Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 19:09, реферат
Краткое описание
Следует отметить, что в 80-е годы в стране не было целостного экономического механизма природопользования. Его отдельные элементы действовали разрознено, без взаимодействия друг с другом. Из-за отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов предприятия не были заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования предоставляемых им природных ресурсов и снижении загрязнения. Во многих случаях экономический ущерб, который наносился предприятиями окружающей среде, не оказывал заметного влияния на результаты их деятельности. С целью улучшения сложившегося положения в принятом в 1988 г. постановлении Правительства «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» были определены главные задачи в области развития экологической политики, при этом в качестве приоритетной задачи был определен переход от административных к преимущественно экономическим инструментам охраны окружающей среды.
Содержание
Введение………………………………………………………………. 2 1.Методы управления охраной окружающей среды………………. .3 2.Система платежей за загрязнение окружающей среды в России...6 3.Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками…………………………………………………………..10 Заключение……………………………………………………………12 Список литературы…………………………………………………...14
1.Методы управления охраной
окружающей среды………………. .3
2.Система платежей за
загрязнение окружающей среды
в России...6
3.Плата за загрязнение
атмосферы стационарными и передвижными
источниками…………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………...14
Введение.
Следует отметить, что в 80-е
годы в стране не было целостного экономического
механизма природопользования. Его отдельные
элементы действовали разрознено, без
взаимодействия друг с другом. Из-за отсутствия
действенных экономических рычагов и
стимулов предприятия не были заинтересованы
в обеспечении комплексного и рационального
использования предоставляемых им природных
ресурсов и снижении загрязнения. Во многих
случаях экономический ущерб, который
наносился предприятиями окружающей среде,
не оказывал заметного влияния на результаты
их деятельности. С целью улучшения сложившегося
положения в принятом в 1988 г. постановлении
Правительства «О коренной перестройке
дела охраны природы в стране» были определены
главные задачи в области развития экологической
политики, при этом в качестве приоритетной
задачи был определен переход от административных
к преимущественно экономическим инструментам
охраны окружающей среды.
Несмотря на очевидную с точки
зрения экономической теории необходимость
усиления экономической ответственности
производителей за их воздействие на окружающую
среду, а также имеющийся к середине 80-х
годов мировой опыт платного природопользования,
вопрос о введении платы за загрязнение
в бывшем СССР представлялся остро дискуссионным.
Это было связано как с неразвитостью
экономических методов в сфере природопользования,
так и с отсутствием необходимой правовой
и нормативной базы. Введение платы за
загрязнение рассматривалось чуть ли
не как «признание» права на загрязнение,
что противоречило официальным политико-идеологическим
канонам того времени. К тому же практически
отсутствовали методические проработки
по введению такой платы.
1. Методы управления
охраной окружающей среды.
Механизм управления природоохранной
деятельностью на Западе отрабатывался
с конца прошлого века, и каждая из развитых
стран разработала свою модель. Этот механизм
представляет собой весьма разветвленную
систему, включающую правовое обеспечение,
административные и экономические методы
управления качеством окружающей среды.
Все методы охраны окружающей природной
среды можно разделить на три группы:
нефискальные методы - это введение природоохранных обязательных условий; изменение правовых условий с учетом экологического фактора; кооперация деятельности на широкой основе; непринудительное побуждение природопользователей к природосовместимым действиям; обеспечение приемуществ природопользователям, использующих природосберегающие продукты и способы производства;
методы, связанные
с государственными доходами (лицензирование природопользования; налоги на загрязнение окружающей природной среды);
методы, связанные
с государственными расходами - это природоохранные целевые инвестиции; госбюджетное финансирование мероприятий, имеющих косвенное отношение к охране окружающей природной среды; экологонаправленная политика занятости населения; непосредственное стимулирование экологонаправленной частной хозяйственной инициативы; государственная поддержка экологических направлений НИОКР; государственное финансирование учреждений охраны окружающей среды.
Экономические методы управления,
представленные в таблице 1, позволяют
предпринимателю предоставить свободу
в совершении природоохранных действий
в соответствии с его выгодой.
Таблица 1
Экономические методы
управления охраной окружающей среды.
