Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:34, реферат
Наличие на нашей планете водной оболочки – гидросферы – и воздушной – атмосферы действительно является одним из ее самых заметных отличий от других планет Солнечной системы. Но главное отличие все же состоит в том, что на Земле есть живое существо – растительный и животный мир. В связи с этим еще в 19 веке французский биолог Ж. Б. Ламарк и австрийский геолог Э. Зюсс ввели понятие биосферы. Это искусственно созданное из греческих корней слово буквально означает “шар, наполненный жизнью, область жизни”.
Введение
Понятие Биосфера
Понятие Ноосфера
Взаимодействие биосферы и ноосферы
Заключение
Список использованной литературы
В юрский и меловой периоды большие участки материков погрузились в море, климат стал мягким, ровным и теплым. В юрском периоде появились новые отряды пресмыкающихся, в том числе крокодилы и ящерицы. Некоторые из них были огромными: бронтозавры, диплодоки и брахиозавры достигали в длину 35 м, в высоту 9 м, а их масса достигала 60 т. Они были четвероногими, могли поднимать высоко шею, жили на побережьях морей и больших озер, питались мягкой растительной пищей. Появившиеся в то время динозавры ходили на двух ногах, причем передние конечности у них были укорочены. Их масса достигала 5-7 т, а высота – 6-8 м. Это были хищники.
В юрском периоде появились первые млекопитающие. Очевидно, их возникновение связано с переходом от откладывания яиц, которые согревало в основном солнечное тепло, к развитию зародышей в утробе матери и их рождению непосредственно из нее. В конце юрского периода появились первые цветковые растения.
В середине мелового периода новая растительность практически полостью вытеснила прежнюю. Благодаря появлению цветковых растений стали быстро развиваться такие высшие классы животных, как насекомые, птицы, млекопитающие. Последние, в свою очередь, сыграли большую роль в развитии цветковых растений: они способствовали перекрестному опылению цветов, а также распространению плодов и семян.
В морях мезозоя жили ихтиозавры – рыбоящеры, похожие на дельфинов и достигавшие восьмиметровой длины. Они обладали спинными плавниками, ластами и рыбьими хвостами. Ихтиозавры превосходно плавали, но не могли выбираться на сушу, и были живородящими. В воздухе носились летающие ящеры – птерозавры.
Конец мезозоя сопровождался тем, что вымерли все группы динозавров и многие отряды пресмыкающихся. Причину их массовой гибели еще предстоит узнать.
Кайнозойская эра началась около 70 млн. лет назад. В ней различают четыре периода: палеогеновый, неогеновый, третичный, четвертичный. Из мира ящеров в эру новой жизни перешли ящеры, змеи, крокодилы, черепахи. Уже в начале эры появились все основные группы современных млекопитающих, в том числе и обезьяны. Важную роль в эволюции млекопитающих сыграло развитие цветковых растений. Например, оно привело к появлению обезьян: их основной пищей являются плоды, ягоды и семена.
Четвертичный период, или антропоген, начавшийся около миллиона лет назад, характерен тем, что именно в это время сформировались современные флора и фауна. В начале антропогена началось похолодание, но в высоких широтах Северного полушария было еще относительно тепло. Поэтому растительный и животный мир теперешних умеренных и холодных поясов значительно отличался от современного. Например, в Евразии были широко распространены гигантские слоны, носороги, однопалые лошади, верблюды, антилопы, грызуны, похожие на гигантских бобров.
Дальнейшее похолодание во второй половине антропогена привело к оледенению больших пространств Европы, Азии, северной Америки. Многие млекопитающие не смогли приспособиться к новым условиям и вымерли. Остались мамонты, волосатые носороги, северные олени, овцебыки, волки, песцы, грызуны и другие немногочисленные животные. От одного из видов обезьян, ходивших на двух ногах с вертикальным положением туловища, в конце антропогена произошли наши предки – питекантропы, или обезьянолюди. Позже от них произошли первобытные люди (неандертальцы), а примерно 100 тыс. лет назад появились люди современного вида.
С течением времени различие между умеренной и арктической зонами приблизилось к современному. Считается, что преобладающее большинство ныне существующих диких видов растений и животных было на Земле уже около 20 тыс. лет назад. В настоящее время растения образуют почти сплошной растительный покров на поверхности Земли и являются одной из важнейших частей ее биосферы. Только зеленые растения способны, поглощая лучистую энергию Солнца, создавать из углекислоты, воды и минеральных солей органические вещества. Растения создают органическую массу, как на суше, так и в воде. Именно растения служат местом обитания животных и пищей для них. Зародившись в океане, растения вышли на сушу и в процессе эволюции, в ходе естественного отбора за миллионы леи достигли удивительного разнообразия.
2. Понятие Ноосфера
Потенциал растительных и живых организмов огромен. Но он может быть использован в полном объеме лишь при глубоком знании всех процессов регуляции в живой клетке и организме, при детальном изучении влияния на организмы внешних факторов.
В 20 веке
впервые в истории Земли
Ноосфера, по Вернадскому, это такой этап развития биосферы, при котором “проявляется как мощная, все растущая геологическая сила роль человеческого разума (сознание) и направленного им человеческого труда”. Подобно тому как в зрелом и здоровом человеческом организме все функции, касающиеся взаимоотношения организма с внешней средой, координируются головным мозгом, так и функционирование современного глобального сверхорганизма – ноосферы – должно управляться ее совокупным разумом.
