент от прибыли, в пределах которого взимаются платежи составляет 20%, при рентабельности до 50% - 50%, а свыше 50% - 70%. Введение такой нормы представляет собой льготу природопользователям, носит временный характер до улучшения экономической ситуации .

Полное освобождение от платы распространяется на природопользователей, деятельность которых финансируется из бюджета любого уровня.

Частичное освобождение от платы за загрязнения распространяются на природопользователей, деятельность которых связана с оказанием услуг населению по линии ЖКХ, если природопользователи не выходят за рамки установленных норм и требований.

В целях стимулирования природоохранной деятельности применяется снижение платы за загрязнение с учетом освоения природопользователем средств на выполнение природоохранных мероприятий в диапазоне 0-100% размера платы.

В настоящее время корректировка в среднем по России составляет 35-40% от общего размера начислений платы за загрязнение окружающей среды.

 

 

 

Представленная выше методика платы за загрязнение установлена на следующих принципах:

стимулирования осуществления природоохранных мероприятий;

  • платы за каждый ингредиент выбросов (сбросов);
  • единого межотраслевого подхода;
  • учета региональных особенностей (регион мог установить коэффициенты в зависимости от экологической ситуации и значимости);
  • простоты и удобства порядка взимания.

Плата за загрязнение выступает в двух формах: 1) налоговой и 2) вненалоговой (плата во внебюджетные фонды). В России основная часть платы (90%) поступает в государственные внебюджетные экологические фонды, что соответствует мировой практике.

Главный недостаток существующей системы платежей - низкий уровень. И поэтому предприятиям гораздо выгоднее платить за загрязнение, чем осуществлять природоохранные мероприятия. В России, например, базовые ставки за сброс фосфора и азота в водные объекты соответственно в 165 и 900 раз меньше, чем в Германии.

К недостаткам действующей системы следует отнести еще и такие:

  • нормативы платы установлены не на все загрязняющие вещества;
  • многие предприятия (особенно небольшие) обладают слабой материальной базой контроля, поэтому плата за загрязнение оказывается заниженной;
  • нуждается в уточнении нормативная база платы за загрязнения;
  • коэффициенты индексации платы отстают от изменения цен и темпов роста инфляции;
  • текущая ситуация неплатежей приводит к трудностям в сборе денег;
  • системой платы не охвачены некоторые распространенные виды негативного воздействия на окружающую среду (бактериологическое, радиационное и другие);
  • действующая ныне система мониторинга выбросов является дорогостоящей и требует совершенствования.

Информация о работе Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками