Проблема формирования экологического грамотности детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:34, контрольная работа
Краткое описание
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ.
На современном этапе развития
цивилизации наиболее актуальными становятся
проблемы взаимоотношения человека с
окружающей средой. Социально-технический
прогресс сопровождается преобразующим
влиянием человека на природу со многими
негативными последствиями социально-экологического
характера.
Еще лет двадцать назад об экологии
и экологическом образовании дошкольников
речь не шла. В настоящее же время оно стало
одним из важных направлений дошкольной
педагогики и реализуется во многих дошкольных
учреждениях страны. Практически все современные
комплексные, базисные программы выделяют
разделы по экологическому воспитанию
дошкольников, существует ряд дополнительных
программ. Проводятся всероссийские, региональные,
городские конференции по экологической
проблематике, специальные курсы преподаются
в педагогических вузах и колледжах, в
ряде дошкольных учреждений появились
педагоги-экологи. Казалось бы, все прекрасно.
Однако опыт показывает, что далеко не
все проблемы в этой области пока решены.
Существуют разночтения в понимании терминов
«экология», «экологическое воспитание
(образование)», в определении целей, задач,
содержания и методики экологического
образования.
В связи с этим ученые-педагоги,
занимающиеся экологическими проблемами
на разных возрастных этапах (А.М. Галеева,
С.Н. Глазачев, И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина,
В.С. Шилова и др.), обращают внимание на
тот факт, что экологическое, образование
должно стать обязательным на всех ступенях
системы образования. Большое значение
при этом отводится дошкольному образованию,
закладывающему фундамент экологического
развития личности. В этот период необходимо
создавать условия для формирования начал
экологической культуры, сознания, соответствующего
отношения к окружающей природе.
Решение задач экологического
образования дошкольников осуществляется
при непосредственном и обязательном
участии педагога. Именно он должен помочь
воспитанникам сделать правильный выбор,
обеспечить передачу ценностей экологической
культуры. Именно педагог призван закладывать
основы бережного отношения к природе
в этом возрасте. Формирование такого
отношения у дошкольников невозможно
без соответствующей подготовки будущих
специалистов системы дошкольного образования.
1. Что такое
экология?
Как особое направление науки
экология возникла в XIX столетии. В то время
она была лишь частью зоологии и рассматривала
взаимоотношения животных, сообществ
между собой и с окружающей средой. Само
слово «экология» было введено немецким
натуралистом Эрнстом Геккелем. Она определялась
как наука о взаимоотношениях живых организмов
с окружающей средой и друг с другом. В
переводе с греческого языка «экология»
– это наука о доме, жилище («ойкос» –
дом, «логос» – наука). Сейчас это направление
называется биологической, или классической,
экологией. Конечно, экология – наука
непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно
работать в области экологического образования,
для начала нужно запомнить четыре закона,
сформулированных в популярной форме
американским ученым Барри Коммонером:
·
все связано со всем;
·
все куда-нибудь
девается;
·
все что-нибудь, да стоит (ничто не дается
даром);
·
природа знает лучше.
По мере развития общества экология
все больше приобретала социальное значение
и в нашем столетии вышла за рамки естественных
наук. В середине ХХ века экология обрела
широкую известность среди всех людей,
независимо от их специальности. Она стала
наукой, которая должна помочь людям выжить,
сделать их среду обитания приемлемой
для существования.
В последние годы бурно развиваются
новые направления экологии – социальная
экология, рассматривающая взаимоотношения
общества и природы, прикладная экология,
экология человека, видео экология и другие.
От проблемы «организм – среда» экология
подошла к проблеме «человек – природа».
Именно на этом этапе развития мы осознали
роль и необходимость экологического
образования, начиная с самого раннего
возраста. Существование различных направлений
экологии учитывается и при отборе содержания
экологического образования дошкольников.
Нельзя забывать и о мировоззренческом
значении экологии, а значит, и о ее связи
со всеми сторонами жизни – историей,
культурой, географией и т.п. В то же время
не следует и размывать границы этого
понятия, применяя его в качестве модного
направления без всякого на то основания.
В наши дни слово «экология» стало необычайно
популярным, причем, как правило, оно употребляется
в сочетании с такими не очень приятными
для нас словами, как «катастрофа», «опасность»,
«кризис». Кроме того, это понятие приобрело
новый, зачастую совершенно далекий от
первоначального значения смысл в выражениях
«экология души», «экология музыки», «экология
речи», «экология культуры», о чем я уже
упоминала выше. Конечно, каждый из этих
терминов несет свою смысловую нагрузку,
но слово «экология» нередко употребляется
лишь ради моды, красивого звучания. Так,
занимаясь проблемами «экологии души»
(то есть проблемами нравственности, морали),
педагоги затрагивают очень важный воспитательный
аспект – формирование личности, в том
числе и отношения ребенка к природе, окружающему
миру. Но экология как наука здесь ни при
чем. Несомненно, что нравственное начало
очень важно для экологического воспитания
ребенка, но это только один из его аспектов,
хотя и очень значимый. Более того, не все
законы природы нравственны с точки зрения
человека. Человек может обладать прекрасными
моральными качествами, но, не зная законов
природы, будет совершать антиэкологические
поступки. Например, следуя законам человеческой
морали, ребенок, пытаясь спасти выпавшего
из гнезда птенца, берет его в руки. После
этого в большинстве случаев птенец гибнет.
Следовательно, моральные качества должны
сочетаться с элементарными экологическими
знаниями, только тогда поведение человека
по отношению к природе будет экологически
целесообразным.
Часто можно услышать выражения
«плохая («хорошая», «ужасная») экология».
Однако следует помнить, что экология
как наука не может быть плохой или хорошей
(мы же не говорим «плохая» физика или
математика). Оценивать можно только экологическую
ситуацию, обстановку (нормальная, плохая,
опасная, безопасная и т.п.).
2. Экология и психология
Анализируя развитие отечественного
экологического образования, можно отметить,
что новое звучание экологическое образование
получает с начала 90-х гг. Экологические
знания необходимо распространять всеми
возможными способами в целях бережного
отношения к природе, рационального использования
ее богатств. Б.Т. Лихачев определяет экологическое
воспитание как целенаправленную систематическую
педагогическую деятельность, направленную
на развитие экологической образованности
и воспитанности детей; накопление экологических
знаний, формирование умений и навыков
деятельности в природе, пробуждение высоких
нравственно-эстетических чувств, приобретение
высоконравственных личностных качеств
и твердой воли в осуществлении природоохранительной
работы .
В сущности экологического
воспитания две стороны: экологическое
сознание, экологическое поведение.
Формирование основ экологического
сознания, как уже отмечалось, происходит
в основном на занятиях по ознакомлению
с окружающим миром, экологическое поведение
же формируется с годами, и не столько
на занятиях, сколько в нерегламентированной
деятельности экологической направленности.
Исследователи выделяют следующие
особенности процесса экологического
воспитания:
1) ступенчатый характер:
- формирование
экологических представлений,
- развитие экологического
сознания и чувств,
- формирование
убеждений в необходимости экологической
деятельности,
-
выработка навыков и привычек
поведения в природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
Огромное значение
имеет психологический аспект, который
включает в себя:
1) развитие экологического
сознания;
2) формирование соответствующих
потребностей, мотивов и установок
личности;
3) выработку нравственных,
эстетических чувств, навыков и
привычек;
4) воспитание устойчивой
воли.
Дошкольный период – чрезвычайно важный этап
в жизни ребенка. Именно в этот период
происходит усиленное физическое и умственное
развитие, интенсивно формируются различные
способности, закладывается основа черт
характера и моральных качеств личности.
Психологические исследования
показывают, что на этапе дошкольного
детства особое значение имеет развитие
разных форм познания окружающего мира
и восприятия, образного мышления, воображения.
Умения по-детски видеть мир в его живых
красках и образах очень нужно людям, так
как такое умение – необходимая составная
часть всякого творчества. Непосредственное
восприятие предметов природы, их разнообразие,
динамика эмоционально воздействуют на
детей, вызывают у них радость, восторг,
удивление, совершенствуя тем самым эстетические
чувства. Великий русский педагог К.Д.
Ушинский обращал внимание воспитателей
на необходимость общения детей с природой,
на их умение с ранних лет наблюдать за
явлениями природы.
Исходя из общей цели экологического
образования, особенностей психического
развития ребенка, в дошкольном возрасте
возможно и необходимо заложить основы
экологической культуры, так как именно
в этот период накапливаются яркие, образные
эмоциональные впечатления, первые природоведческие
представления, закладывается фундамент
правильного отношения к окружающему
миру и ценностной ориентации в нем.
3. Экология и философия
В настоящее время современное
общество оказалось перед выбором: либо
сохранить существующий способ взаимодействия
с природой, что неминуемо может привести
к экологической катастрофе, либо сохранить
биосферу, пригодную для жизни, но для
этого необходимо изменить сложившийся
тип деятельности. Последнее возможно
при условии коренной перестройки мировоззрения
людей, ломки ценностей в области как материальной,
так и духовной культуры и формирования
новой – экологической культуры.