Страна
Плата за загрязнение
(загрязнитель платит)
Плата
потре-
бителя
Плата за
продук-
цию
Стра-
ховая
плата
Диффере
циация
оборотного
налога
воз-
духа
во-
ды
отхо-
дами
шу-
мом
Австрия
+
+
+
+
+
Великобритания
+
+
+
Германия
+
+
+
+
+
Дания
+
+
+
+
Италия
+
+
+
Канада
+
Нидерланды
+
+
+
+
+
+
+
Норвегия
+
+
+
+
США
+
+
+
+
Франция
+
+
+
+
+
Финляндия
+
+
Швеция
+
+
+
+
Япония
+
+
Эти методы нацеливают на улучшение
состояния окружающей среды в соответствии
с требованиями общества. В то же время
сами экономические методы основываются
на своеобразных ценах и важно правильно
их установить.
Платежи, например, выполняют перераспределительные
функции, так как их уровень обычно относительно
низок, чтобы повлиять на поведениеприродопользователей,
а перечисленные средства обычно используются
на строительство очистных сооружений,
научные исследования. Поскольку они не
выполняют стимулирующей функции, а соответствуют
принципу "загрязнитель платит",
то используются в редких случаях, о чем
свидетельствуют данные таблицы. Платежи
за загрязнение окружающей среды во Франции
составляют лишь 0,03% от ВНП, в Германии
- 0,015% от ВНП.
В отношении крупных предприятий-загрязнителей
применяется "плата потребителя" -
плата за пользование очистными сооружениями
(плата за услуги местных властей). Этот
метод используется почти во всех странах
(см. таблицу).
Метод "плата за продукцию" представляет
надбавку к цене продукции, которая в процессе
производства или потребления загрязняет
окружающую природную среду (например,
моторные масла).
"Страховая
плата", к которой прибегают некоторые
страны, это система залогов. Плата включается
в цены на потенциально опасную продукцию.
При сборе, утилизации страховая сумма
(залог) возвращаются потребителю (сбор
тары, аккумуляторов, электрических батареек
и так далее). К этому же методу следует
отнести принцип "пузыря". Напомню,
что этот принцип состоит в покупке и продаже
прав на фактическое или потенциальное
загрязнение окружающей природной среды.
"Дифференциация оборотного
налога" - это значительный набор
льготных налогов на производителей "чистой"
продукции и завышенные нормативы налога
на предприятия, выпускающие "грязную"
продукцию.
Рассмотренные выше экономические
методы управления охраной окружающей
среды могут быть использованы и в России,
но с поправкой на экономическую нестабильность
и сложность экологической обстановки.
По мнению многих экономистов,
наиболее эффективным средством могут
стать государственные субсидии в виде
мягких кредитов и налоговых льгот. Принцип
"пузыря" также считается (несмотря
на отрицательные нравственные корни)
перспективным методом.
2. Система платежей за загрязнение
окружающей среды в России.
Плата за загрязнение окружающей
среды в нашей стране начала вводится
в виде эксперимента в 29 регионах с 1990
года. Было предложено установить платежи
за выброс в атмосферу загрязняющих веществ,
сброс в водные объекты загрязняющих веществ,
размещение твердых отходов.
Кратко представим эту систему
в целом и по объектам загрязнения.
За выбросы (сбросы) загрязняющих
веществ и размещение отходов устанавливались два вида нормативов
платы:
за допустимые (в пределах установленных
лимитов) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих
веществ и размещение твердых отходов;
за превышение допустимых выбросов
(сбросов) загрязняющих веществ и размещение
твердых отходов.
Источником платы за допустимые
выбросы и сбросы становилась прибыль, а платы
за сверхнормативные выбросы (сбросы)
- хозрасчетный доход
предприятия.
В ходе эксперимента намечалось
решить ряд задач и опробировать три базовых
метода и несколько их модификаций. На
практике было применено два метода: 1)
ставки платежей рассчитывались, исходя
из экономического ущерба от загрязнения
окружающей среды; 2) исходя из затрат,
необходимых для достижения определенных
экологических целей (вариант Госкомприроды
СССР).
Как показал эксперимент, первый
метод оказался непосильным для предприятий.
