Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 19:09, реферат

Краткое описание

Следует отметить, что в 80-е годы в стране не было целостного экономического механизма природопользования. Его отдельные элементы действовали разрознено, без взаимодействия друг с другом. Из-за отсутствия действенных экономических рычагов и стимулов предприятия не были заинтересованы в обеспечении комплексного и рационального использования предоставляемых им природных ресурсов и снижении загрязнения. Во многих случаях экономический ущерб, который наносился предприятиями окружающей среде, не оказывал заметного влияния на результаты их деятельности. С целью улучшения сложившегося положения в принятом в 1988 г. постановлении Правительства «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» были определены главные задачи в области развития экологической политики, при этом в качестве приоритетной задачи был определен переход от административных к преимущественно экономическим инструментам охраны окружающей среды.

Содержание

Введение………………………………………………………………. 2
1.Методы управления охраной окружающей среды………………. .3
2.Система платежей за загрязнение окружающей среды в России...6
3.Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками…………………………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………...14

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 50.27 Кб (Скачать файл)

В настоящее время ставки базовых нормативов за загрязнение, как было уже сказано, низкие, и в себестоимости продукции плата составляет лишь 0,06-0,08%.

Повышение уровня базовых нормативов в 10-15 раз приведет к восстановлению до 1% доли платы за загрязнение в себестоимости промышленной продукции, который был в начале 1991-1992 гг.

Для сравнения, в Польше нормативы платы за загрязнение в 10-100 раз выше, а в Швеции, где плата за загрязнение взимается только по трем веществам (СО, SО2, N02), размер собираемых средств составляет около 1% ВВП .

По мнению экономистов-экологов, система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи за выбросы (сбросы) - в пределах между стандартом и лимитом и сверхустановленного лимита.

Экологический налог должен представлять своеобразную плату за пользование ассимиляционным потенциалом территории (правом размещать в окружающей среде определенное количество вредных отходов), взиматься в бюджет и использоваться на социально-экономические нужды общества.

Платежи должны направляться в экологические фонды и использоваться на природоохранные цели.

Экологический налог на выбросы загрязняющих веществ в пределах стандарта должен включаться в себестоимость продукции и, соответственно, в цену. В этом случае он распределяется между потребителем и загрязнителем. Это позволит стимулировать внедрение в практику новых экологически чистых технологий и видов производств.

                                 3.  Плата за загрязнение атмосферы  
                        стационарными и передвижными источниками

Выше было отмечено, что существует множество факторов, загрязняющих атмосферный воздух, и проводится экономическая оценка ущерба от их действия. Обратимся теперь к вопросу платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников. Имеется формула, по которой определяется плата за выброс. Используем ее для расчета величены платы за загрязнение атмосферного воздуха сажей. Расчет представлен в таблице 2.

При определении платы от передвижных источников учитывается объем загрязняющих веществ, определяемый через использование топлива.

Плата за загрязнение атмосферного воздуха передвижными источниками тоже подразделяется на плату за допустимые выбросы и плату за выбросы, превышающие допустимые. Базовые нормативы платы установлены в зависимости от вида передвижного источника загрязнения (автомобили, тепловозы), от вида сжигаемого топлива (дизельное, бензин (марки), сжиженный газ, керосин).

Таблица 2

Вари- 
ант

Установлено, т

Факти- 
ческий  
выброс, т

Норматив  
платы 
руб./т

Сумма  
платы,  
руб.

ПДВ

Лимит (ВСВ)

1

5

-

8

2

2 руб, × 5 т. + 2 руб. × 5 раз  
(8 т - 5 т) = 40 руб.

2

5

8

4

2

2 руб. × 4 т =8 руб.

3

5

8

10

2

2 руб. × 5 т +2 руб. × 5 раз 
(8 т - 5 т) + 2 руб. × 25 раз × 
× (10 т - 8 т) = 140 руб


 

 

По определенным формулам рассчитывается размер платы за сброс некоторых загрязняющих веществ в водные объекты, а также плата за размещение и хранение отходов.

 

 

 

 

 

 

                                            Заключение.

Механизм управления природоохранной деятельностью довольно хорошо разработан в развитых странах. Он представляет разветвленную систему правовых, административных и экономических методов. Все эти методы можно разделить на три группы:

  • нефискальные методы;
  • методы, связанные с государственными доходами;
  • методы, связанные с государственными расходами.

Экономические методы управления охраной окружающей среды, включающие в себя плату за загрязнение (загрязнитель платит), плату потребителя (например, плату за пользование очистными сооружениями), плату за продукцию (загрязняющую окружающую среду), страховую плату (систему залогов), дифференциацию оборотного налога (льготное налогообложение на производителей чистой продукции), нацеливают на улучшение состояния окружающей среды в соответствии с требованиями общества.

В России система платежей за загрязнение окружающей среды была введена вначале в виде эксперимента в 29 регионах с 1990 года, а затем Правительство 28 августа 1992 года приняло Постановление № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Это постановление в дальнейшем было дополнено рядом нормативно-методических документов, определяющих применение базовых нормативов платы, коэффициентов, учитывающих в том числе и инфляцию. Базовый норматив платы, например, для азота диоксида был установлен в пределах ПДВ - 456 руб./т, а ВСВ - 2280 руб./т, пыль неорганическая с содержанием SО2 - 121 и 605 руб./т и т.д. Нормативы платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в природную среду определены как произведение годового удельного экономического ущерба на показатель относительной опасности конкретного ингредиента. Для выбросов были установлены платежи для 217 веществ, а для сбросов в поверхностные водоемы - 198.

 

 

За выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов устанавливались два вида нормативов платы:

  • допустимые (в пределах установленных лимитов);
  • за превышение выбросов (сбросов) и размещение твердых отходов.

Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы), размещение отходов включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и оплачиваются таким образом потребителем, а платежи за превышение предельно допустимых величин загрязнения осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Плата за загрязнение выступает в двух формах:

  • налоговой;
  • вненалоговой (плата во внебюджетные фонды).

В России основная часть платы (90%) поступает в государственные внебюджетные экологические фонды, что соответствует мировой практике. К сожалению анализ показывает, что в последние годы плата за загрязнение окружающей среды не выполняет функции по стимулированию природоохранных мероприятий и аккумулированию средств на охрану природы. Предприятиям гораздо выгоднее платить за загрязнение, чем осуществлять природоохранные мероприятия. Существуют и другие недостатки действующей системы платы за загрязнение природных объектов.

По мнению экономистов-экологов, система платного природопользования должна включать как платежи, так и налоги. Налог должен устанавливаться за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в пределах стандарта, а платежи - в пределах между стандартом и лимитом и сверхустановленного лимита.

Существуют методики определения платы за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками, за выбросы некоторых загрязняющих веществ в водные объекты, а также плата за размещение и хранение отходов.

 

 

 

                                          

                                          Список литературы.

http://b-energy.ru/biblioteka/ekologiya-konspekt-lekcii/377-plata-za-zagryaznenie-okrujayuschei-sredy.html

Жибинова К.В. электронный учебник: «Экономические основы экологии.»

 

 


Информация о работе Плата за загрязнение атмосферы стационарными и передвижными источниками