Ноосферная
концепция Вернадского
“Ноосфера, - писал В. И. Вернадский, - это царство человеческого разума. Это – новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся…
Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше.
Лик планеты
– биосфера – химически резко
меняется человеком сознательно
и главным образом
В будущем нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты… в космическое пространство… И вероятно, выйдет.
Ноосфера – последнее из многих состояний из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней”.
3. Взаимосвязь биосферы и
Соотношение понятий биосферы и ноосферы было введено в научный контекст работами В.И.Вернадского, Т.де Шардена и Э. Леруа. Основоположниками постулировалось положение о «переходе» биосферы в ноосферу — на этом основании собственно и был введен сам термин «ноосфера». Однако, вопрос о правомерности, о способе и сроках такого перехода до сих пор остается проблемой. Соответственно, остается проблемной и интерпретация самой ноосферы.
Единство Человека и Природы до сих пор осуществляется в рамках биосферы и практически за счет биосферы. Стихийный путь развития человечества поставил его в ситуацию экологического кризиса, указывающего на неправомерность потребительского отношения к природе. Возможность дальнейшего сосуществования Человека и Природы находится в зависимости от формирования ноосферы как разумной формы отношения Человека к природе, к обществу и к самому себе. Провозглашенный Вернадским В.И. и Т.де Шарденом «переход» биосферы в ноосферу как переход к новой форме единства человека и природы не является неизбежным, поскольку не может произойти автоматически, т.е. стихийно, хотя и остается необходимым в целях выживания человечества.
Общеметодологическое значение понимание биосферы получает в трудах отечественного ученого В.И.Вернадского, которым в начале века была создана концепция ноосферы. С этого времени понятие биосферы остается практически однозначным. Более сложным для восприятия является понимание ноосферы.
Для полноты анализа необходимым является не только рассмотрение ноосферы как новой формы существования биосферы, данное Вернадским, но также и обратное отношение. Попытка такого подхода была осуществлена Т.де Шарденом, работа которого выполнена преимущественно в телеологическом духе. Современная наука отмечает недостаточность как позиции В.И.Вернадского, так и Т.де Шардена, однако методологическая основа их объединения пока не выработана.
Понятие
ноосферы практически не разрабатывается
в направлении смыслового единства
двух вышеуказанных позиций. Противоречивость
определение ноосферы приводит к
неоднозначной интерпретации
Необходимо подчеркнуть, что биосфера и ноосфера принципиально отличаются друг от друга по типу самоорганизации, однако цивилизация преимущественно паразитирует на организованности биосферы. Ориентация на сосуществование предполагает поиск возможной автотрофности цивилизации. В этом случае ноосфера и выступит как искомое единство биосферы и ноосферы, заменив в этом отношении биосферу. Именно в этом положении и заключается смысл «перехода» биосферы в ноосферу.
Тип
развития, который свойствен
При рассмотрении биосферы и ноосферы как форм взаимоотношения Человека и Природы (цивилизация и культура) может быть предложено понимание биосферы и ноосферы как различных форм единства человека и природы, которое является основополагающим отношением в рамках планеты. Такое допущение методологически обусловлено. В первой из указанных форм доминирует фактор организации по природному, т.е. обьективно-стихийному принципу, а во второй — по принципу культуры, разума.
В рамках
биосферы как эпохи становление
культуры ноосферы подчинено задачам
ее цивилизационного развития. Следует
отметить, что с эпохой ноосферы
это отношение должно стать обратным.
Противопоставление цивилизации и
культуры было характерным для русской
философии, где оно принимало
форму отношения внешнего и внутреннего
бытия человека. Как и в природе,
развитие человечества опосредуется переходом
внешнего во внутреннее. Это отношение
можно представить и более
общим образом. Природной необходимости
противостоит случайность, которая
предоставляет внешнюю
Смена парадигм в науке и в философии с классической на неклассическую указывает на то, что глобальные изменения в мире составляет аналогию с теми изменениями, которые представлены в развитии современного теоретического знания. Осмысление нового понимания единства мира идет по пути соотнесения принципа всеобщей взаимосвязи, утвержденного общей теорией систем, с категорией направления развития — через понятие самоорганизации, представленное разработками синергетики.
Понимание единства становится не только пространственным, но и временным, а значит, направленным. В связи с переосмыслением понятия времени акценты исследований смещаются от динамических закономерностей к статистическим. В фокус внимания попадают понятия случайности и субъективности. Аналогия между ними состоит в следующем: необходимость соотносится, с одной стороны, со случайностью, а с другой, со свободой. Соотношение случайности и свободы с категорией необходимости осуществляется через наличие возможности, развитие которой от случайности к свободе представляет собой все тот же процесс перехода внешнего во внутреннее.
В философии эти же изменения можно проследить на основе конкретизации понятия диалектики. Понятие диалектики явилось важнейшим достижением классической философии как категория всеобщей взаимосвязи — однако, оно же оказалось и ее самой большой проблемой, поскольку в рамках классической философской мысли диалектика была представлена только в своем формальном отношении. В классической теории диалектика выступает как апология всеобщего круговорота, в который вовлечен и сам человек. Фактически, она представляет собой апофеоз объективности.
Современные
тенденции становления
Функциональный
подход, делающий основную ставку на факт
взаимоопосредования, является второй
ступенью теоретического отношения
к миру, развивающей непосредственно-