Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 20:49, контрольная работа
Причину обмеления специалисты видят в изменении гидрологического режима реки, что совпало с одновременным увеличением ее водозабора. Коэффициент использования водных ресурсов бассейна озера Балхаш достаточно высокий и превышает экологически допустимый предел. В результате этих двух факторов, Балхаш получает объем воды вдвое меньший, чем прежде. В настоящее время общей экологической проблемой в бассейне озера Балхаш является загрязнение атмосферного воздуха, водных ресурсов, накопление токсичных и опасных отходов.
Рекреационный потенциал озера
и окрестные
Несмотря на сравнительную бедность фауны, экономическая важность озера Балхаш основывается на рыболовецком промысле и разведении рыбы, которое началось в 1930-х годах. В 1952 году годовой улов составлял 20 тыс. тонн, в 1960-х годах добывалось до 30 тыс. тонн рыбы в год, в том числе до 70 % ценных пород. Однако уже в 1990-х годах добыча упала до 6, 6 тыс. тонн в год, ценных пород из них — лишь 49 тонн. Снижение темпов рыболовства объясняется отсутствием в настоящее время программ по воспроизводству рыбных ресурсов и их видовому составу, а также широким распространением браконьерства.
По озеру Балхаш, нижнему течению
реки Или и Капчагайскому водохранил
Судоходство на озере Балхаш было организовано в 1931 году — в город Балхаш были привезены два парохода и три баржи. На 1996 год по озеру перевозилось до 120 тыс. тонн минерально-строительных грузов, 45 тыс. тонн рыбной продукции, 20 тыс. тонн бахчевых культур и 3, 5 тыс. человек пассажиров, но к 2004 году объёмы сократились до 1 тыс. человек пассажиров и 43 тыс. тонн рыбной продукции. На 2004 год всего в Или-Балхашском бассейне эксплуатировалось 87 судов, среди них 7 пассажирских, 14 грузовых барж и 15 буксиров.
Предполагается, что к 2012 году объём перевозимых стройматериалов в Или-Балхашском бассейне достигнет 233 тыс. тонн, продукции животноводства и сельского хозяйства — не менее 550 тыс. тонн, а рыбной продукции — не менее 53 тыс. тонн. Также ожидается, что развитие экологического туризма вызовет рост пассажирских перевозок по озеру Балхаш, объём которых составит до 6 тыс. чел в год. Объём перевозки руды водным транспортом к 2012 году ожидается не менее 3 500 тыс. тонн в год.
Что касается социальных аспектов развития, то можно сказать, что в бассейне сосредоточена одна пятая часть населения республики, половина – сельские жители. Активная часть населения (без Алматы) 850 тыс. человек, из них 544 тыс. на селе. Сохранился высокий уровень образования населения. Однако существующая система управления ИББ не позволяет эффективно использовать этот потенциал и ведет к нарастанию социальных проблем. К ним относятся низкий уровень жизни населения (в январе 2010г. денежные доходы составляли 15067 тенге в месяц на человека – прожиточный минимум составляет 12 141 тенге), сокращение численности населения (с 2001 по 2007 годы количество жителей в Алматинской области сократилось на 93 тыс.чел., в остальных областях бассейна на 97 тыс.чел.), высокий уровень безработицы (не имеют работы до 13% трудоспособного населения), повышение уровня заболеваемости населения и уменьшение продолжительности жизни (до 62, 7 лет у мужчин и 71, 5 у женщин). Снизилась рождаемость с 23, 3 (в 1990г.) до 14, 6 на 1000 человек в настоящее время. Увеличилась смертность с 7, 9 до 8, 9 на 1000 человек. Сократилось потребление продуктов питания на душу населения за 10 лет: мяса с 77кг в 1999 году до 45кг в 2007, молока и молочных продуктов с 337 до 231л, яиц с 248 до 99штук.