По мнению И.Д. Зверева, понятие
«экологическая культура» касается всех
сфер материальной и духовной жизни общества.
Процесс формирования экологической культуры
как базового основания личности должен
стать непременной частью деятельности
всей системы образования и воспитания
.
И.П. Сафронов представляет
экологическую культуру общества как
систему диалектически взаимосвязанных
элементов: экологического сознания, экологического
мировоззрения и экологической деятельности
.
Термин «экологическое сознание»
является предметом относительно нового
направления в современной науке – экологической
психологии, возникшей в 60-е гг. ХХ столетия.
С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин отмечают,
что экологическое сознание – это то же
самое сознание, но имеющее свою специфику,
направленность, связанную со своеобразием
отражения мира природы и конструктивно-творческим
его преобразованием .
Экологическое мировоззрение
выделяется рядом исследователей как
базовый компонент, все определяющее ядро
экологической культуры. Экологическое
мировоззрение – это продукт образования;
его становление происходит постепенно
в течение многих лет жизни и учения человека.
Начало же этого процесса падает на период
дошкольного и младшего школьного детства,
когда закладываются первые основы миропонимания
и практического взаимодействия с предметно-природной
средой.
Экологическая деятельность
в качестве третьего элемента в составе
экологической культуры характеризуется
как интегративное понятие, охватывающее
различные виды человеческой деятельности,
как в материальной, так и в идеальной
сферах, связанные с познанием, освоением,
преобразованием и сохранением природной
среды.
Понятием экологическая деятельность
в наиболее обобщенном виде охватываются
рассматриваемые в определенном аспекте
разные виды человеческой деятельности
в материально-практической и теоретической
сферах, в той или иной степени относящихся
к изучению, освоению, преобразованию
и сохранению естественной среды.
В практическом плане экологическая
деятельность – это производственная
деятельность человека с преобразовательными
и природоохранными целями, т.е. природопользование.
Таким образом, из проведенного выше анализа
видно, что в современных исследованиях
дано понимание экологической культуры
как совокупности экологически развитых
интеллектуальной, эмоционально-чувственной,
деятельной сфер личности.
4. Экология и педагогика
В дошкольной педагогике также
пока нет единого мнения по поводу целей,
задач и терминологии экологического
образования. В отличие от других ступеней
системы непрерывного экологического
образования, авторы программ, пособий
для дошкольников чаще всего используют
термины «экологическое воспитание» и
«экологическая культура». Термин «экологическое
образование» вошел в обиход педагогов
дошкольного звена только в последние
годы и обычно употребляется как синоним
экологического воспитания.
В последние годы в дошкольной
педагогике появились выражения «дошкольное
образование», «образовательное пространство
детского сада», «образовательные программы»,
а сами детские сады официально переименованы
в дошкольные образовательные учреждения.
В связи с этим, а также в силу того, что
дошкольная ступень является неотъемлемой
частью системы непрерывного экологического
образования, мне кажется возможным использование
термина «экологическое образование дошкольников».
При этом на разных ступенях системы непрерывного
экологического образования воспитание
и обучение могут играть разную роль (так,
для дошкольников важнее воспитание, чем
обучение). Помимо указанных терминов,
в литературе можно встретить и выражения
«образование в области окружающей среды»,
«образование для устойчивого развития».
Как правило, эти термины чаще используются
в зарубежных странах, они шире, чем экологическое
образование.
Авторы программ, пособий предлагают
разнообразные формулировки целей и задач
экологического воспитания дошкольников:
«воспитание начал экологической культуры»
(С.Н. Николаева), «формирование определенного
уровня осознанного отношения, выраженного
в поведении, отношении к природе, людям,
себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова),
воспитание ответственного отношения
к природе (А.В. Королева), воспитание у
ребенка потребности в сохранении и улучшении
природы, развитие его творческого потенциала
(Н.Е. Орлихина), «формирование у детей
соответствующего этой проблеме сознания»
(Г. Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает,
что «экологическое воспитание дошкольников
можно рассматривать как процесс формирования
осознанно-правильного отношения к окружающей
природе». С.Н. Николаева считает, что формирование
начал экологической культуры – «это
становление осознанно-правильного отношения
к природе во всем ее многообразии, к людям,
охраняющим и созидающим ее на основе
ее богатства материальные и духовные
ценности».