Проблема формирования экологического грамотности детей дошкольного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:34, контрольная работа
Краткое описание
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Социально-технический прогресс сопровождается преобразующим влиянием человека на природу со многими негативными последствиями социально-экологического характера. Еще лет двадцать назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных учреждениях страны. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников, существует ряд дополнительных программ.
С давних времён человек учился
познавать окружающий мир и использовать
его себе во благо. Он наблюдал за изменениями
во временах года (лето, осень, зима, весна)
и учился земледелию, садоводству; изучал
способы защиты животных от врагов и находил
свои пути выживания; приручал диких животных,
чтобы использовать их силу в своём хозяйстве….
Природа щедро отдавала людям свои богатства.
Как человеку выразить свою благодарность?
Главный принцип жизни человека
в гармонии с природой: «Не навреди». Познавая,
не разрушай. Не бери у природы больше,
чем тебе необходимо. Прежде, чем сделать,
ответь себе на три вопроса:
Что ты хочешь сделать?
Зачем тебе это нужно?
Кто (что) при этом приобретёт,
а кто (что) потеряет?
Подумай о последствиях!
ЧАСТЬ 2. «Живая природа»
Цель: формирование осознание
ребёнком себя человеком, как части природного
мира.
Задачи:
·
Развивать интерес к физической стороне
бытия объектов живой природы, формировать
у детей представления о том, что животные
и растения живут не изолированно, а в
сообществах (лес, луг, водоем и т.д.); представления
о целостности и уникальности каждого
сообщества, о разнообразии животных и
растений на Земле.
·
Формировать представления о сходстве
и различии общевитальных (дыхание, движение,
рост, питание, размножение) и анатомических
(структурных) признаков, условий жизнедеятельности
и развития объектов живой природы (людей,
животных, растений). Учить находить общие
закономерности построения и развития
организмов.
·
Формировать элементарные представления
о строении и функциях органов и систем
организма человека; формировать понимание
зависимости здоровья человека от состояния
окружающей среды.
· Воспитывать
стремление к здоровому образу жизни в
гармонии с природой.
Содержание части
«Посмотрите, это Я»
Мир живой природы имеет своё
строение. Он состоит из двух основных
частей: растительный и животный мир. К
растительному миру относятся деревья,
кустарники, травы. К животному – люди,
звери, рыбы, птицы, земноводные, пресмыкающиеся,
насекомые, членистоногие.
Представители каждого класса
(растения, животные) схожи между собой
по внешнему виду, месту обитания, способам
передвижения и т.д. В то же время все представители
живой природы имеют общие признаки: растут,
размножаются, питаются, дышат, ощущают
окружающий мир. У живых существ очень
сходное строение, но каждое из них (животное,
растение, человек) неповторимо и уникально.
Человек, как представитель
животного мира, отличается от своих «собратьев»
разумом: он умеет изменять окружающую
действительность, подчинять её своим
интересам и потребностям. Ты наделён
способностью мыслить и принимать решения.
Поэтому ты в ответе за свои поступки.
«Наши маленькие помощники».
У каждого из нас есть пять «маленьких
помощников». Благодаря им, мы воспринимаем,
ощущаем и познаём окружающий мир. Эти
«помощники» (анализаторы) – глаза, нос,
уши, язык и кожа. Каждый из них выполняет
свою «работу». Получить полное представление
помогают опыт и разум.
«Помощники» есть не только
у людей. Животные и растения также ощущают
своё присутствие в мире. Только не умеют
об этом рассказать. Они так же испытывают
приятные воздействия и боль, холод и тепло…
Все объекты живой природы нуждаются
в бережном обращении. Чтобы это понять,
представь себя одним из них. Как бы ты
хотел, чтобы к тебе относились умные и
сильные люди?
«Из чего мы состоим».
Каждый представитель животного
и растительного мира имеет особенности
внешнего и внутреннего строения: у деревьев
есть ствол, а у кустарников – нет; рыбы
покрыты чешуёй, а большинство зверей
– шерстью и т.д.
От внутреннего строения зависит
жизнь живых организмов. Каждый внутренний
орган отвечает за выполнения какой-то
важной функции: у человека лёгкие обеспечивают
дыхание, а растение «дышит» поверхностью
листа и т.д.
Все системы живого организма
взаимосвязаны. Например, при заболеваниях
дыхательных органов у человека нарушается
работа сердца; если нарушается корневая
система растения, то засыхают листья…
Нормальная работа всех внутренних
и внешних систем зависит от общего состояния
организма – здоровья.
В природе нет ничего лишнего.