Приостановка
Так же в регионе существуют проблемы управления. Существующая система управления в регионе имеет очень сложную структуру со слабым взаимодействием между субъектами управления. Отсутствие общих целей и программы для поддержки условий жизнедеятельности в бассейне, разобщенность секторов и субъектов в управлении единым организмом ИББ, сложность в привлечении крупных инвестиций при раздробленной на 15 министерств и 4 области ответственности и полномочиях – это далеко не полный перечень проблем существующей системы управления. Связанные в единый природный комплекс и технологические процессы, объекты управления ИББ: орошаемые земли, пастбища, водоемы и оросительные системы, водохранилища и Капшагайская ГЭС, находятся в разных схемах управления. Для согласованных действий требуются сложные и не всегда осуществимые на практике процедуры. Водные ресурсы управляются несколькими субъектами: вододеление – у бассейновых инспекций, водохранилища и регулирование оросительных сетей – у предприятий подающих воду в оросительные системы, орошаемые земли – у сельскохозяйственных производителей, объединенных в товарищества, гидроэлектроэнергетика – в системе энергетической компании. Гидростанция на Капшагайском водохранилище находится в ведении Компании Алматы Пауэр Консолидейтед, которая не заинтересована в ирригационном и экологическом режимах попусков. Основной потребитель воды – орошаемые земли. Фермеры получают ее бесплатно, что не стимулирует их интерес к экономии воды и внедрению водосберегающих технологий.
В результате сложности планирования и управления многосекторальной деятельностью по всему бассейну, не ведутся работы по экономии и вовлечению в оборот дополнительных водных ресурсов, не осуществляется развитие энергетики и гидроэнергетики. Регион, имея мощный ресурсный потенциал для гидро- и тепловой энергетики, беден электроэнергией, поставляемой извне с высокой стоимостью. Площади орошаемых земель за 10 лет, даже после вложений огромных средств, сократились вдвое. Такое же положение с обводнением пастбищ, приведшее к сокращению поголовья овец в 3 раза. При наличии значительных ресурсов и благоприятных климатических условиях в регионе сохраняется самый низкий в республике уровень доходов населения, высокий уровень безработицы, бедность, болезни.
Основные направления
Сохранение экосистемы бассейна и стабилизация гидрологического режима озера Балхаш.
Сохранение экосистемы является основным условием сохранения и поддержания жизнедеятельности в бассейне. На первом этапе программы потребуется провести оценку емкости экосистемы бассейна, определить экологические пределы для хозяйственной деятельности с последующей разработкой лимитов и нормативов природопользования, механизмов поддержки благополучного состояния окружающей среды.
Уровень озера Балхаш является одним из основных индикаторов состояния экосистемы бассейна. Институтом «Казгипроводхоз» на основании математического моделирования и разработок института географии НАН РК определены оптимальные уровни озера Балхаш 341-342 м Балтийской Системы (БС), при которых обеспечивается жизнеспособное функционирование экосистемы «Озеро-Дельта».
Для поддержания оптимального гидрологического режима озера с уровнем не менее 341 м предполагается разработка стратегии интегрированного управления водными ресурсами бассейна, разработка и уточнение лимитов и нормативов водопользования, совершенствование механизмов контроля и стимулирования экономии воды.
Анализ ключевых проблем развития
Или- Балхашского региона и
1. Сохранение и восстановление экосистем дельты реки Или.Дельта реки Или является частью экосистемы «Озеро-Дельта», выполняя роль природного контррегулятора стока в Балхаш. Для сохранения её экосистем требуется восстановить естественный гидрологический режим реки Или. С этой целью предлагается изучить состояние экосистем, разработать комплекс мер по их сохранению и восстановлению. Оценить возможности строительства Кербулакского контррегулятора с полезным объемом 20 млн.м3 и ГЭС. По предварительным оценкам, Кербулакская ГЭС может устранить разрушительную для экосистем неравномерность попусков воды Капшагайской ГЭС и позволит увеличить её производительность. Одновременно это может создать благоприятные условия для биоты, уменьшить наносимый ущерб и угрозу затопления населенных пунктов.
Кроме этого, для восстановления экосистем дельты предполагается разработать и осуществить комплекс гидромелиоративных мероприятий, включающих создание не менее 10 озерных систем, площадью 123, 6 тыс.га, в том числе для ондатроводства 17, 0 тыс.га, для рыбоводства 56, 4 тыс.га.
2. Вовлечение в оборот
Одной из мер предотвращения потерь предлагается дренирование. Этот вид работ наиболее эффективен на засоленных и заболоченных землях, где дренирование не только даст экономию воды, но и улучшит условия природной среды.
