Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:02, реферат
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450 на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации возложены полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения. Однако без осуществления государственного мониторинга земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (независимо от форм собственности и форм осуществляемого на них хозяйствования), невозможно эффективное управление агропромышленным комплексом страны, что является на сегодняшний день первостепенной задачей.
Введение
1. Цели и задачи государственного мониторинга земель.
2. Современное состояние государственного мониторинга земель.
3. Данные, разработанные в результате государственного мониторинга земель, для регулирования экологического состояния землепользования.
4. Правовая, нормативная и экономическая база мониторинга земель
5. Негативные процессы на землю.
6. Формирование и применение данных для регулирования экологического состояния земель.
Заключение
Список использованной литературы
данные о состоянии сельскохозяйственных земель, включая сельскохозяйственные полигоны и контуры, показатели плодородия почв этих земель с указанием географических координат размещения сельскохозяйственных полигонов и контуров, данные об их использовании, загрязнении тяжелыми металлами, пестицидами, нефтепродуктами, радионуклидами и другими загрязнителями, данные о происходящих на них негативных почвенных процессах (эрозия, засоление, подкисление, подтопление, заболачивание, закустаривание, опустынивание и др.), о проведении агрохимических, мелиоративных, культур-технических и агротехнологических мероприятий на этих землях, размещении на них сельскохозяйственных культур по результатам наземных обследований и наблюдений, выполняемых федеральными государственными учреждениями — центрами, станциями агрохимической службы, федеральными государственными учреждениями — центрами химизации и сельскохозяйственной радиологии, федеральными государственными учреждениями по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению, и данных дистанционного зондирования Земли (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации);
данные о результатах государственного земельного контроля в части обеспечения плодородия почв (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору);
данные о землях лесного фонда, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства (Федеральное агентство лесного хозяйства).
IV . Правовая, нормативная и экономическая база мониторинга земель
Правовое обеспечение охраны окружающей среды и здоровья человека от воздействия загрязняющих веществ реализуется различными отраслями законодательства: конституционного, гражданского, уголовного, административного, здравоохранительного, природоохранительного, природоресурсного, а также нормативно - правовыми актами, международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.
Конституцией России закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием административных отношений обеспечивают защиту экологических прав граждан: гарантируют право на охрану здоровья граждан, права на информацию о факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрану здоровья в неблагополучных районах и права граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья.
Закон Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 19 апреля 1991 г. регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и среды обитания людей (условия работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т.п.), при которых отсутствует вредное влияние факторов среды на организм человека и созданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основная ответственность за это возлагается на государство в лице законодательной и исполнительной власти. Однако закон исходит также из того, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - составная часть управленческой, социальной и производственной деятельности всех государственных органов, предприятий, общественных объединений.
V. Негативные процессы на землю.
Обострение глобальной экологической ситуации: потепление климата, разрушение озонового слоя атмосферы, опустынивание - является результатом ухудшения экологической обстановки в конкретных странах и регионах мира, где наиболее сильно загрязнение окружающей среды.
Под загрязнением окружающей среды понимают любое внесение в ту или иную экологическую систему не свойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потоки энергии со снижением продуктивности или разрушением данной экосистемы.
Загрязнение земель - это попадание и накопление на поверхности земли различных физических, химических, механических и биологических веществ, обладающих различной степенью вредности и вызывающих существенные негативные изменения земельных ресурсов, вплоть до деградации.
Загрязнитель - любой физический агент, химическое вещество или биологический вид (вирус, микроорганизм), поступающий в окружающую среду или возникающий в ней в количестве, вызывающем загрязнение среды.
Источниками загрязнения являются промышленность, сельское хозяйство, транспорт, теплоэнергетика, хозяйственно-бытовые.
Различают загрязнители стойкие (не разлагающиеся, или медленно разлагающиеся, такие как стекло, фенольные соединения и др.) и нестойкие (быстро разлагающиеся, такие как нитраты, бытовые сточные воды, органические вещества и другие, разрушающиеся под воздействием биологических процессов). Различают также точечные и рассредоточенные источники загрязнения, а также источники загрязнения непрерывного и периодического действия.
По степени негативного воздействия на почву, растения, животных и человека загрязняющие вещества классифицируются на высоко-опасные (мышьяк, ртуть, фтор и др.), умеренно-опасные (кобальт, молибден, хром и др.) и малоопасные (барий, марганец, стронций и др.).
Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них - газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.
В основном существуют три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Для каждого из этих источников в общем загрязнении воздуха сильно различается в зависимости от места. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздухоксилы азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов. Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно в атмосферу, и вторичные, являющиеся результатом превращения последних. Так, поступающий в атмосферу сернистый газ окисляется до серного ангидрида, который взаимодействует с парами воды и образует капельки серной кислоты. При взаимодействии серного ангидрида с аммиаком образуются кристаллы сульфата аммония. Подобным образом, в результате химических, фотохимических, физико-химических реакций между загрязняющими веществами и компонентами атмосферы, образуются другие вторичные признаки. Основным источником пирогенного загрязнения на планете являются тепловые электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные установки, потребляющие более 70% ежегодно добываемого твердого и жидкого топлива.
VI. Формирование и применение данных для регулирования экологического состояния земель.
Развитие государственного мониторинга сельскохозяйственных земель потребует скоординированных действий всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по следующим направлениям:
разработка и совершенствование нормативной правовой базы, включая порядок осуществления государственного мониторинга сельскохозяйственных земель и порядок государственного учета показателей состояния плодородия почв этих земель, а также методических материалов по измерению и обработке данных этого мониторинга;
создание и использование картографической основы различного масштаба по всей территории России;
развитие и широкое использование методов дистанционного зондирования Земли с различным пространственным разрешением для обеспечения контроля состояния сельскохозяйственных земель;
разработка системы показателей государственного мониторинга сельскохозяйственных земель на основе проведения наземных обследований и наблюдений, а также применения технологий дистанционного зондирования Земли для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (с учетом рациональной генерализации показателей для различных уровней);
развитие системы наземных обследований и наблюдений за состоянием посевов, состоянием и использованием сельскохозяйственных земель, плодородием почв этих земель, развитием негативных почвенных процессов;
развитие системы обработки и анализа данных о плодородии почв, состоянии произрастающей растительности и использовании сельскохозяйственных земель;
развитие и внедрение современных технических средств, в том числе и систем дистанционного зондирования Земли, для обеспечения проведения государственного мониторинга сельскохозяйственных земель;
совершенствование информационных технологий и информационных систем, обеспечивающих работу с данными государственного мониторинга сельскохозяйственных земель, и их эффективное использование для принятия управленческих решений на различных уровнях;
разработка программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области государственного мониторинга сельскохозяйственных земель.
Государственные информационные ресурсы о сельскохозяйственных землях, формируемые с использованием данных, имеющихся в федеральных органах исполнительной власти, являются централизованными ресурсами и формируются в целях анализа, прогноза и выработки государственной политики в сфере земельных отношений и использования этих земель.
Основными видами информации, формируемой на основе государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях с использованием современных информационных технологий, включая геоинформационные технологии, должны являться:
информация о границах сельскохозяйственных земель (участков, сельскохозяйственных полигонов, контуров), их площади, состоянии, виде разрешенного и хозяйственного использования, потенциальной продуктивности;
информация о сельскохозяйственных землях, выведенных из сельскохозяйственного оборота, включая границы, площади, состояние, год последнего использования в обороте;
информация о сельскохозяйственных землях, введенных в оборот в текущем году и за заданный период наблюдений, включая границы, площади, состояние, вид хозяйственного использования, потенциальную продуктивность, продолжительность пребывания сельскохозяйственных земель в залежном состоянии в последние годы;
информация о состоянии плодородия почв, включая показатели, характеризующие морфогенетические свойства почв, их гранулометрический состав, кислотность, содержание гумуса, макро- и микроэлементов, тяжелых металлов и радионуклидов, степени эродированности (дефлированности), переувлажнения, заболачивания, засоления, опустынивания, каменистости, а также характеристики произрастающей на них растительности по геоботаническому составу, урожайности сельскохозяйственных культур, установленной при проведении наземных обследований;
другая информация с различными степенями агрегации (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальный район/городской округ, сельское/городское поселение), подготовленная в соответствии с потребностями пользователей, а также программные продукты.
Информация, предоставляемая на основе государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях, должна быть доступна федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также иным заинтересованным физическим и юридическим лицам.
Заключение
Охрана природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.
Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого природе человеком.