Однако использование этих экономических
методов показали их действенность и эффективность
в решении экологических вопросов.
После проведения эксперимента
в России в соответствии с Постановлением
Совета Министров РСФСР от 9.01.91 г. № 13 повсеместно
была введена плата за загрязнение окружающей
природной среды. В общем виде действующая
система представлена на рис. 1.
Рис. 1
При расчете нормативной платы
за загрязнение принят затратный подход (второй
метод по эксперименту).
Базовые нормативы платы за
загрязнение (дифференцированные ставки)
корректируются с помощью коэффициентов
экологической ситуации и значимости,
а также ежегодно коэффициентом индексации
(с учетом изменений экологической ситуации,
цен и инфляции).
Все согласование предельно
допустимых нормативов, определение лимитов
осуществляется на региональном уровне
исполнительными органами в лице комитетов
по охране природы. С учетом накопленного
опыта взимания платежей были внесены
изменения в порядок их определения и
взимания.
В случае отсутствия у природопользователя
оформленного в установленном порядке
разрешения на выброс, сброс загрязняющих
веществ, размещения отходов вся масса
загрязняющих веществ учитывается как
сверхнормативная.
Платежи за предельно
допустимые выбросы, сбросы, размещение отходов
включаются в себестоимость продукции
(работ, услуг). Таким образом, платежи
в этой части возмещаются потребителями.
Платежи за превышение
предельно допустимых величин загрязнения
осуществляются за счет прибыли,
остающейся в распоряжении природопользователя.
А при отсутствии прибыли - за счет всех
имеющихся средств у предприятия.
В настоящее время в силу реально
существующих экономических условий действуют
ограничения. Так, если рентабельность
не превышает 25%, то максимальный процент
от прибыли, в пределах которого взимаются
платежи составляет 20%, при рентабельности
до 50% - 50%, а свыше 50% - 70%. Введение такой
нормы представляет собой льготу природопользователям,
носит временный характер до улучшения
экономической ситуации .
Полное освобождение от платы
распространяется на природопользователей,
деятельность которых финансируется из
бюджета любого уровня.
Частичное освобождение от
платы за загрязнения распространяются
на природопользователей, деятельность
которых связана с оказанием услуг населению
по линии ЖКХ, если природопользователи
не выходят за рамки установленных норм
и требований.
В целях стимулирования природоохранной
деятельности применяется снижение платы
за загрязнение с учетом освоения природопользователем
средств на выполнение природоохранных
мероприятий в диапазоне 0-100% размера платы.
В настоящее время корректировка
в среднем по России составляет 35-40% от
общего размера начислений платы за загрязнение
окружающей среды.
Представленная
выше методика платы за загрязнение установлена
на следующих принципах:
учета региональных особенностей
(регион мог установить коэффициенты в
зависимости от экологической ситуации
и значимости);
простоты и удобства порядка
взимания.
Плата за загрязнение выступает
в двух формах: 1) налоговой и 2) вненалоговой
(плата во внебюджетные фонды). В России
основная часть платы (90%) поступает в государственные
внебюджетные экологические фонды, что
соответствует мировой практике.
Главный недостаток существующей
системы платежей - низкий уровень. И поэтому
предприятиям гораздо выгоднее платить
за загрязнение, чем осуществлять природоохранные
мероприятия. В России, например, базовые
ставки за сброс фосфора и азота в водные
объекты соответственно в 165 и 900 раз меньше,
чем в Германии.
К недостаткам
действующей системы следует отнести
еще и такие:
нормативы платы установлены
не на все загрязняющие вещества;
многие предприятия (особенно
небольшие) обладают слабой материальной
базой контроля, поэтому плата за загрязнение
оказывается заниженной;
нуждается в уточнении нормативная
база платы за загрязнения;
коэффициенты индексации платы
отстают от изменения цен и темпов роста
инфляции;
текущая ситуация неплатежей
приводит к трудностям в сборе денег;
системой платы не охвачены
некоторые распространенные виды негативного
воздействия на окружающую среду (бактериологическое,
радиационное и другие);
действующая ныне система мониторинга
выбросов является дорогостоящей и требует
совершенствования.