Как человеку нужны все части тела, все
внутренние органы и системы, так и растениям,
и животным необходимо всё, что им дано
природой от рождения. Вспомни об этом,
прежде, чем сорвать листок с куста или
словить бабочку.
«Я расту».
Все живые организмы имеют сходную
линию жизни: рождаются, растут, взрослеют,
стареют, умирают. Все представители живой
природы изменяются во времени. По этим
изменениям можно определить возраст.
У человека со временем изменяется качество
ума, увеличивается объём знаний. Но это
зависит не от возраста, а от обучения.
Природой определена продолжительность
жизни для представителей каждого класса
живых объектов. Люди для защиты от посягательства
на жизнь придумали законы и наказания.
Природные объекты не всегда умеют постоять
за себя. Но когда насилие над природой
проявляется особенно сильно, случаются
экологические катастрофы. Знания, в том
числе и о природе, нужны нам для того,
чтобы не только ей не мешать, но и уметь
оберегать и поддерживать. Никто не имеет
права самовольно прерывать жизнь другого.
«Если хочешь быть здоров».
Общее состояние живого организма
называется здоровьем. Здоровье бывает
хорошим и плохим, крепким и слабым. Болеют
не только люди, но и животные, и растения,
только у них свои особенные болезни. О
состоянии здоровья можно судить по внешнему
виду.
Растения и животные умеют лечиться
сами. Звери лечатся травами. Деревья –
смолой. Люди научились не только исцелять
многие свои недуги, но и ухаживать за
больными объектами живой природы.
Есть предметы и явления, которые
укрепляют здоровье: полноценное питание,
чистые вода и воздух, благоприятный климат.
Для человека к этим факторам можно отнести
радость, любовь, физический труд, физкультуру
и спорт.
Факторы, противоположные по
значению (плохая пища, загрязнённый воздух,
некачественная вода, вредные микробы,
курение, алкоголь, наркотики и пр.), здоровье
подрывают.
Пища по происхождению бывает
растительной и животной. Её качество
зависит от того, в каких условиях она
выросла: состав почвы, уровень химического
и радиоактивного загрязнения окружающей
среды.
Полноценное питание человека
можно обеспечить, если употреблять здоровую
(полезную) пищу: каши, овощи, фрукты, орехи
и т.д. Продукты синтетического (искусственного)
происхождения, очень сладкая и жирная
пища вредна для здоровья.
Загрязнённый воздух, табачный
дым отрицательно действуют на органы
дыхания. Курящие люди чаще болеют, особенно
туберкулёзом. Животные и растения тоже
не выносят табачного дыма.
Каждый человек должен знать
правила здорового образа жизни и выполнять
их. Важно уметь распознавать вредные
условия окружающей среды и исправлять
их.
Природа позаботилась о том,
чтобы её обитатели имели всё, что им нужно
для полноценной жизни, умели заботиться
о своём здоровье. Легче с момента рождения
охранять и укреплять здоровье, чем после
лечить заболевания. Чтобы сохранить своё
здоровье, надо беречь «здоровье» окружающей
природы.
ЧАСТЬ 3. «Неживая природа».
Цель: систематизация и углубление
представлений детей о явлениях и объектах
неживой природы как факторах экологического
благополучия.
Задачи:
·
Учить детей ориентироваться в мире физических
явлений.
·
Систематизировать знания детей о таких
явлениях и объектах как свет, воздух,
вода, почва, температура. Формировать
основы понимания необходимости бережного
отношения к компонентам неживой природы.
·
Формировать представления о взаимосвязях
живой и неживой природы, показать зависимость
состояния живых организмов в частности
и экологического благополучия на планете
в целом от наличия и качества этих явлений
и объектов.
·
Развивать способность эстетической оценки
окружающей природы.
Содержание части
Все живые организмы существуют
и развиваются только при наличии соответствующих
условий. Им нужна вода, воздух, определённая
температура, свет, плодородная почва.
Для растений все названные
факторы имеют значение в равной степени:
почва и вода нужны как источник жизни
и питания, свет как условия процессов
обмена, температура и воздух как условие
жизни.
Представителям животного воздух,
вода, свет и определённая температура
обеспечивают функционирование организма
и комфортные условия существования. Почва
является источником многих продуктов
питания.
Человек, благодаря своим знаниям,
опыту и разуму, научился выживанию при
отсутствии некоторых факторов: изобрёл
электричество, обогревающие устройства
и пр. Но обеспечивать полноценное здоровье
в искусственных условиях не умеет никто.
Помни:
В природе всё взаимосвязано.