3. Улучшение качества
Для охраны вод малых рек предлагается разработка городами и населенными пунктами комплекса мер по предотвращению загрязнения рек с ужесточением системы контроля за их выполнением. Целесообразно составление и уточнение схем малых рек, с комплексом мероприятий по их охране. Охрана вод Капшагайского водохранилища предполагает проведение крупных мероприятий, таких как реконструкция и расширение очистных сооружений и систем канализации городов, использование сточных вод на орошение с/х культур, установление водоохранной зоны по периметру водохранилища, создание лесопарковых массивов в зонах рекреации водохранилища.
Вопросы охраны озера Балхаш и дельты р. Или тесно связаны с качеством природоохранной деятельности в бассейне. Задача состоит в разработке и реализации мер по уменьшению вредных выбросов и сбросов и, прежде всего, Балхашским ГМК. Важным мероприятием по охране озера является организация работ по водоохранным зонам.
Для снабжения качественной питьевой водой населения в районных центрах, центральных усадьбах и рабочих поселках предлагается разработка специальной подпрограммы водообеспечения населения бассейна, включающая комплекс водоохранных и технических мероприятий с использованием для небольших населенных пунктов имеющихся эффективных локальных установок и технологий. Такая подпрограмма будет согласована с разрабатываемыми программами водообеспечения областей и Государственной программой "Питьевые воды".
4. Вопросы трансграничного
Интеграция в международные и глобальные программы более высокого статуса. Предполагается оценить возможные варианты подачи совместно с сопредельными странами общей заявки в ГЭФ, в программы ООН, СПЕКА, ЭСКАТО на демонстрационный проект модельной территории устойчивого развития бассейна в аридных условиях. Рассмотреть возможность внесения проекта в Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС), СВДМА, программу НАТО «Партнерство ради мира» как пилотного проекта для отработки новых механизмов безопасного и устойчивого развития.
Вовлечение стран-посредников
Предлагается рассмотреть
Изучить возможности создания регионального фонда страхования безопасного и устойчивого развития для поддержки проектов сохранения гидрологического режима, международного туризма, организации транспортной инфраструктуры. Такой фонд может аккумулировать средства для страхования от политических, военных и экологических рисков в Центрально-Азиатском регионе.
Развитие устойчивой экономической деятельности.
Акцентируется внимание на преимущественную поддержку отраслей, дающих одновременно экономический и экологический эффект. К ним относятся отрасли, развитие которых обусловлено ростом экологических благ и ресурсов (туризм, рыболовство, разведение ондатры), и отрасли экологического бизнеса (переработка отходов, вовлечение возобновляемых источников энергии, лесоводство). Государству необходимо обеспечить поддержку, стимулирование сильных и конкурентоспособных экспортно-ориентированных отраслей. Это производство и экспорт дешевой электроэнергии, переработка и выпуск экологически чистой сельскохозяйственной продукции, тонкорунное овцеводство и пушное звероводство. Межотраслевые отношения будут сформированы на основе комплексного бассейнового подхода и взаимовыгодных действиях.
Дефицит электроэнергии является сдерживающим фактором развития производительных сил ИББ. Поэтому предусматривается развитие устойчивой энергетики и производство собственной электроэнергии. В Алматинской области имеются уникальные возможности для развития электроэнергетики, способной удовлетворить не только потребителей области, города Алматы, но и всего юга страны, выйти на энергетический рынок Центральной Азии и Китая. Следует изучить возможности строительства 2-х гидроэлектростанций – Майнакской, мощностью 300 Мвт и Кербулакской – 50 Мвт. Перспективно развитие ветроэнергетики, которые в сочетании с другими источниками электроэнергии, способны покрыть спрос на электроэнергию при неблагоприятных погодных условиях. Развитие ветроэлектростанций может быть реализовано, как коммерческое направление, если будет действовать рынок торговли на выбросы парниковых газов в рамках Киотского Протокола. Стратегией развития энергетики РК до 2030 года Или-Балхашский бассейн обозначен как перспективный для строительства малых ГЭС. Все эти меры могут дать значительные налоговые и валютные поступления для развития ИББ.