Если «теряет» неживая природа, то страдают
растения, животные и люди. Навредить легко,
исправить трудно!
ЧАСТЬ 4. «Планета
– наш дом. Мы – хозяева в нём»
Цель: обобщение знаний природоведческого
и природоохранного характера, формирование
основ планетарного экологического сознания.
Задачи:
·
Обобщить и систематизировать представления
детей природоведческого и природоохранного
характера.
·
Упражнять в поиске и формулировке элементарных
причинно – следственных связей между
явлениями окружающей природы.
·
Упражнять в прогнозировании глобальных
изменений в окружающем мире, учить искать
наиболее рациональные способы решения
экологических проблем.
·
Закреплять и обобщать правила экологически
грамотного и безопасного для здоровья
человека поведения в природе и в быту.
·
Формировать понимание ответственности
человека за сохранение природы.
Содержание части
Мы живём на планете Земля. Наша
планета одна из самых прекрасных в космическом
пространстве. Учёные пока не нашли ни
одно другой планеты, на которой тоже были
бы условия для жизни людей.
На нашей планете есть водное
пространство (океаны, моря, реки, озёра…)
и суша (материки и острова). На Земле есть
территории с различными климатическими
условиями: жаркие и холодный края, умеренный
климат. В Зависимости от климата на разных
территориях проживают различные животные,
произрастают определённые растения.
На Земле живёт много людей.
Они все разные по национальности, цвету
кожи, интересам и привычкам. Но у всех
одна забота – сохранить нашу планету
для дальнейшей жизни.
7. Конспект занятия
по экологическому воспитанию
детей дошкольного возраста.
«Деревья» (экскурсия)
Цели: закрепить названия деревьев,
их строение, внешние признаки; учить детей
различать деревья по внешним признакам;
образовывать прилагательные от существительных;
существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами; подбирать слова-антонимы;
закрепить употребление предлогов; развивать
словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал
– картинки с изображением листьев разных
деревьев.
Ход занятия
1. Чтение стихотворения
Его весной и летом Мы видели
одетым. А осенью с бедняжки Упали все
рубашки. (Дерево.)
2. Беседа о деревьях
– Деревья бывают лиственные
и хвойные. Лиственные деревья – это те,
которые имеют листву, все хвойные деревья
имеют вместо листьев иголки, называемые
«хвоей». Зимой лиственные деревья опадают,
а хвойные – сохраняют свою хвою.
– Назовите лиственные деревья.
(Береза, дуб, осина и т.д.)
– Где растут деревья? (В лесу,
парке, саду, на газонах и т.д.)
– Что есть у дерева? (Корень,
ствол, ветки, крона, почки, листья.) Логопед
рассказывает о каждом дереве.
БЕРЕЗА – ствол тонкий, стройный,
прямой, белый, листья округлой формы.
СОСНА – ствол толстый, стройный,
коричневый, вместо веток иголки.
РЯБИНА – ствол тонкий, прямой,
коричневого цвета, дерево высокое, лист
овальной формы, состоит из мелких листочков,
расположенных попарно. У рябины есть
красные ягоды.
ТОПОЛЬ – ствол высокий, серого
цвета, лист овальной формы, почки липкие.
ДУБ – могучее дерево, его мощный
ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист
резной, овальной формы, кроме листьев
у дуба есть желуди.
ИВА – ствол темно-зеленого
цвета, листья зеленые, осенью желтеют,
по форме листья ивы продолговатые.
КЛЕН – ствол у клена темно-серый,
лист имеет форму звездочки.
ОСИНА – ствол у осины серый,
листья по форме круглые.
Ствол у ели, сосны, лиственницы
– коричневого цвета. У елки ствол зеленого
цвета. Все хвойные деревья имеют маленькие
овальные шишечки. У ели и сосны шишки
крупные, а у лиственницы – маленькие.
3. Физкультминутка
Мы вокруг березы Весело пойдем,
Руки вверх поднимем, Покружимся
слегка. И подбросим листья Вверх под облака.
Логопед показывает картинки
с изображением листьев разных деревьев
и предлагает детям найти такой же.
– Лист клена. Лист, какой? –
Кленовый.
– Лист березы…
– Лист липы…
– Лист тополя…
Как называется явление в природе,
когда падают листья? (Листопад.)
6. Дидактическая
игра «Скажи ласково»
7. Игра «Прятки»
По заданию логопеда часть детей
прячется за деревьями, другая – по инструкции
логопеда ищет. («Найди, кто спрятался
за высоким деревом, низким, толстым, тонким,
у длинного корня, у короткого корня и
т.д.»)